Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Создание на уроках профессионального цикла условий для повышения качества подготовки специалистов

31.10.2016 702 1199
Дьячкова Ольга Федоровна
Дьячкова Ольга Федоровна, преподаватель

Александровский сельскохозяйственный колледж

Анализ состояния среднего профессионального образования показывает тенденцию к снижению интереса к приобретению знаний, заинтересованности в их накоплении и совершенствовании, пассивность наших студентов  в процессе обучения. Результаты проводимого анкетирования и анализ причин, побудивших учащихся поступить в группы строительного профиля показывает следующее:

-43 % студентов пришли учиться в группы строительного профиля потому, что нет возможности учиться в другом учебном заведении;

-27% студентов  просто не хотят продолжать учебу в школе;.

-17% студентов пришли учиться в строительные группы потому, что группы других специальностей были уже укомплектованы.

-И только 13 % студентов  выбрали эти профессии осознано!

Отсюда напрашивается вывод, что основная масса студентов  не имеет особого стремления к овладению профессией. Все это отражается на качестве образовательного процесса.

Важным условием повышения качества образования, я считаю, является активная познавательная деятельность студентов на уроке. Поэтому, я, как преподаватель с тридцатилетним стажем работы, прекрасно осознаю особенности настоящего времени, постоянно совершенствую свои знания и постоянно веду активный поиск эффективно работающих технологий, методов и приемов, позволяющих мне работать над достижением основной моей цели - повышением качества обучения моих студентов. И основной упор в своей работе делаю на формирование у учащихся активной познавательной деятельности на уроке, а через нее на формирование профессионально значимых качеств: профессиональной мобильности, способности к самостоятельному мышлению, сознательному труду и др., которые помогут им реализовать свои возможности в соответствии с требованиями нынешнего рынка труда.

Меня глубоко волнует проблема развития личности, поэтому основной задачей своей работы считаю создание условий для формирования необходимых знаний, умений и навыков студентов  по предмету, формирования и развития мыслительной деятельности и познавательной активности студентов. Ведь еще великий Ян Амос Коменский говорил, что учение должно быть кратким, приятным и основательным. Чтобы было учиться приятно, необходимо проводить интересные уроки, разнообразить их по форме и содержанию, чтобы учащиеся с желанием шли на урок. Необходимо выработать профессиональную манеру создавать на своих уроках такую атмосферу, такой психологический климат, чтобы уроки были ожидаемы.  Уверена в том, что главнейшим условием развития личности обучающегося является его активная познавательная деятельность, навыки к самостоятельной работе на уроке и во внеурочное время, к самообразованию, а также способность к рефлексии.

Большую роль в создании на уроках технологии условий для активизации познавательной деятельности отвожу созданию ситуаций успеха на уроке, стимулированию и мотивации учебной деятельности обучающихся, приемы и методы создания которых, как я считаю, между собой тесно взаимосвязаны, дополняют и раскрывают друг друга. Служат одной цели - активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке.  Развитию и самосовершенствованию личности обучающихся, успешной адаптации их в обществе во многом способствует правильно выбранная преподавателем методика преподавания его предмета, методы и приемы, применяемые им в процессе обучения. Не секрет, что при этом огромную роль играют создаваемые ситуации так называемого успеха на уроках, благодаря которым у учащегося появляется желание учиться, развиваться и совершенствоваться. Успех — это такая организация учебной деятельности обучающихся  на уроке, которая создаёт им возможность достичь значительных результатов в овладении профессией, благодаря тому, что он является двигателем внутренних сил учащегося на преодоление трудностей.

Большую роль в создании на уроках технологии условий для активизации познавательной деятельности, как было отмечено ранее, играет применяемое мной в процессе обучения стимулирование. Некоторые стимулы могут выходить за рамки самого учебного процесса. Таковыми являются подчеркивание важности самообразования в наши дни, его необходимости для человека; фиксация внимания на примере успехов людей, занимающихся самообразованием. Некоторые из них заложены в содержании материалов урока: привлечение новейших достижений науки, обзор литературы по теме, показ практической значимости материала, его перспективности для различных профессий и т.д. Некоторые методы и формы организации учебной деятельности обучающихся также могут содержать в себе стимулы к ее активизации. К ним относятся решение проблем, требующих широкой ориентировки в предмете; задавание вопросов на уроке; выполнение самостоятельных работ, в том числе и творческих; дополнение учащимися материала на уроке сведениями из прочитанной литературы и др. Например, проведение урока - соревнования по теме «ТЕХНОЛОГИЯ ОШТУКАТУРИВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ. ПОВТОРЕНИЕ» требовало от учащегося решения различных заданий, широкой ориентировки в предмете, и в то же время, развивает интерес к предмету.

Я считаю, что самый лучший способ, стимулирующий активность обучающихся на уроке, это получение оценок «4» и «5». Ничто так не окрыляет студентов  как хорошая оценка, т.е. признание преподавателем заслуг обучающегося и их должное оценивание. Но чтобы получить хорошие оценки необходимо, конечно же, накопить багаж определенных знаний, а это требует от учащегося затраты большого труда. Таким образом, оценка является одним из стимулов активной деятельности обучающихся  на уроке.

Развитию творческой активности учащихся иногда способствуют факторы, косвенно зависящие от преподавателя. Так, выдав в рамках предметной недели учащимся задание составить кроссворд, на следующий день я получила от одного из них кроссворд на 120 слов, который он составлял полночи. Это было взрывной бомбой для остальных учащихся. Очень многие тоже захотели испытать свои силы, принялись составлять кроссворды. В другой группе я поступила иначе: предложила каждому в течение 15 минут составить кроссворд. Победителем должен быть стать тот, в чьем кроссворде получилось бы больше слов. При этом сама участвовала в конкурсе наравне с учащимися. Эффект был великолепный, тишина идеальная. Наверное, каждому хотелось показать результат лучше, чем мой.

Работа по стимулированию творческой активности обучающихся  на уроке требует от преподавателя создания благоприятного климата, располагающего к учебной деятельности, пробуждению интереса к учению и желанию добывать знания в процессе самостоятельной работы.

Наказание не может являться эффективным стимулом обучения, а поощрение за успехи в образовательной деятельности играет немалую роль, так как укрепляет мнение о пользе этой деятельности, фиксирует уровень его притязаний, влияет на эмоциональную сферу. Учитывая выше сказанное, я в своей деятельности применяю общепринятые правила стимулирования.

Несмотря на то, что в работе по активизации познавательной деятельности учащихся на уроке встречается ряд трудностей, в целом она заслуживает внимания. При правильном и умелом использовании различных методов в работе преподаватель через конкретное содержание учебной программы путем создания на уроке определенных условий максимально изыскивает возможности для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и способствовать повышению качества обучения.

Проблема качества образования постоянно находится в зоне моего внимания, поэтому я веду поиски путей совершенствования содержания и методов своей работы.  Стараюсь шире использовать в работе активные методы обучения, нетрадиционные формы уроков, которые в большей степени активизируют познавательный процесс. Я всегда помню, что успех в деле повышения качества образования во многом зависит от меня и моей активной жизненной позиции. Поэтому совершенствую методы и приемы своей педагогической деятельности, использую новые технологии, создаю на уроках условия, при которых студенты активно овладевают не только знаниями, но и способами их приобретения. Сегодня уже недостаточно знать производство, иметь специальные навыки по профессии. Сегодня очень важно сформировать у будущего рабочего активную жизненную позицию, так необходимую ему в дальнейшем успешном продвижении в  профессиональной карьере.

 

Оригинал работы:

Создание на уроках профессионального цикла условий для повышения качества подготовки специалистов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*