Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация учебной и производственной практики при реализации образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих

31.10.2016 1052 1587
Юрьев Сергей Иванович
Юрьев Сергей Иванович, заведующий отделением

Александровский сельскохозяйственный колледж

Переход экономики России на рыночные механизмы даёт ясно понять, что  выпускники учреждения СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В связи с этим необходимы поиск новых подходов и радикальное обновление  структуры. Профессиональное образование должно в большей степени ориентироваться на удовлетворения потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, что объясняется рядом причин, в число которых входят :

-рост требований к квалификации и качеству подготовки квалифицированных рабочих;

-ужесточение конкуренции на рынке труда, появление новых профессий;

-изменение внешней среды, характера действия экономических и социальных факторов;

-увеличение на рынке количества образовательных услуг, повышение требований потребителей образовательных услуг (обучающихся и их родителей).

В нашем колледже реализуются образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих по профессиям «Мастер отделочных строительных работ» и «Повар, кондитер».  Всего обучаются на рабочие профессии 126 студентов.

Федеральный государственный образовательной стандарт разработан на основе модульно-компетентностного подхода. Модульно-компетентностный подход является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода к системе профессионального образования, то есть формой его реализации. Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований  к рабочему вследствие изменений в технологиях и организации труда, тем самым обеспечивая качество подготовки рабочих на конкурентоспособном уровне.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым  в основном готовится будущий рабочий, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой колледжем совместно с заинтересованными работодателями.

Особое место в профессиональном обучении занимает учебная и производственная практика, которая проводится в соответствии с ФГОС СПО и приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 г № 291 « Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования». На основании Типового положения разработано «Положение об учебной и производственной практике обучающихся  ГБПОУ АСХК»

В соответствии с требованиями ФГОС СПО учебная и производственная практика проводятся колледжем при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрировано в несколько периодов , так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей по осваиваемой профессии.

Для прохождения обучающимися учебной и производственной практики в колледже созданы 8 мастерских, оснащенных мебелью, инвентарём и другим оборудованием для проведения уроков производственного обучения. В колледже постоянно совершенствуются материально-техническая база и комплексно-методическое обеспечение мастерских. Учебная и производственная  практика осуществляется как непрерывным циклом, так и путём чередования с теоретическими занятиями. Обучающиеся по профессии «Повар, кондитер»  под руководством мастеров производственного обучения и преподавателей в лаборатории при прохождении учебной и производственной практики производят готовую продукцию (выпекают кондитерские изделия и реализуют).  Летом на основе договоров с Шахтинским текстильщиком проходят практику в п. Ольгинка Краснодарского края, это предприятие не только оказывает большую помощь в предоставлении базы для практики, но и мест проведения стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения. Обучающиеся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» при прохождении учебной и производственной практики выполняют внутренние и наружные  отделочные работы в колледже.

Учебная практика в условиях колледжа всегда будет отличаться от реального производства, как бы максимально приближённо оно его ни имитировало. Существующий разрыв в состоянии материального обеспечения колледжа, производственных объектов в плане оборудования, технологий не должно отражаться на процессе подготовки будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности. Успех в решении задачи повышения требований к качеству подготовки будущих рабочих зависит от грамотных научно-методических подходов к организации обучения в учебном заведении и на производстве.

Выход на производственную практику – важное событие для обучающихся. Делая соответствующие выводы из бесед с мастером, они уже понимают, что именно на производстве должна проявиться реальная степень их готовности к самостоятельной работе. Имея зачастую смутное представление о производственных взаимоотношениях на предприятии, об иерархии подчинённости и взаимодействия структур, студенты связывают с периодом практики различные, не всегда адекватные реалиям ожидания. Вот почему одной из задач мастера является правильная психологическая подготовка обучающихся к практике. В связи с этим перед выходом на практику совместно с руководителями групп мы заблаговременно проводим такие виды работ :

-выявляем, где лучше всего организовать обучение, стараемся добиться выделения для обучающихся наиболее приемлемых для них рабочих мест, чтобы обеспечить выполнение учебной программы;

-производим  оценку соответствия рабочих мест требованиям охраны труда и техники безопасности;

-мастера производственного обучения составляют графики перемещения обучающихся по рабочим местам в соответствии с будущей профессии;

-все детальные программы производственной практики, которые предварительно рассматриваются на заседаниях методических комиссий и утверждаются  администрацией колледжа;

-знакомим обучающихся с режимом работы, требованием внутреннего распорядка.

Для организации руководства и контроля проведения производственной практики составляем графики контроля прохождения производственной практики каждым обучающимся со стороны мастеров производственного обучения и администрацией колледжа, согласно которым осуществляется контроль посещаемости предприятия практикантами и соответствия выполняемых ими работ утверждённой программе. Во время проверок проводятся беседы с наставниками и руководителями предприятий, в ходе которых выявляются проблемы и находятся  пути их решения.

В настоящее  время существенно возросли требования к знаниям, навыкам, умениям  выпускников колледжа. В свою очередь, это привело к необходимости совершенствования процесса учебной и производственной практики.

Администрация колледжа  заранее определяет объекты учебной и производственной практики, согласовывает сроки их проведения, составляет графики перемещения обучающихся по рабочим местам с таким расчётом,  чтобы каждый из них имел возможность научиться самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные учебной программой производственного обучения.    

Актуальность данной работы обусловлена тем, что грамотная организация учебной и производственной практики вполне способна обеспечить более высокий уровень компетентности обучающихся.

 

Оригинал работы:

Организация учебной и производственной практики при реализации  образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*