Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТема урока: Карбоновые кислоты. Общие свойства карбоновых кислот
Тип урока: творческий урок.
Вид урока: практическое занятие с элементами деловой игры.
Время: 80 минут
Цель урока: Формирование системы знаний и общих компетенций, связанных с исследованием строения и свойств карбоновых кислот.
По окончанию урока студент умеет:
- объяснять взаимное влияние атомов в функциональной группе, образование водородной связи между молекулами карбоновых кислот;
- уметь объяснять кислотные свойства карбоновых кислот.
По окончанию урока студент знает
- строение функциональной группы карбоновых кислот;
- общие физические свойства карбоновых кислот;
Задачи урока:
1. развивающие: развивать интеллектуальные умения выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать ранее накопленные знания по химии в контексте нового материала, расширить научную лексику путем введения в активный словарь новых терминов, продолжить формирование умений оформлять результаты своей работы и делать обобщения на основании полученных результатов;
2. образовательные: рассмотреть общие свойства карбоновых кислот в сравнении со свойствами минеральных кислот. Сравнить физические свойства спиртов и карбоновых кислот;
3. воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета.
Материалы и оборудование:
- лабораторное оборудование и реактивы: растворы соляной и уксусной кислот, раствор сульфата меди (II), порошок оксида магния, лакмус, гидроксид натрия, раствор карбоната натрия, пробирки;
- таблицы и дидактические материалы к уроку: «Физические свойства некоторых предельных одноатомных спиртов и предельных одноосновных карбоновых кислот», «Водородная связь между молекулами спиртов и карбоновых кислот;
- литература: О. С. Габриелян и др. Химия - 10 класс. М.: Дрофа, 2009 г
- Электронные уроки и тесты СD-диск Химия. Сложные химические соединения в повседневной жизни. ЗАО «Просвещение - МЕДИА», 2009. Новый диск.
Ход урока.
Ум заключается не только в знаниях,
но и в умении применять знания в деле…
Аристотель.
Урок начинается с игры «черный ящик», в ходе которой формулируется тема, цели и задачи урока.
Преподаватель. Вам уже известны общие физические свойства карбоновых кислот, знаете вы и строение функциональной группы, номенклатуру этих кислородосодержащих органических соединений. А хорошо ли вам знакомы отдельные представители этого класса соединений?
Задание «черный ящик».
1-ое вещество. У меня в черном ящике находится удивительное, но хорошо вам знакомое вещество. Название этого вещества древними греками отождествлялось с самим представлением о кислом. Нам оно хорошо известно в жидком агрегатном состоянии, но при охлаждении ниже 17 0С превращается в бесцветные кристаллы, похожие на лед.
|
Ответ: уксусная кислота – в ящике находится бутылка с уксусом.
|
2-ое вещество.
В черном ящике находится вещество, которым богаты плоды цитрусовых. В мякоти апельсина его около 2%, в лимоне – 6% из которых и было впервые выделено в 1784 г. К. Шееле. |
|
Ответ: лимонная кислота (в черный ящик можно поместить апельсины, лимоны, пакетики с лимонной кислотой).
|
3-е вещество. Впервые было получено алхимиком Агриколой, который наблюдал при прокаливании в янтаре похожие на соль белый налет этого вещества, используется в медицине.
Ответ: янтарная кислота– таблетки янтарной кислоты и табличка с формулой НООС-СН2-СН2-СООН.
После ответов учащихся учитель рассказывает о значении янтарной кислоты. Янтарная
кислота - настоящий подарок для нас. Это естественное вещество, которое
присутствует в организме, вырабатывается им. При приёме внутрь не вызывает
привыкания и не вызывает особых побочных эффектов, укрепляет иммунитет,
усиливает клеточное дыхание, способствует усвоению кислорода клетками.
Беседа по итогам мини-разминки;
- к какому классу кислородосодержащих органических соединений относятся эти вещества;
- как называется функциональная группа, содержащаяся в этих соединениях;
- какие свойства веществ помогли нам их быстро определить?
- как вы думаете, какие свойства
данных органических соединений мы еще не рассматривали?
В ходе обсуждения ответов формулируются изучаемые вопросы:
а) какая связь существует между свойствами карбоновых кислот и их строением?
б) сходны ли по свойствам органические кислоты и минеральные и если сходны, в чем причина этого?
Затем определяются направления работы и способы их решения, заранее оговариваются формы представления результатов работы, критерии оценивания работ. Работа класса организуется в малых группах, каждая из которых выполняет собственное исследование.
Группа 1. «Исследование строения предельных карбоновых кислот, сравнение физических свойств предельных карбоновых кислот и предельных одноатомных спиртов».
На основе молекулярной формулы уксусной кислоты и общей формулы карбоновых кислот, учитывая положения теории строения органических соединений, группе необходимо рассмотреть химическое и электронное строение уксусной кислоты. Указать взаимное влияние атомов в составе функциональной группы карбоновых кислот.
Шагами решения исследовательской задачи стали определение валентности всех химических элементов в молекулярной формуле уксусной кислоты, выделение функциональной группы. На основе положения химических элементов в таблице Д. И. Менделеева группой проводится анализ смещения электронной плотности химических связей в молекуле. На основании предложенных таблиц проводится сравнение температур кипения и плавления предельных одноатомных спиртов и предельных одноосновных карбоновых кислот. Результатом работы являются записи полной и краткой структурных формул уксусной кислоты, электронной формулы этого вещества; определение по структурной формуле уксусной кислоты направления взаимного влияния атомов в молекуле через выявление смещения электронной плотности химических связей; представлена схема образования водородных связей между двумя молекулами уксусной кислоты.
Справочный материал для группы 1.
Прочитайте соответствующий раздел учебника. Рассмотрите представленную таблицу и справочную информацию. Составьте полную и сокращенную структурную формулу уксусной кислоты, объясните смещение электронной плотности в молекуле органической кислоты, сравните физические свойства предельных одноатомных спиртов и предельных одноосновных карбоновых кислот. Составьте схему образования водородной связи между двумя молекулами уксусной кислоты.
Таблица.
Физические свойства некоторых предельных одноатомных спиртов и предельных одноосновных карбоновых кислот.
Спирты |
Карбоновые кислоты. |
||||
Формула спирта
|
Температура, 0С |
Формула кислоты |
Температура, 0С |
||
плавления |
кипения |
плавления |
кипения |
||
СН3ОН
|
-98 |
65 |
Н-СООН |
8,3 |
100,8 |
С2Н5ОН
|
- 117 |
78 |
СН3-СООН |
16,8 |
118,1 |
С3Н7ОН
|
- 127 |
97 |
С2Н5СООН |
-20,8 |
141,1 |
С4Н9ОН
|
- 80 |
118 |
С3Н7-СООН |
-5 |
163,5 |
Низшие члены гомологического ряда одноосновных карбоновых кислот являются жидкостями. Муравьиная, уксусная и пропионовая кислоты обладают резким запахом, смешиваются с водой в любых соотношениях. Последующие кислоты, начиная с масляной, имеют неприятный запах и ограниченно растворяются в воде. Высшие кислоты – твердые вещества, нерастворимые в воде.
Группа 2. Исследование химических свойств уксусной кислоты общих со свойствами минеральных кислот. (Взаимодействие с металлами и действие на индикатор).
Группе необходимо на основе знаний химических свойств минеральных кислот (на примере соляной кислоты) выдвинуть гипотезу о возможности переноса этих свойств на уксусную кислоту. Учащиеся самостоятельно проводят химический эксперимент и сравнивают взаимодействие соляной и уксусной кислоты с лакмусом и порошком магния, соблюдая правила техники безопасности, в ходе выполнения лабораторного опыта учащиеся должны подтвердить или опровергнуть предположение о сходстве общих химических свойств минеральных и органических кислот.
Результатом работы должны стать наблюдения, оформленные в виде таблицы. Записи уравнений реакции взаимодействия магния с кислотами и вывод о причинах изменения окраски индикатора в растворах кислот, а так же указаны названия полученных веществ.
Задание для группы 2.
Лабораторная работа:
«Свойства уксусной кислоты в сравнении со свойствами соляной кислоты».
Цель. Изучить свойства кислотные свойств уксусной кислоты. Сравнить химические свойства минеральных и органических кислот.
Опыт 1. В две пробирки налейте 1 – 2 мл раствора уксусной кислоты (помните о правилах техники безопасности при работе с органическими веществами и минеральными кислотами). В первую внесите 1-2 капли лакмуса (отметьте цвет индикатора). Во вторую добавьте немного порошка магния. Отметьте, какие изменения произошли.Сделайте соответствующий вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения проведенной реакции.
Опыт 2. В две пробирки налейте 1 – 2 мл раствора соляной кислоты (помните о правилах техники безопасности при работе с кислотами). В одну пробирку 1 -2 капли лакмуса (отметьте цвет индикатора). В другую добавьте немного порошка магния. Отметьте, какие изменения произошли.Сделайте соответствующий вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения проведенной реакции. Наблюдения оформите в виде таблицы.
|
№ опыта |
действие |
наблюдение |
уравнение реакции |
Уксусная кислота |
1 |
Взаимодействие уксусной кислоты с лакмусом |
Лакмус окрасился в красный цвет |
|
2 |
Взаимодействие уксусной кислоты с магнием |
Выделение газа |
2СH3COOH+Mg=Mg(CH3COО)2+H2 2Н+ + Mg = Mg 2+ + Н2 |
|
Соляная кислота |
3 |
Взаимодействие соляной кислоты с лакмусом |
Лакмус окрасился в красный цвет |
|
4 |
Взаимодействие соляной кислоты с магнием |
Выделение газа |
2HCl+Mg=MgCl2+H2 2Н+ + Mg = Mg 2+ + Н2 |
Вывод: уксусная и соляная кислоты одинаково взаимодействуют с активным металлом магнием. Магний вытесняет водород из растворов кислот.
Группа 3. Исследование химических свойств уксусной кислоты общих со свойствами минеральных кислот. (Взаимодействие с оксидами металлов и основаниями).
Группе необходимо на основе знаний химических свойств минеральных кислот (на примере соляной кислоты) выдвинуть гипотезу о возможности переноса этих свойств на уксусную кислоту. Учащиеся самостоятельно проводят химический эксперимент и сравнивают взаимодействие соляной и уксусной кислоты с растворами щелочей и взаимодействие с оксидом магния. Результатом работы должно стать составление уравнения химических реакций взаимодействия уксусной и соляной кислот с предложенными веществами и оформление результатов эксперимента в виде таблицы.
Задание для группы 3.
Лабораторная работа:
«Свойства уксусной кислоты в сравнении со свойствами соляной кислоты».
Цель. Изучить свойства кислотные свойств уксусной кислоты. Сравнить химические свойства минеральных и органических кислот.
Опыт 1. В две пробирки налейте 1 – 2 мл раствора уксусной кислоты (помните о правилах техники безопасности при работе с органическими веществами). В первую добавьте немного порошка оксида магния. Во вторую пробирку внесите 1-2 капли лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи (гидроксида калия или натрия). Отметьте, какие изменения произошли.Сделайте соответствующий вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения проведенной реакции.
Опыт 2. В две пробирки налейте 1 – 2 мл раствора соляной кислоты (помните о правилах техники безопасности при работе с кислотами). В первую добавьте немного порошка оксида магния. Во вторую пробирку внесите 1-2 капли лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи. Отметьте, какие изменения произошли.Сделайте соответствующий вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения проведенной реакции. Наблюдения оформите в виде таблицы.
|
№ опыта |
действие |
наблюдение |
уравнение реакции |
Уксусная кислота |
1 |
Взаимодействие уксусной кислоты с порошком оксида магния |
Наблюдаем постепенное растворение порошка магния в кислоте |
2СH3COOH+MgО=Mg(CH3COО)2+H2О 2Н+ + MgО = Mg 2+ + Н2О |
2 |
Взаимодействие уксусной кислоты с лакмусом и раствором гидроксида калия |
При добавлении лакмуса к раствору кислоты его окраска изменилась на красную, затем при внесении нескольких капель щелочи раствор обесцветился. |
СH3COOH+КОН=CH3COОК+H2О Н+ + ОН-= Н2О |
|
Соляная кислота |
3 |
Взаимодействие соляной кислоты с порошком оксида магния |
Наблюдаем постепенное растворение порошка магния в кислоте |
2HCl+MgО=MgСl2+H2О 2Н+ + MgО = Mg 2+ + Н2О |
4 |
Взаимодействие соляной кислоты с лакмусом и раствором гидроксида калия |
При добавлении лакмуса к раствору кислоты его окраска изменилась на красную, затем при внесении нескольких капель щелочи раствор обесцветился. |
HCl+КОН = КCl +H2О Н+ + ОН-= Н2О |
Вывод: уксусная и соляная кислоты одинаково реагируют с оксидами металлов и щелочами, образуя соответствующие соли и воду.
Группа 4. Изучение взаимодействия уксусной и соляной кислот с солями и нерастворимыми основаниями.
Учащиеся выдвигают предположение о сходстве химических свойств минеральных и органических кислот и самостоятельно проводят химический эксперимент, в котором сравнивают взаимодействие этих кислот с карбонатом натрия и гидроксидом меди (II). Результат исследования – запись уравнений химических реакций, оформление наблюдений.
Задание для группы 4.
Лабораторная работа:
«Свойства уксусной кислоты в сравнении со свойствами соляной кислоты».
Цель. Изучить свойства кислотные свойств уксусной кислоты. Сравнить химические свойства минеральных и органических кислот.
Опыт 1. налейте в пробирку 2- 3 мл раствора сульфата меди (II) и прибавьте 1 – 2 мл раствора гидроксида калия (отметьте, что наблюдаете), затем налейте немного уксусной кислоты. Во вторую пробирку добавьте 1-2 мл раствора уксусной кислоты, затем добавьте раствор карбоната натрия или карбоната калия. Отметьте, какие изменения произошли.Сделайте соответствующий вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения проведенной реакции.
Опыт 2. Налейте в пробирку 2- 3 мл раствора сульфата меди (II) и прибавьте 1 – 2 мл раствора гидроксида калия (отметьте, что наблюдаете), затем налейте раствор соляной кислоты. Во вторую пробирку добавьте 1-2 мл раствора соляной кислоты, затем добавьте раствор карбоната натрия или карбоната калия. Отметьте, какие изменения произошли.Сделайте соответствующий вывод. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения проведенной реакции. Наблюдения оформите в виде таблицы.
|
№ опыта |
действие |
наблюдение |
уравнение реакции |
Уксусная кислота |
1 |
Взаимодействие уксусной кислоты и нерастворимого основания (гидроксида меди (II)). |
При смешивании растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия выпал осадок синего цвета, который растворяется при добавлении раствора уксусной кислоты |
CuSO4+2KOH=Cu(OH)2+K2SO4 Cu2++2OH-=Cu(OH)2 Cu(OH)2+2СH3COOH= Cu(CH3COО)2+2H2О
Cu(OH)2+2CH3COO-= Cu2+ + 2H2O
|
2 |
Взаимодействие уксусной кислоты с раствором карбоната натрия |
Выделение газа |
2CH3COOH + Na2CO3= 2CH3COONa + CO2+ H2O 2H+ + CO32- = CO2 + H2O |
|
Соляная кислота |
3 |
Взаимодействие соляной кислоты с нерастворимым основанием (гидроксидом меди (II)). |
При смешивании растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия выпал осадок синего цвета, который растворяется при добавлении раствора соляной кислоты |
CuSO4+2KOH=Cu(OH)2+K2SO4 Cu2++2OH-=Cu(OH)2
Cu(OH)2+2HCl= CuCl2+2H2О Cu(OH)2+2Cl-= Cu2+ + 2H2O
|
4 |
Взаимодействие раствора соляной кислоты с раствором карбоната натрия |
Выделение газа |
2HCl + Na2CO3= 2NaCl + CO2+ H2O 2H+ + CO32- = CO2 + H2O |
Вывод: уксусная и соляная кислоты проявляют общие химические свойства, реагируют с нерастворимыми основаниями и солями.
После завершения исследования группы представляют результаты своей работы, которые оцениваются по следующим критериям:
В качестве закрепления знаний и обобщения полученных результатов учащимся предлагается ответить на вопросы мини-теста «Пятерочка» (если учащиеся отвечают правильно, то в таблице ответов появляется цифра пять).
Тест.
№ 1. Уксусная кислота в растворе реагирует с веществами:
а) NН3 |
г) ZnO |
б) FeO |
д) CO |
в) Na2CO3 |
|
№ 2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты имеют общую формулу:
а) СnН2nO |
г) СnН2nO3 |
б) СnН2nO2 |
д) СnН2n-2O2 |
в) СnН2n+2O |
|
№ 3. Какие признаки верно отражают физические свойства уксусной кислоты.
а) газообразное вещество |
г) при комнатной температуре бесцветная жидкость |
б) имеет характерный запах |
д) плохо растворяется в воде |
в) хорошо растворяется в воде |
|
№ 4. Соли уксусной кислоты называются:
а) формиаты |
г) ацетаты |
б) цитраты |
д) оксалаты |
в) пропионаты |
|
№ 5. При взаимодействии уксусной кислоты с карбонатом натрия образуются вещества:
а) Н2СО3 |
г) СН3СООNa |
||||||
б) СО2 |
д) NaОН |
||||||
в) Н2О |
|
Список литературы:
1. Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2009.
2. Новошинский И. И. Органическая химия: 11 класс. – Краснодар: «Сов. Кубань», 2009.
3. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2008.
4. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждении. – М.: Дрофа, 2009.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.