Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мастерство педагога – его компетентность.

26.10.2016 575 984
Гарифуллина Наталья Львовна
Гарифуллина Наталья Львовна, преподаватель

Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова

Аннотация: Автор в статье, основываясь на проведенном исследовании, анализирует уровень сформированности профессионально-педагогических компетенций, раскрывает суть понятия «компетенция». В статье содержится характеристика общих компетенций педагогического коллектива колледжа, а также определена методическая база для их формирования и развития.

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, профессионально-педагогические способности, практико-ориентированная среда.

Abstract: In this paper the author analyses the level of pedagogical proficiency on a base of conducted research. The meaning of the concept "competency" are given. The article presents a description of the common competencies of the College teaching personnel and defines a methodological framework for their formation and development.

Key word: competencies, competency-based approach, pedagogical proficiency, practice-oriented environment.

Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов для промышленного производства и решения важных государственных задач. С 1 января 2017 года вступает с силу профессиональный стандарт педагогической деятельности, разработанный Министерством образования и науки РФ. Подготовка данного профессионального стандарта педагогической деятельности проводилась в соответствии с  федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы и осуществлялась с использованием компетентностного подхода[1]. Из этого следует, что качественный состав преподавателей средних специальных учебных заведений – это стратегическая проблема развития среднего профессионального образования, успешное решение которой позволит продвигаться по пути конкурентоспособности российских специалистов на международном рынке труда. Готовность выпускников средних специальных учебных заведений, в том числе и индустриального колледжа, к трудовой деятельности, соответствие выпускников колледжа требованиям общества и работодателя зависит от компетентности преподавателя, от его сформированных профессионально-педагогических компетенций.

В современных словарях слово «компетенция» раскрывается с указанием на его латинское происхождение (competentia – согласованность частей и compete – добиваюсь, соответствую, подхожу). Соответственно понятие «компетенция» может иметь два разных значения: во-первых, это круг полномочий какого-либо учреждения или лица, во-вторых, это круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом[2, с. 115]. В современной педагогической литературе слово «компетенция» употребляется во втором значении. Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности или результативности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач или проблем. Компетенция – интегральное качество личности, проявляющаяся в общей способности и готовности её к самостоятельной и успешной деятельности в условиях реальной специфической ситуации, основанное на знаниях, умениях и навыках, опыте, ценностях и склонностях, приобретённых в процессе обучения.

По мнению доктора психологических наук Н.В. Кузьминой, профессионально-педагогическая компетентность понимается, как способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося. В качестве основных элементов профессионально-педагогической компетентности Н.В. Кузьмина[3, с. 12] выделяет: специальную и профессиональную компетентность в области преподаваемых дисциплин; методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся;  социально-психологическую компетентность в области процессов общения; дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся; аутопсихологическую компетентность в области недостатков собственной деятельности.

Учитывая наличие нескольких точек зрения на понимание компетентности и компетенций, автор статьи определяет компетентность преподавателей средних специальных учебных заведений как знания, умения, опыт и личностные качества, позволяющие осуществлять образовательную деятельность, а компетенция – способность человека мобилизовать и преобразовать знания, умения и профессиональный опыт в образовательной деятельности. Под профессионально-педагогическими компетенциями мы понимаем способность педагогического коллектива колледжа успешно применять свой жизненный, производственный опыт, профессиональные знания и умения в решении профессионально-педагогических задач.

Опираясь на принципы компетентностного подхода, а также используя основные положения требований к профессиональной педагогической деятельности, была предпринята попытка диагностировать наличие профессиональных компетенций у преподавательского состава Златоустовского индустриального колледжа им. П.П. Аносова. С этой целью в течение учебного года были организованы коллективные посещения учебных занятий, во время которых уделялось внимание профессионально-личностным качествам, ценностным ориентировкам, знаниям и способностям педагога. Наличие профессиональных качеств и владение ими педагог демонстрирует во время проведения учебного занятия.

Педагогический коллектив колледжа представлен преподавателями общеобразовательных и специальных (профильных) дисциплин и мастерами производственного обучения. Общая характеристика педагогического коллектива на 2015-2016 учебный год:

- стаж педагогической деятельности сотрудников от 1 года до 45 лет: 28% сотрудников имеют стаж работы до 5 лет, 28%  –  до 15 лет, 44% – свыше 15 лет;

- квалификационная категория: 32% педагогов не имеют квалификационной категории, 36% присвоена первая квалификационная категория, 32% - высшая квалификационная категория;

- наличие педагогического образования: 60% педагогов имеют специальное педагогическое образование, 40% имеют специальное образование по профессиям.

Для диагностики наличия элементов профессионально-педагогической компетентности была использована методика Н.В. Кузьминой, описанная в монографии  «Методы исследования педагогической деятельности»[4] и А.К. Марковой в работе «Психология  профессионализма»[7].

Проведенное исследование позволило выявить уровень сформированности профессионально-педагогических компетенций преподавателей колледжа, а также сделать вывод об эффективности используемых методов по их формированию. Из полученной информации можно сделать вывод о прямо пропорциональной зависимости формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей от наличия специального образования (педагогического и психологического), от желания педагога заниматься самообразованием и наличием активной жизненной позиции. В процессе наблюдения внимание фиксировалось на выявлении элементов ключевых и предметных компетенций[8, c.115-118].

Из ключевых компетенций стоит выделить высокий уровень владения педагогами информационной и коммуникативной компетенциями. В информационной компетенции педагог должен проявлять дидактические способности – способности передавать студентам учебный материал, делая его доступным, преподносить материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету. Со стороны педагогов на учебных занятиях были отмечены наблюдательность, креативность, исследовательский стиль. Проявление оригинальности мышления и  способности к нестандартным решениям характерно для более опытных преподавателей.

Коммуникативная компетенция включает в себя знание необходимых способов взаимодействия с окружающими людьми, опыт работы в группе. Отмечены коммуникативные качества педагога: справедливость и аргументация при выставлении оценок, внимательность, открытость, доброжелательность. Не всегда отмечается  толерантность, выдержка и чувство юмора. Стоит отметить демонстрацию авторитарных способностей, когда педагог способен непосредственно эмоционально влиять на студентов, и таким образом уметь добиваться у них выполнения заданий. Хотелось бы больше добавить в учебные занятия оптимизма, отзывчивости и самообладания, как со стороны педагога, так и студентов.

Наиболее благоприятные условия для реализации ценностно-смысловой компетенции складываются  во время проведения  занятий учебной практики. В рамках данной компетенции мастер/педагог реализовывает свою воспитательную функцию:  осуществляет нравственное и эстетическое воспитание, развивает трудолюбие и аккуратность,  проводит воспитательные беседы. В состав данной компетенции входят качества личности: социальная зрелость, гражданская ответственность, профессиональные идеалы, самоотверженное отношение к избранной профессии.

Низкие показатели были отмечены при демонстрации элементов, которые относятся к регулятивной компетенции. Неумение управлять собственным поведением и поведением студентов, рационально организовывать учебное занятие, прогнозировать результаты деятельности являются самыми распространенными замечаниями, особенно к начинающим коллегам. Педагоги правильно подбирают материал для занятия, могут выделить ключевые понятия,  найти правильное соотношение фактического и теоретического материала, но спланировать логические переходы от одного этапа занятий к другому, композиционно строить занятия получается не у всех.  Только часть педагогов  предвидит возможные затруднения со стороны студентов при усвоении дисциплины и готова искать новые методы и приемы, необходимые для преодоления трудностей в обучении.

Конкретные (предметные) компетенции, к которым относятся профессионально-личностные качества, ценностные ориентировки, знания и способности педагога, представлены на высоком уровне.

Уровень сформированности компетенций преподавателей  непосредственно влияет на качество подготовки специалистов. В 2016 году общепринятые показатели абсолютной и качественной успеваемости студентов в среднем по колледжу значительно выше, чем в 2014 году. Количество присвоенных высших разрядов по профессиям и специальностям увеличено за 2 года на 12,3%.  Данный показатель подтверждается наличием призовых мест на областных конкурсах профессионального мастерства среди мастеров и студентов, призовых мест на конкурсах молодых рабочих и чемпионате рабочих профессий «WORLDSKILLS», многократным присвоением званий «Мастер золотые руки» и «Юный уральский умелец», участием студентов в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах регионального и федерального уровня.

Для достижения результатов в колледже применяются методики формирования профессионально-педагогических компетенций: организация и проведение тематических семинаров, прохождение курсов повышения квалификации на базе ЧИРПО, производственные стажировки мастеров на предприятиях города, проведение занятий школы профессионального мастерства и мастер-классов преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин. Кроме перечисленного, работает система регулярной консультативной поддержки начинающим педагогам, совершенствуются механизмы взаимодействия с социальными партнерами, вкладываются средства в модернизацию учебных классов и производственных мастерских. Большое внимание уделяется индивидуальным особенностям педагога для повышения его педагогического мастерства[5]. Перечисленные компоненты формируется практико-ориентированную среду, которая способствует включению преподавателей колледжа в профессионально-практическую образовательную деятельность и помогает найти оптимальное сочетание теоретических и практических методов и форм обучения. В практико-ориентированной среде освоение педагогических терминов и основ дидактики происходит в различных формах профессионально-педагогической деятельности и ощущается преподавателем, как насущно необходимые, без которых невозможна реализация конкретных учебных задач. Таким образом, практико-ориентированная среда и учебно-методическая поддержка  позволяют формировать профессионально-педагогических компетенции преподавателей колледжа. Обладая компетенциями, формирующимися в результате педагогической деятельности, преподаватель получает возможность выстраивать свою индивидуальную деятельность адекватно требованиям социума и государства.

В заключении можно сделать вывод, что для формирования педагогического мастерства необходимо овладение суммой знаний, навыков, умений, развитие профессионально важных качеств личности, которое достигается в процессе активной деятельности, самостоятельной работы, накопления преподавательского опыта. А.С. Макаренко утверждал, что «на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации»[6]. Таким образом, профессионально компетентным становится труд педагога, в котором на высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагог.

Список литературы

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 год от 29 декабря 2014 г. № 2765// [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
  2. Крысин Л. П. Современный словарь иностранных слов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 416 с.
  3. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В., Психологическая структура деятельности учителя (тексты лекций). – Гомель: Изд-во Гомельского гос. ун-та, 1976. – 57 с.
  4. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л.: ЛГУ, 1970. – 215 с.
  5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.
  6. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Сочинения: В 7 т./ Ин-т теории и истории педагогики АПН РСФСР; Подгот. В. Е. Гмурман; Редкол.: И. А. Каиров (гл. ред.), Г. С. Макаренко, Е. Н. Медынский. – 2. изд. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957–1958. Т.5. – 558 с.
  7. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
  8. Штоббе И.А. Профессиональные компетенции педагога // Мир науки, культуры,  образования. –  – № 4. 

 

Оригинал работы:

Мастерство педагога – его компетентность.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*