Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Ассортимент детских лекарственных форм в федеральной аптечной сети низких цен «Социальная аптека»

28.10.2016 4036 9987
Сухова Людмила Павловна
Сухова Людмила Павловна, преподаватель

Лазарева Екатерина
Лазарева Екатерина, студент

Амурский медицинский колледж

Нерациональное применение лекарства может значительно снизить фармакологический эффект, вызвать раздражение в месте применения, усилить его побочное действие и токсические эффекты. В то же время прием лекарственных препаратов с учетом влияния многочисленных факторов окружающей среды позволяет значительно повысить эффективность фармакотерапии.

Большую роль в эффективности фармакотерапии играет учет возраста больного, особенно важно учитывать особенности детского организма. Поэтому одним из перспективных направлений развития фармацевтической промышленности является создание современных детских лекарственных форм. В связи с этим, считаю тему своей работы актуальной.

Цель работы – изучить ассортимент лекарственных форм для детей.

Для достижения цели были поставлены определённые задачи:

  • рассмотреть особенности детского организма;
  • изучить особенности технологии детских лекарственных форм;
  • Рассмотреть ассортимент лекарственных форм, применяемых в детской практике;
  • проанализировать предпочтения потребителей при выборе лекарственных форм для детей.

Объект исследования – детские лекарственные формы.

Предмет исследования – детские лекарственные формы аптеки «Социальная» №3.

Методы исследования:

  • Системный анализ;
  • Маркетинговый анализ ассортимента;
  • Социологический (опрос).

Воздействие лекарства на организм, то есть его фармакодинамические свойства, практически не зависят от возраста пациента. Поэтому специальных лекарств для пожилых людей или для детей не существует. Исключение делается только для детей младшего возраста, лечение которых предъявляет особые требования не столько к самому лекарству, сколько к лекарственной форме. Детям чаще дают сиропы, эликсиры, порошки, то есть лекарственные формы, которые им легче принимать или которые можно добавлять в пищу при кормлении ребенка.

Тем не менее, физиологические процессы, влияющие на фармакокинетику лекарств (всасывание, выведение и другие) у детей, имеют свои особенности, и в большинстве случаев требуется изменение дозировки препарата в сторону уменьшения.

У новорожденных детей не все системы организма доста­точно развиты. Суточный обмен внеклеточной жидкости у груд­ного ребенка составляет 50%, в то время как у взрослого 14%. Организм новорожденного содержит большее количество воды, кровь совершает полный оборот почти в 2 раза быстрее, чем у взрослого человека, имеются различия в гидратации тканей. Кислотность желудочного сока новорожденного в несколько раз выше, чем у взрослого. Метаболизм лекарственных веществ также отличается от такового у взрослых, как в качественном, так и в количественном отношении. Печень новорожденного извлекает меньше веществ из кровяного русла, причем отме­чается более низкая активность окисляющих ферментов. У новорожденного уровень клубочковой реакции ниже, чем у взрос­лых, поэтому большинство лекарственных веществ, выводи­мых с помощью фильтрации в клубочках, выводится из орга­низма значительно медленнее.

Для детей грудного возраста (до 1 года) характерны быстрые темпы роста и массы, интенсивность обмена веществ, совершенствование центральной нервной системы, недоразвитие пищеварительных органов и желез внутренней секреции.

Особенности фармакодинамики лекарственных препаратов у детей первых трех лет жизни обусловлены медленным созреванием рецепторных систем. У ребенка с лекарственными веществами происходят те же биохимические изменения, что и у взрослых, однако интенсивность метаболических процессов может существенно отличаться. Так, у новорожденных скорость окислительных реакций с участием цитохрома Р450 и НАДФ-цитохром-C-редуктазы снижена вдвое, поэтому биотрансформация лекарственных веществ, в основе которой лежат эти реакции, замедляется. Из-за относительно невысокой скорости и биотрансформации лекарственных веществ увеличивается их выведение в неизмененном виде.

Активность глюкуронилтрансферазы, алкогольдегидрогеназы, эстеразы у новорожденных снижена, в связи с чем выведение препаратов, в биотрансформации которых участвуют перечисленные ферменты, у новорожденного замедляется, а период их полувыведения увеличивается.

Поэтому у детей часто не удается достичь того терапевтического эффекта на тот или иной лекарственный препарат, который характерен для взрослых. Нами выявлена необходимость учета возраста пациента в целях повышения эффективности лекарственной терапии.

Существуют некоторые особенности пациентов различного возраста, которые следует учитывать врачу и провизору.

Исследовательская часть.

Федеральная аптечная сеть низких цен «Социальная аптека» «ООО ГАРМОНИЯ» работает с 2013 года.

Аптеки «Социальная» - это новый формат аптек, аптечная сеть «Социальная» уже открыла свои аптеки более чем в 20 субъектах Российской Федерации.

Главное преимущество аптек «Социальная» - низкие цены.

Основными факторами, помогающими компании выдерживать конкуренцию на современном фармрынке, являются:

  1. Ценовая политика

«Социальная аптека» как аптечная сеть, производящая большие объемы закупок, имеет выгодные условия и закупочные цены от всех поставщиков. Часть товара закупается напрямую у производителя. Это позволяет компании удерживать достаточно низкие цены во всей аптечной сети.

  1. Гарантия качества

Компания работает только с самыми крупными и проверенными временем поставщиками в России, все лекарства покупаются у официальных дистрибьюторов. С рядом отечественных и иностранных производителей лекарств «Социальная аптека» работает по прямым контрактам, а это не только выгодная цена для потребителя, но и самый короткий путь от производителя к потребителю.

  1. Интерактивная связь с покупателями 

Возможность заказа в аптеке редкого препарата. Доставка в кратчайшие сроки. Главное условие – это наличие регистрации данного препарата на территории России. Также в аптеке можно забронировать необходимое лекарство по телефону.

  1. Кадровая политика

В аптечной сети «Социальная аптека» внедрены единые корпоративные стандарты для сотрудников, которые обеспечивают высокое качество обслуживания клиентов.

Исследование проводилось на базе аптеки «Социальная» №3 расположенной по адресу г. Благовещенск ул. Зейская д.256.

В настоящее время на фармацевтическом рынке, существует огромное многообразие лекарственных форм для детей. Фармацевтические компании пытаются разработать оптимальные формы выпуска для детей, так как взрослые не всегда подходят для использования в детском возрасте. В последнее время схемы лечения, которые прописаны докторами, предполагают использование некоторых препаратов с раствором глюкозы 5%, например, препарат «ЭЛЬКАР», но глюкоза, приготовленная в заводских условиях, непригодна для питья из-за присутствия в ней стабилизатора – соляной кислоты, поэтому она должна быть приготовлена в условиях производственной аптеки. Безусловно, для детей первого года жизни и для детей более старших возрастных групп, немаловажным фактором при подборе лекарственных средств является правильно подобранная дозировка и соответственно лекарственная форма. Конечно, оптимальными являются экстемпоральные лекарственные формы, то есть те, что готовят в производственных аптеках, такие как: протаргол, либо глюкоза для питья и другие. Но в нашем городе, к сожалению, таких аптек практически нет. Так обстоит ситуация с протарголом, от людей поступают обращения, они хотели бы купить данный препарат в аптеке готовых лекарственных форм, но фармацевты вынуждены отказать и разъяснить, что с этим нужно обращаться в аптеку, где готовят эти препараты. Но к счастью фармацевтическая промышленность не стоит на месте, поэтому была разработана заводская форма протаргола по названием «Сиалор», она представляет собой таблетку, флакон темного стекла и ампулу с физиологическим раствором, и любой родитель соблюдая инструкцию легко сможет приготовить раствор протаргола в домашних условиях. Раствор годен в течение месяца и должен храниться в холодильнике на протяжении всего срока годности.

Далее я провела исследовательскую работу, которая заключалась в анализе ассортимента лекарственных форм для детей на базе аптеки «Социальная» № 3 города Благовещенска. В ходе этой работы мной было выявлено следующее.

В ассортименте аптеки имеется  детские лекарственные формы: порошки, таблетки для рассасывания, пастилки для рассасывания, капсулы, гранулы, драже, растворы для приёма внутрь, суспензии, аэрозоли, капли для приема внутрь, растворы для ингаляции, эликсиры, спреи для горла, мази, кремы, пасты.

Большая часть препаратов, применяемых в детской практике, представлено зарубежными производителями 78(%) и лишь 22(%) составляют отечественные производители.

Так же был проведен сравнительный анализ по формам выпуска лекарственных препаратов. На первом месте по форме выпуска находятся капли для приёма внутрь, второе место занимают таблетки для рассасывания, на третьем месте растворы для приёма внутрь, четвёртое место делят суспензии и капсулы. Исходя из этого, могу сделать вывод, что остальные формы выпуска не так распространены, возможно, из-за неудобства дозировки, либо применения в детской практике.   

Упаковка:

Изучив внешний вид упаковок лекарственных форм, предназначенных для детей, можно сказать, что детские лекарственные формы и отечественных и зарубежных производителей имеют яркую упаковку, на которой имеются красивые картинки, привлекающие внимание ребёнка; жидкие лекарственные формы имеют дозаторы; что делает их удобными в применении, согласно составу, указанному на упаковке, многие детские лекарственные формы имеют вкусовые корригаторы.

Стратегически важным направлением здравоохранения России является масштабное увеличение на фармацевтическом рынке доли дженериковых лекарств отечественного производства. Фармацевтическим предприятиям необходимо наладить выпуск конкурентоспособной продукции, поэтому возникает необходимость исследовать состояние потребительских предпочтений населения по отношению к лекарственным препаратам как к товару.

Целью исследования явилось изучение потребительских предпочтений покупателей при приобретении лекарственных средств для детей.

Материалы и методы исследования. Для выявления потребительских предпочтений покупателей при выборе лекарственных препаратов для детей использован метод социологических исследований - анкетирование. Для проведения данного исследования была составлена авторская анкета. Респондентами выступили 40 человек, приобретавших лекарственные препараты для детей; опрос проводился на базе аптеки сети "Социальная аптека" г. Благовещенска. Дизайн исследования включал в себя следующие этапы:

  • составление анкеты,
  • формирование группы респондентов,
  • анкетирование респондентов,
  • обработка анкет,
  • выявление потребительских предпочтений.

В качестве факторов, влияющих на выбор респондентами лекарственных препаратов для детей, были выделены: назначение врача, стоимость препарата, страна производитель лекарственного препарата, вид лекарственной формы.

Результаты и их обсуждение

В качестве основных признаков характеристики респондентов были использованы: пол, возраст, социальная принадлежность, уровень образования, месячный доход.

Большую часть респондентов составляли женщины (75% от общего числа респондентов). Среди проанкетированных потребителей превалировали люди от 20 до 30 лет - 75%.  

В аспекте социального статуса большую часть опрошенных составляли служащие (45%), домохозяйки (30%) и рабочие (10%); пенсионеры - только 7,5%; студенты и учащиеся составляли всего 2,5%. В опросе участвовали также руководители и владельцы предприятий, их число было незначительным и составило 5%.

Преобладающая часть опрошенных пациентов имела высшее (46%) и среднее профессиональное (30%) образование.

По уровню месячного дохода на одного члена семьи опрос показал следующее распределение: доход большей части респондентов (55%) составляет от 5-15 тыс. рублей; доля лиц с доходом более 25 тыс. рублей в месяц - 8% .

При этом 50% опрошенных посещают аптеку 1 раз в неделю, 30% - раз в месяц, и только 20% реже 1 раза в месяц.

При выборе препаратов рассматриваемой группы 25% опрошенных руководствуются предыдущим назначением врача, 22,5% — рекомендацией провизора, 40% — собственным опытом и лишь 7,5% — советом друзей, знакомых и 5% — рекламой. Из этого следует, что при выборе лекарственных средств главная роль отводится специалистам и собственному опыту применения.

При этом 95% респондентов отметили, что их устраивает информация, предоставляемая работниками аптеки при реализации лекарственных средств для детей.

Гарантией качества для 50% покупателей служит престиж фирмы-производителя. Немаловажную роль в создании имиджа данных лекарственных препаратов играют активная рекламная пропаганда в средствах массовой информации (25%) и высокая цена (12,5%).

В числе потребительских свойств, привлекших внимание покупателей к данному товару, основными были названы эффективность и удобство применения. Каждый третий покупатель отметил следующие факторы, повлиявшие на приобретение именно этих фармацевтических товаров: высокое качество лекарственных препаратов, наличие подробных сведений о свойствах препаратов и инструкций по применению. Для 22,5% опрошенных одним из ключевых критериев выбора стала возможность приобретения препаратов без рецепта врача. 

Наиболее востребованными являются лекарственные средства в ценовом диапазоне от 100 до 350 руб. за упаковку.

По частоте приобретения лекарственных средств для детей лидирует показатель: более трех раз в год.

Повышение уровня конкурентоспособности достигается как за счет эффективности препаратов, так и улучшения потребительских свойств лекарственных средств как товара, в связи с чем в анкету был включен блок вопросов, касающихся изучения предпочтений пациентов в выборе вида лекарственной формы, наиболее удобной в применении.

Большинство респондентов предпочитают сиропы и суспензии для внутреннего применения (25%), на втором месте растворы и свечи - по 20%. На третьем месте - капли - 12,5%.

Роль привлекательных органолептических свойств препаратов отметили 100% респондентов. Наиболее важен для покупателей приятный (сладкий) вкус препарата (70%); приятный запах (15%); привлекательный цвет (15%).

Качество оформления внешнего вида упаковки признали значимым 90% респондентов, отметив, что качественная упаковка вызывает доверие.

Установленные предпочтения покупателей могут быть использованы фармацевтическими предприятиями при разработке технологии изготовления новых лекарственных препаратов для лечения детей, совершенствовании упаковки.

ВЫВОДЫ

При исследовании по изучению потребительских предпочтений покупателей при приобретении лекарственных средств для детей, мной было выявлено следующее:

  1. Покупатели приобретают лекарственные средства для детей преимущественно опираясь на собственный опыт и по назначению врача.
  2. Гарантией качества для 50% покупателей служит престиж фирмы-производителя. Немаловажную роль в создании имиджа данных лекарственных препаратов играют активная рекламная пропаганда в средствах массовой информации и высокая цена
  3. Наиболее востребованными являются лекарственные средства в ценовом диапазоне от 100 до 350 руб. за упаковку.
  4. Для большинства респондентов определяющим фактором при выборе препарата является удобство применения и эффективность.
  5. Предпочтительным видом лекарственной формы является сироп или суспензия для внутреннего применения с приятным вкусом, цветом и запахом, при этом немаловажным является качественное оформление ее упаковки.

Изучение детской рецептуры показало, что наиболее распространенными являются жидкие лекарственные формы, что объяс­няется как биофармацевтическими аспектами (равномерность и скорость всасывания), так и удобством, безболезненностью и безопасностью применения. Большим спросом пользуются растворы, на­стои, отвары, эмульсии, суспензии. Но нужно учитывать, что жидкие лекарственные формы для внутреннего и наружного применения представляют большую опасность в отношении микробной контаминации. Стерильность является существенным фактором, обеспечивающим качество лекарственных средств.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Таким образом, мной могут быть сделаны следующие выводы.

Изучив литературу по исследуемой теме, мной выявлена необходимость учёта возраста пациента при определении наиболее эффективной лекарственной формы и дозировки лекарственного вещества.

В ходе проведения исследовательской работы, мной были рассмотрены особенности детского организма: применения лекарственных препаратов; требования, применяемые к лекарственным формам для детей; виды лекарственных форм для детей. Было проведено исследование ассортимента детских лекарственных форм в аптеке «Социальная» №3 г. Благовещенск, в которой я работаю, по видам лекарственных форм, производителю, а также исследование предпочтений потребителей при выборе детских лекарственных форм в аптечной организации.

В ходе проведённого исследования было выявлено, что ассортимент препаратов, применяемых в детской практике, достаточно широкий, представлен практически всеми видами лекарственных форм, в основном это препараты зарубежных производителей. Потребители предпочитают жидкие лекарственные формы, так как они более удобны в применении и корригированны.

Таким образом считаю, что поставленые мной задачи выполнены, цель работы – достигнута.

 

Предложения:

  1. В современных условиях наиболее вероятными путями решения проблемы детских лекарственных препаратов явля­ются: максимальное использование перорального способа вве­дения, посредством создания корригированных и забуференных жидких лекарственных форм; более широкое внедрение ректальных лекарственных форм.
  2. Так как определённую часть лекарственных форм для детей составляют готовые полуфабрикаты, предназначенные для растворения в домашних условиях, необходимо обращать внимание посетителей на соблюдение инструкции по применению, разъяснять, как правильно применять данный препарат. Рекомендовать соблюдение условий хранения и сроков годности.
  3. Так же можно советовать отдавать предпочтение жидким лекарственным формам, вместо твердых, так как жидкие лекарственные формы более биодоступны, нежели твердые и терапевтический эффект от их приёма будет достигнут более быстро.
  4. Установленные предпочтения покупателей могут быть использованы фармацевтическими предприятиями при разработке технологии лекарственных препаратов для лечения детей.
  5. Расширить ассортимент отечественных препаратов.
  6. Совершенствовать упаковку. Можно рекомендовать производителю, разработать формы выпуска в небольших объёмах, для того что бы избежать микробной контаминации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ажгихин И.С. Технология лекарств. – М.: Медицина, 1980. – 440с.
  2. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия: Руководство для врачей. – М.: Универсум, 1993. – 398 с.
  3. Вечер Н.С., Ищенко В.И. Корригирование жидких лекарственных средств фруктозо-сорбитовым сиропом. Инструкция по применению. / Витебский государственный медицинский институт. – Витебск, 2002. – 8с.
  4. Волкинд И.В. Рецептурный справочник для врачей и фармацевтов. – Л.: «Медицина», 1976. – 647с.
  5. ГФ XI.
  6. Кабишев К.Э. Фитопрепараты в отечественной дерматологической практике. // Вестник ВГУ. Серия Химия. Биология. Фармация. – 2005. - №1. – С. 189-204.
  7. Коржавых Э.А., Зеликсон Ю.И. Российский рынок кондитерских лекарственных форм. //Новая аптека. – 2002. - №5. – С. 36-37.
  8. Крылов Ю.Ф., Бобырев В.М. Фармакология. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 352 с.
  9. Маравина И.Н., Панкрушева Т.А., Афонина Н.Д. Разработка оптимальной технологии и физико-химические исследования йодированных лекарственных карамелей. // Химико-фармацевтический журнал. – 2008. - №1, Т. 42. – С. 42-45.

 

Оргинал работы:

Ассортимент детских лекарственных форм в федеральной аптечной сети низких цен «Социальная аптека»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*