Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мотивация учебной деятельности студентов

25.10.2016 2320 4714
Бузулуцкая Евгения Андреевна
Бузулуцкая Евгения Андреевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

В последние годы усилилось понимание педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Высокая позитивная мотивация играет роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако никакой высокий уровень способностей не сможет компенсировать отсутствие учебного мотива и привести к значительным успехам в учебе

Ключевые слова: мотив, мотивация, деятельность, познавательный мотив, стимулирование интереса студента.

На современном этапе многие сферы деятельности  подвержены изменениям, новые требования к качеству и организации образования актуализируют не процесс накопления знаний, а приобретение опыта самовыражения, осознания собственной индивидуальности и ценности других людей. Студент должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в  достижениях и успехе. В связи с этими изменениями проблема профессиональной  мотивации приобретает сегодня особое значение.

Основной задачей педагога является стимулирование интереса к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не только получение диплома, но и прочных, стабильных знаний. Мотивация студентов – это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения. От того насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией напрямую зависит эффективность учебного процесса и становление студента, как компетентного работника.[1]

В работе «Психология мотивации студентов». Н.А. Бакшаевой и А.А. Вербицкого термином «мотив» обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения, переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели, идеалы и другие мотивационные переменные или компоненты.[2] Обучающийся, по их мнению, должен проявлять интерес к процессу обучения самостоятельно. Знания, усвоенные при наличии познавательных мотивов, повышает активность студентов и эффективность процесса обучения. Сущность познавательной мотивации как раз и заключается в стремлении добывать и  производить знания.[3]

Исходя из данной концепции педагогу необходимо четко объяснить студенту каким образом знания пригодятся ему в будущем. Если преподаватель выражается абстрактными понятиями "так нужно", "пригодится", "поверь мне на слово" и т.п., студент теряет интерес, не видя конкретных перспектив применения знания в будущем. Студент приходит в учебное заведение не столько за новыми знаниями, сколько в надежде стать востребованным профессионалом на рынке труда, а учитывая иное мировосприятие современным поколением, студент быстро потеряет интерес к обучению, если не будет уверен в том, что обучение направлено непосредственно на формирование его как профессионала. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их профессиональной деятельности.

В данной работе  приводятся несколько  способов повышения мотивации у студентов техникума.

Стимулирование на результат. Студент должен мыслить результатом, ведь в реальной профессиональной жизни никого не будет интересовать сколько сил и времени он затратил на выполнение работы. Поэтому в процессе обучение необходимо не только заинтересовать предметом, но сформировать для него понимание, что стремиться нужно к качественному результату, который станет залогом хорошей оценки не только в учебе, но и в профессиональном будущем.

Взаимоотношения студент-преподаватель. Только при условии комфортных взаимоотношений студентов и преподавателя возможно повышение мотивации студента к обучению.[4] Студент должен понимать , что к педагогу всегда можно обратиться за помощью, разъяснением материала, обсуждением интересующих профессиональных и общекультурных вопросов. Чем больше доверия оказывает педагог студенту, тем с большим интересом студенты сотрудничают с преподавателем. Положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями студента с преподавателем, отсутствие конфликтов с ним, являются необходимым условием для создания и поддержания мотивации обучения.[5]

Признание успехов студента. Одобрять успехи студентов, демонстрировать их достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы). Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата[6].

Умение заинтересовать студентов. Важным аспектом при мотивации студентов к обучению является интерес к предмету. Преподаватель долженстараться сделать занятие интересным и познавательным. Свобода творчества и интерактивные формы обучения активно этому способствуют. Важно предоставлять обучающимся возможность высказывать и отстаивать свое мнение, быть активным участником обсуждений, искать и находить различные варианты решения задач урока, применять комплексные способы решения профессиональных проблем.

Использование балльно - рейтинговой системы. Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности - это введение балльно - рейтинговой системы. Знания оцениваются в баллах, которые набираются в течение семестра по конкретному предмету за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и внеаудиторных). Преподаватель в  начале семестра обозначает возможности получения баллов за проделанную работу, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии — это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. — плюс столько-то баллов. В итоге обучающийся будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.[7]

Сегодня большое внимание уделяется саморазвитию и самообразованию студента. Средние профессиональные образовательные учреждения становятся своего рода навигаторами студента по жизни, помогают найти свой профессиональный жизненный путь.  Поэтому диктаторские формы обучения неэффективны в таких условиях, когда студентам за достаточно короткое время необходимо усвоить все профессиональные знания, умения и навыки.

Пути становления мотивации каждого студента индивидуальны и неповторимы, поэтому  задача педагога состоит в том, чтобы, создавать все условия для правильного формирования и развития профессионально-ориентированной личности. 


Список использованной литературы.

  1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М.:Логос, 2006.-184с.
  2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А.К. Маркова, Т.А Матис, А.Б.Орлов. — М. Просвещение, 1990. -192 с.
  3. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.
  4. Шелестова Е. С. Формирование профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 648-651.

 

Оригинал работы:

Мотивация учебной деятельности студентов

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*