Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессиональных компетенций студентов при подготовке будущих специалистов – фармацевтов

26.10.2016 3078 5146
Хожаева Татьяна Анатольевна
Хожаева Татьяна Анатольевна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

В статье раскрывается понятие «формирование профессиональной компетенции студентов», описаны уровни формирования профессиональной компетентности, приведены примеры заданий для формирования химической компетентности студентов.

Ключевые слова: компетенция, профессиональные компетенции (ПК), компоненты компетенции, химическая компетентность.

Успешная практическая деятельность специалиста определяется уровнем сформированности профессиональных компетенций. Фармацевт, обладающий высоким профессионализмом, хорошо ориентируется во всех вопросах фармации, но особенно в практических вопросах  изготовления, хранения и отпуска лекарственных средств.

Наиболее эффективным средством личностного развития высокопрофессиональных специалистов при из подготовке является компетентностный подход, в рамках которого процесс обучения понимается как комплексная деятельность, направленная на формирование у учащихся набора общеучебных, общекультурных и профессиональных компетенций. Так как компетентностный подход к развитию личности лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения, то формирование набора компетенций происходит в соответствии с ФГОС.

Согласно  И.Я.Лернеру, В.В. Краевскому и другим в  структуре профессиональной компетенции выделяются четыре компонента:

1)мотивационный, который характеризуется потребностью и стремлением овладевать общеучебными и профессиональными компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией для достижения успеха в профессиональной деятельности;

2)когнитивный,  определяющий систему понятий и законов природы;

3)деятельностный, определяющий практическое и оперативное применение знаний, учебный и жизненный опыт, позволяющий применять профессиональные знания в процессе решения теоретических и практических профессиональных задач;

4)личностный, который проявляется в осознании будущего специалиста значимости  профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования и включает в себя профессионально важные качества, от которых зависит уровень сформированности профессиональных умений и навыков [1].

Таким образом, структура компетенций определена как единство мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов. Данные функциональные показатели компетенции выступят в нашем исследовании в качестве основных критериев оценивания уровня сформированности химических компетенций будущего фармацевта.

Особенностями учебно-образовательного процесса, направленного на формирование химических компетенций у студентов специальности «Фармация»,являются  обеспечение приближения предмета к потребностям профессиональной подготовки студентов, усиление связи химии с дисциплинами профессионального цикла как основы профессиональной готовности, поэтапное усвоение способов применения химических знаний в решении профессиональных задач.

Учитывая, что качество личности, формируемое овладением совокупностей компетенций, является компетентность, есть необходимость использовать это понятие в дальнейшем.

Уровни формированияхимической компетентности будущих фармацевтов:

1)низкий уровень. Химические знания студента носят обрывочный, поверхностный характер. Умения студента работать с лабораторным оборудованием развиты слабо, студент затрудняется в использовании химических знаний для решения профессиональных задач. У студента отсутствует потребность успешно выполнить поставленную задачу; интерес к профессиональной деятельности слабый; студент не проявляет инициативы и самостоятельности при решении профессиональных задач, потребность успешно решать профессиональные задачи у него не сформирована.

2)средний уровень. Студент знает большинство основных законов и понятий химии, но допускает неточные формулировки. Студент умеет выполнять задания, требующие применения химических знаний в знакомой ситуации; осуществлять лабораторный эксперимент по алгоритму; интерес к профессиональной деятельности неустойчивый, в случае затруднений инициативы не проявляет.

3)высокий уровень. Студент знает основные понятия и законы химии; владеетвсеми методами решения химических задач курса и методикой выполнения лабораторного эксперимента. Студент самостоятельно приобретает химические знания из различных источников; способен решать профессиональные задачи, требующие осмысления и применения химических знаний в новой ситуации. Свободно владеет компьютерной техникой и лабораторным оборудованием. Умеет проектировать и решать проблемы в нестандартных ситуациях.Студент осознает необходимость приобретения химических знаний как основы успешной профессиональной подготовки и актуальности химического самообразования для принятия решений в будущей профессии фармацевта[2].

Преподаватель организует самостоятельную деятельность студентов, при этом сам является обязательным звеном в цепи формирования профессиональных компетенций, в особенности когнитивного и деятельностногокомпонентов,  стремится перевести студента спервого уровня к высшему уровню, основываясь на мотивационных и личностных компонентах, а также оценивает уровни сформированности профессиональных компетенций, используя различные методы преподавания.Так, при подготовке будущих фармацевтов необходимо выработать умения проводить различные расчеты, готовить по расчетам препараты, анализировать чистоту эксперимента.

Для формирования первого уровня химической компетентностипреподаватель обучает студентов выполнять расчетные задачи, основанные на конкретных формулах и ситуациях. Студенты, зная типовые формулы и алгоритмы, умеют решать типовые расчетные задачи, умеют обращаться с химическим оборудованием.  Примеры задач:

1). «Смешали 10г хлорида натрия и 190г воды, определите массовую долю вещества в растворе»;

2). «Приготовить 100г 5% раствора хлорида кальция из твердого вещества и воды».

Для формирования среднего уровня химической компетентности, преподаватель усложняет условия задач, основанных на подобных ситуациях. Студенту необходимо приблизить решение к стандарту, это достигается пониманием процесса, обобщением знаний, логическим мышлением [4]. Студенты хорошо умеют обращаться с химическим лабораторным оборудованием. Примеры задач:

1). «Приготовить 200г 0,1М раствора карбоната натрия из кристаллической соли Nа2СО3*10 Н2О и воды»;

2). «Приготовить 100г 9% раствора уксусной кислоты из 70% раствора уксусной кислоты и воды».

3). «Определите молярную концентрацию 20 %-ного раствора соляной кислоты».

При формировании высшего уровня химической компетентности, расчетные задачи основываются на неизвестных ситуациях, что предполагает постепенное усложнение деятельности студентов, творческий подход к деятельности. Пример задачи: «Приготовить 250мл 1М раствора серной кислоты из раствора неизвестной концентрации, имеющегося в лаборатории (концентрацию исходного раствора определите экспериментально). Опытным путем найдите массовую долю полученного раствора, рассчитайте его молярность. Сравните вычисленную молярную концентрацию с заданной (1М), вычислите коэффициент погрешности».

Задачи экспериментально-расчетного характера включают профессионально ориентированный материал и способствуют усилению мотивации к изучению химии как дисциплины, необходимой в будущей деятельности фармацевта.

 

Библиографический список

  1. Пахаренко Н.В. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций[Электронный ресурс] /Н.В. Пахаренко, И. Н. ЗольниковаСовременные проблемы науки и образования - 2012г - № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-7502.
  2. Комарова Н.И. Химическая компетенция как компонент профессиональной готовности будущих горных инженеров[Текст]/ Н. И. Комарова // Фундаментальные исследования. - 2012г -№ 3.
  3. Кочеткова Г. Л. Проектная деятельность в обучении информатике и ИКТ как один из способов формирования ключевых компетенций учащихся [Электронный ресурс] / Г. Л. Кочеткова //Интернет –журнал «Эйдос». – 2012 - № 3. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/jornal/2012/0529-02.htm.
  4. Виноградова А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятльности в профессиональом становлении студентов медицинского колледжа [Текст]/ А. М. Виноградова – Среднее профессиональное образование. – 2010. - № 5.
  5. Комарова Н.И. Решение задач на основе анализа учебных ситуаций как метод формирования химической компетентности будущих горных инженеров[Электронный ресурс] / Н. И. Комарова // Интернет –журнал «Эйдос». – 2011 - № 11. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/jornal/2011/1130-30.htm.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 33.02.01.Фармация [утв. приказом Минестерства образования и науки РФ от 10 дек. 2009 г. № 572] :[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/dok/12071798/#ixzz315jEdPxm.

 

Оригинал работы:

Формирование профессиональных компетенций студентов при подготовке будущих специалистов – фармацевтов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*