Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок по истории

12.03.2012 3177 1 11831
Потешкина Виктория Сергеевна
Потешкина Виктория Сергеевна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
Дисциплина: История

Тема урока: Монголо-татарское нашествие

Тип урока: творческий урок.

Вид урока: практическое занятие с элементами деловой игры.

Время: 80 минут


Цель: создать условия для развития ключевых компетенций обучающихся через обобщение знаний по теме «Монголо-татарское завоевание», для понимания ими роли монголо-татарского ига в истории нашей страны.


Задачи:

Образовательная:

· Содействовать обобщению, закреплению, повторению обучающимися материала по теме «Монголо-татарское завоевание»: особенности монголо-татарского войска, походы Батыя на Русь и их последствия для нашей страны, Золотая Орда и особенности монголо-татарского ига. Познакомить обучающихся со взглядами историков на роль ига в истории Руси.

Воспитательная:

· Создать условия для воспитания уважения к историческому прошлому нашего народа, патриотических чувств учащихся к истории Родины, интереса к предмету

Развивающая:

· Способствовать развитию критического мышления обучающихся, развитию навыков работы с картой, текстом параграфа, вычленять причинно-следственные связи, работать самостоятельно, в парах, в группах; выполнять проблемные задания, делать выводы.


Формы организации познавательной деятельности:

1. фронтальная

2. парная

3. индивидуальная


Метод обучения: проблемный, приёмы технологии развития критического мышления


Средства обучения:

1. наглядные

2. словесные

3. печатные (учебник, документы)


Оборудование урока:

· Учебник истории - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. С древнейших времён до конца 16 века».М.: Просвещение, 2008;

· Настенная карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII в.”;

· Анимационный фильм «Нашествие монголо-татар» (из энциклопедии Кирилла и Мефодия);

· Тетрадь.

· Меловые записи на доске (три точки зрения историков) (Приложение №1);

· На доске «Ромашка вопросов» (Приложение №3);

· Карточки:

1) таблица тонкий и толстый вопрос по теме «Монголо-татарское нашествие» (Приложение№4);

2) кластер по теме «Особенности ига» и фишбоун по теме «Монголо-татарское войско» (Приложение №5)

3) Рисунок-схема по проблемному вопросу(Приложение №7);

· На доске план урока (Приложение №2).


Ход урока:

 

Деятельность преподавателя

Методы, приёмы, средства

Форма работы с учащимися

1.Организационный

-приветствие; - подготовительный этап (мотивационный) (Приложение№1) - оглашение темы урока; -проблемный вопрос с использованием исторических документов - целеполагание к уроку с участием учащихся; -оглашение плана урока(Приложение№2).

Приёмы личностно-ориентированного обучения, проблемное обучение наглядный метод, межпредметная связь с литературой

- приветствуют,

Староста докладывает об отсутствующих студентах

Фронтальная и индивидуальная

 

2. Актуализация знаний,

умений и навыков

 

-просмотр анимационного фильма

-ромашка вопросов по теме «Монголо-татарское нашествие» (карта) (Приложение № 3);

-тонкий и толстый вопрос по теме «Монголо-татарское нашествие» (Приложение № 4);

-кластер по теме «Особенности ига» и фишбоун по теме «Монголо-татарское войско» (Приложение  № 5).

 

Применение интерактивных средств обучения

Приёмы технологии развития критического мышления, наглядные средства обучения (карта)

 

-индивидуальная,

 

-парная;

 

-групповая

3. Этап применения

и закрепления знаний

Возвращение к проблемной ситуации (Приложение № 6).

 

Проблемное обучение

-индивидуальная

4. Рефлексия

-возвращение к целям урока;

-подведение итогов работы на уроке (Приложение № 7)

- домашнее задание на будущий урок

 

Приём личностно-ориентированного обучения

 

Опережающее обучение, межпредметная связь с литературой

-фронтальная

 

Литература:

1. Учебник А.Н. Сахарова, В.И. Буганова «История России с древнейших времён до конца 17 века». М.: Просвещение, - 2008.

2. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» , -2009.


Приложение № 1

Мотивация учащихся:

Мы закончили с Вами изучать тему «Русь под монголо-татарским игом» в теме «Политическая раздробленность Руси» и у каждого из Вас возникло определённое представление о значении нападения монголо-татар на нашу Родину.


Уж отравленные стрелы
Через стены в Кремль летят.
Москвичи упорны, смелы
И сдаваться не хотят.
Все пришли для обороны.
Москвичам неведом страх.
Старики, ребята, жёны
Греют чаны на кострах,
Чтоб расплавленной смолой ,
Был облит ордынец злой,
Если на стену полезет
С ядовитою стрелой.
А народ собрался всякий:
Кузнецы и гончары,
Мукомолы, кожемяки,
Водовозы, столяры...
Из бойниц в татар стреляют,
Кипятком их обливают,
И грохочет над Кремлём
Русских пушек первый гром.[2]

(Сожжение Москвы Тохтамышем 1382 г.)


Конечно, в русской истории было немало тяжёлых, переломных моментов, но самый переломный момент – это монголо-татарское нашествие. Оно разделило историю Руси как бы на два периода - на домонгольский и послемонгольский. Почти 300 лет Русь жила под игом монголо-татар и конечно это не могло остаться бесследным.


Тема нашего урока звучит так: «Монголо-татарское вторжение» (запись темы в тетрадях).


Проблемный вопрос: Существуют три точки зрения по поводу роли монголо-татар для Руси:

 



Эти три мнения можно представить в виде такого рисунка-схемы:
 

 



Каждый из Вас в ходе занятия, на котором мы повторим материал о монголо-татарском нашествии, должен записать факты к + и - , и решить какую точку зрения поддерживает, представить своё мнение. (каждому обучающемуся раздаётся лист с этой схемой).


Таким образом, какие мы поставим сегодня цели занятия? (обуучающиеся формулируют цели урока, после чего преподаватель обобщает сказанное)


Приложение № 2

Сегодня мы будем работать по следующему плану:

Вопрос

Ответ

1

Настоящее имя Чингисхана?

Темучин

2

Какая страна первой оказалась захвачена монголо-татарами?

Китай

3

На какой реке впервые встретились русские и монгольские войска ?

р. Калка

4

Какая территория Руси первой пострадала от нашествия монголо-татар?

Рязанская земля

5

Кто возглавлял монголо-татар в первом походе на Русь?

хан Батый

6

Кто возглавил дружину уцелевших жителей Рязани?

Евпатий Коловрат

7

Была ли взята монголами Москва?

Да, город был разграблен и сожжён дотла.

8

При штурме какого города монголо-татары использовали стенобитные машины?

При взятии г. Владимир

9

Куда бежали чудом выжившие жители?

На север, на реку Сить к Юрию Всеволодовичу.

10

Жители какого города применив смекалку, наморозили на городских стенах ледяной панцирь и две недели отбивали атаки врага?

Жители г. Торжок

11

Почему монголы не пошли на Новгород, отвернув за 100 верст от него на юг?

Нехватка фуража, продовольствия, болота, а также известие, что город хорошо подготовился

12

Какой город монголы взяли хитростью, выманив защитников за стены города притворным бегством?

г. Козельск

13

Какие цели поставил Батый перед своими войсками во втором походе?

Завоевание южных русских земель, а также Западной Европы

14

Какой город монголы не могли взять три месяца, и ценой огромных потерь всё же захватили его?

г. Киев





























1. Организационный момент (тема, цели занятия)

2. Повторение:

1)Просмотр анимационного фильма

2)Разминка «Ромашка вопросов»;

3)Работа в парах «Таблица тонкий и толстый вопросы»;

4)Работа двух групп:

- составление фишбоуна «Сила монгольского войска», - составление кластера «Особенности монголо- татарского ига».

3. Обобщение

4. Подведение итогов урока.


Приложение № 3

Разминка: «Ромашка вопросов»

Обучающиеся подходят к доске и по одному срывают любой лепесток, на обратной стороне которого написан вопрос, требующий быстрого ответа (если обучающийся затрудняется, он называет студента, который поможет ему), преподаватель фиксирует у себя в протоколе кто сколько дал правильных ответов.


Приложение № 4

Работа с текстом «Толстый и тонкий вопрос»

Придумайте вопросы по тексту «Русь и Золотая Орда»

Тонкий вопрос ?

Толстый вопрос ?

Кто?

Где?

Когда?

Сколько?

Какой, какая, какие, какое?

Почему?

Каким образом?

Зачем?

Обучающиеся в течение 5 минут работают с параграфом, заполняя таблицу, затем задают их друг другу по парам по очереди.



Приложение № 5

Групповая работа «Кластер», «Фишбоун»

1 группа

Составление кластера по теме «Особенности монголо-татарского ига»




 

2 группа

Составление фишбоуна по теме «Монголо-татарское войско»

 



Обучающиеся записывают в верхних секторах фишбоуна черты монголо-татарского войска, а в нижних секторах следствия этих особенностей, их значение.


Приложение № 6

Возвращение к проблемной ситуации

Итак, ребята, мы повторили очень многое о нашествии монголо-татар и теперь каждому из Вас предстоит закончить схему - весы, подписывая доказательства в каждую графу, а затем принять решение о том какую позицию займёт каждый из Вас: положительная, отрицательная или незначительная роль нашествия монголо-татар.

(Обучающиеся могут пользоваться учебником )

Эти три мнения можно представить в виде такого рисунка-схемы:




Приложение № 7

Подведение итогов работы на занятии

Преподаватель выслушивает каждого студента, в процессе выступления которого сообщает свою точку зрения и факты, на его взгляд, доказывающие её. Также обучающиеся сдают все письменные работы на проверку преподавателю.

Педагог дополняет ответы учащихся, используя следующие факты:

Особенности ига:

1. Монголо-татары не поселились на русских землях (леса и лесостепь не их ландшафт).

2. Веротерпимость татар-язычников: Русь сохранила свою религиозную независимость. Единственное требование к Русской Православной Церкви – молитвы за здоровье великого хана.

3. Русские князья не лишились власти над населением своих земель. Они стали вассалами хана Золотой Орды, признав его верховную власть (автономия Руси).

Отрицательные последствия:

1.Уничтожено множество русских людей. 2.Разорено множество сел и городов. 3.Ремесло пришло в упадок. Многие ремесла забыты. 4.Систематически из страны выколачивались средства в виде “выхода”. 5.Усилилась разобщенность русских земель, т.к. монголо-татары стравливали князей друг с другом. 6.Погибли многие культурные ценности, произошел упадок каменного строительства. 7. Последствие, скрытое от современников: если в домонгольской Руси феодальные отношения развивались по общеевропейской схеме, т.е. от преобладания государственных форм к усилению вотчинных, то в послемонгольской Руси усиливается давление государства на личность, происходит консервация государственных форм. Это связано с необходимостью изыскивать средства для выплаты дани.




Вывод:

Таким образом, ордынское владычество имело очень тяжёлые последствия для Руси, оно оказало влияние на все стороны русской жизни: способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменению характера власти. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.


Домашнее задание:

Сегодня каждый из вас высказал свою точку зрения, при этом повторил, обобщил изучаемый материал. Но мы с Вами ещё не познакомились с тем, как закончилось для Руси монголо-татарское иго, когда, где и как проходило решающее победное сражение… Вот стихи об этом сражении:


Поутру Мамай в шатре
Глянул в щёлку узкую
И увидел на заре
В поле силу русскую.
“Ай-ай-ай! – подумал хан.–
Что за наваждение!
Может, так шалит шайтан?
Может, сновидение?”
Хан опять глаза протёр,
Закричал сердито.
Трепеща, к нему в шатёр
Прибежала свита.
“Вы видали эту рать?
Мы её разгоним!
Время битву начинать!
Батыры! По коням!
Поднимайтесь на врага
Золотой Ордою!”


Дома каждый из Вас попробует поработать с этим отрывком и, как можно больше, назвать фактов об этом решающем сражении. Попробуйте найти дополнительную информацию об этом сражении, о его участниках и последствиях.

 




Назад к списку

Комментарии
Цель сего урока совпадает с целью идеологов крестоносцев, старавшихся осуществить свой Дранг нах остен" - "Натиск на восток" - посеять вражду между русскими и татарами, двумя стратегическими этносами Евразии-России. Как видим, эта цель актуальна еще для кое-кого.

Прежде всего надо заметить, что очень и очень многое переврали нам сочинители нашей "истории" Шлецеры-байеры-милеры - "немцы, которые зело бояхуся и имени татарского" (Новгородский летописец, XIII век).
Да, господа соотечественники, надо сказать, как татары, так и русские земляки-соотечественники, - многие зело оболванены штатными историками-идеологами, которые по инерции все гонят тоннами "на гора" т.н. «научны труды» - а на самом деле пропаганду времен романо-германского ига (Трубецкой) и совпартократии.
Тогда властям, "расположившимся в стране как оккупационная армия" (Герцен), было выгодно стравливать народы - чтобы не объединились и не стряхнули их с вершины власти. Ну а ныне-то кому оно надо?
Читайте полное опровержение мифов об "извечной вражде русских и татар" в статьях “О подлинной истории стратегических этносов Евразии” и «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно». Их легко найти в Интернете по названиям. Там в статьях ссылки на обстоятельные труды добросовестных и некриводушных историков.

Так что многим и многим нашим соотечественникам вначале ликбез надо бы преподавать об их Подлинной истории. Слава Богу, начали этим заниматься независимые историки-исследователи, крушат ныне мерзопакостную «черную легенду» о наших предках.
По татарско-русским отношениям в истории, и вообще по подлинной истории татар, связанной с историей всего Отечества, есть отличные работы ученика и последователя Л.Н. Гумилева, независимого историка-исследователя Г.Р. Еникеева:
1). "Корона ордынской империи" (Москва, "Алгоритм", 2007 и 2011 г.),
2). "По следам черной легенды" (Москва, "Медина", 2009 г.),
3). “Великая Орда: друзья, враги и наследники (Московско-татарская коалиция: XIV-XVII вв.)” (Москва, "Алгоритм", 2011 и 2013 г.),
4). “Наследие татар” (Москва, Алгоритм, 212 и 2013 гг.).

Иван Смышленый

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*