Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организационно-педагогические условия преодоления социального инфантилизма учащихся колледжа

25.10.2016 333 473
Дегтеревский Олег Сергеевич
Дегтеревский Олег Сергеевич, преподаватель

Боровичский автомобильно-дорожный колледж

Анализ современной ситуации в системе среднего профессионального образования позволяет сделать вывод, что существует ряд противоречий разрешение которых возможно только при участии педагогической науки. Одно из таких противоречий - несоответствие личностных, а из-за этого нередко и профессиональных характеристик выпускников требованиям, предъявляемым на рынке труда.

Профессиональные образовательные системы нередко не обеспечивают должного уровня сформированности у выпускников необходимых навыков коммуникации, нужных для их успешной адаптации в профессиональной среде. Среди социально-психологических характеристик выпускников проявляются такие, совокупность которых порождает явление, получившее название социального инфантилизма.

Инфантилизм - (от лат. infantilis - младенческий, детский) - понимается как сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Незрелость эмоциональной сферы является важной характеристикой инфантилизма. Индивид, которому свойственен инфантилизм, может быть нормально развит физически и умственно, но в его поведении обнаруживается несамостоятельность решений и действий; он ощущает чувство незащищенности; не способен воспринимать себя критично; требует к себе повышенного внимания со стороны окружающих. В педагогических исследованиях определены два вида инфантилизма: психологический и социальный (Г.П. Буданова, О.С. Газман, М.Б. Коваль, Н.Ф. Родионова, А.Н. Шевченко).

Мы понимаем социальный инфантилизм подростка как негативную форму адаптации к окружающей действительности в результате отсутствия мотивационно-ценностных установок к личностному развитию в процессе социальной деятельности, проявляющуюся в неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления, пассивном отношении к любым кризисным ситуациям, возложении на другого человека ответственности за принятие решения.

Феномен социального инфантилизма стал характерной чертой социально психологического портрета значительной части учащейся молодежи, который проявляется в стремлении возлагать ответственность за принятие решений на других, находиться в позиции «вечного ребенка». Социальный инфантилизм следует рассматривать как показатель недостаточной активности, особый негативный вид адаптации подростка к учебной, а затем и профессиональной деятельности.

Социальная инфантильность проявляется в таких качествах молодых работников,   как   отсутствие   навыков   трудовой   жизни   и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Другими словами это все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Такой точки зрения придерживается Н.А. Шевченко.

Анализ психологических и социологических исследований (Р.Парка, СЛ.Беличевой, И.С.Кона, А.Н.Майорова, К.М.Гуревича, Ф. Райса, Дж.Джибса, К.Бэсинджера, Д.Фуллера и др.) позволил выявить факторы и причины появления социального инфантилизма: конформное (приспособление к требованиям), импульсивное (при сильном возбуждении и временной утрате самоконтроля), компулъсивное (принудительное) поведение учащихся.

К числу социально-психологических факторов, влияющих на девиантное поведение молодежи и подростков относятся: ценностная дезориентация общества; неблагополучная семья; неблагоприятные условия для адаптации в учебных и трудовых коллективах; наличие влияния криминальных и девиантных субкультур; нарушения социализации индивида.

Предварительный разговор о причинах социального инфантилизма можно завершить следующим утверждением. В любом случае, при проявлении социально-профессионального инфантилизма, взаимодействуют три группы факторов: социальные нормы; особенности личности; особенности конкретной ситуации.

Исходя из вышесказанного, становится очевидной необходимость серьезной корректировки образовательного процесса в колледже, с целью обеспечения условий для преодоления социального инфантилизма выпускников. Главная цель, которая при этом преследуется - формирование условий для преодоления социального инфантилизма выпускников. Одним из условий может выступать социальное партнерство.

Рефлексивный анализ сущности понятия «Социальное партнерство» позволяет утверждать о его неоднозначности.

Социальное партнерство:

Цель и способ достижения единства действий различных по потребностям, интересам социальных субъектов (О.В. Деникаева).

Вид социального взаимодействия, в котором достигается единство цели и действий, которое позволяет управлять социальным общением, взаимодействием (А.В. Бородина).

В профессиональном образовании – конструктивное взаимодействие учебного заведения с субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг.

Цели социального партнерства у различных субъектов отличаются. Для учебного заведения основная цель социального партнерства заключается в поиске дополнительных (к тем, которые заложены в государственных образовательных стандартах) возможностей для улучшении условий (материальных, финансовых, организационных, кадровых, педагогических, социально-психологических и других) подготовки конкретного специалистa, решения вопросов приема студентов и трудоустройства выпускников, создание баз для практики студентов и другие.

Как свидетельствуют исследования В. Павлова, социальное партнерство может проявляться в рамках проектирования. Существует несколько типов проектирования: идеальное (существует в сознании как идеальная возможность, идеализация бытия); социальное (структурное преобразование социальной системы по схеме «идея - вещь», при котором процессы реализации и функционирования поглощают идею, овеществляют ее, она редуцируется в технологическую идеологию). Синтезом первых двух типов выступает социокультурное проектирование, в рамках которого происходит выращивание принципиально новой мыследеятельности, за счет которой и осуществляются процессы преобразования по схеме «замысел - реализация - рефлексия».

Организационная схема проектирования включает в себя четыре компонента и соответствующие им деятельностные позиции.

Проявление различных позиций учащегося колледжа в процессе культурно-социального проектирования.

 

Технология социального проектирования

Позиция учащегося колледжа

1

знания о проектировании

методологическая позиция

2

анализ    особенностей    и выделения специфики проектирования в социуме

исследовательская позиция

3

формирование социокультурной среды

позиция

технолога - конструктора

4

образование полипрофессионального сообщества

коммуникативно-управленческая позиция

5

построение широких кооперативных связей как культурная организация проектирования

позиция организатора коммуникации субъектная позиция

 

Участие студентов в разработке и реализации социально или профессионально значимых проектов позволяет им:

  • принять субъектную позицию;
  • проявить себя в различных видах деятельности, используя при этом индивидуальные творческие возможности;
  • осознать общественную или профессиональную значимость своей деятельности, направленную на преобразование социокультурной или профессиональной среды;
  • брать на себя ответственность за результаты и последствия организуемом деятельности.

Приобретение учащимися колледжа опыта социально-педагогического проектирования позволяет, с одной стороны, самостоятельно приобретать профессионально значимые качества личности, а, с другой, - интенсивно происходит преодоление характеристик, свойственных социальному инфантилизму.

На основе анализа исследований А.Н. Шевченко, О.С. Газмана, Н.Ф. Родионовой, Г.А. Федотовой были выявлены организационно-педагогические условия преодоления социального инфантилизма. К организационным условиям предполагается отнести следующее:

  • индивидуально-личностный подход к подготовке и проведению производственных практик. Необходимо при проведении практик обеспечить выход на контекстное обучение;
  • преподаватели специальных дисциплин должны уделять особое внимание формированию качеств и знаний, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

Важным организационным условием преодоления социального инфантилизма является формирование системы социального партнерства, дающей дополнительные и весьма существенные возможности для достижения обозначенной выше цели.

Понятие социального партнерства в данном контексте раскрывает Г.А. Федотова: «Партнерство - (от английского слова «part»- часть единого целого) понятие, обозначающее систему взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участников образовательных процессов»(№1 с. 134). Она же отмечает, что «содержание образования есть выстраивание отношений участия субъектов в проблемной деятельности в целях личностного развития. Такой ситуации, ориентированной на перспективу личностного развития, лучше всего соответствуют отношения кооперации и взаимодействия». (1,135).

Социальное партнерство способно обеспечить также кооперацию и взаимодействие и тем самым, создать условия, позволяющие развивать те личностные качества, которые необходимы выпускникам колледжа для самостоятельной и полноценной профессиональной деятельности. К профессиональным умениям можно отнести: умения целеполагания; умения аналитические, умения деятельностные; умения оценочно-результатирующие; умения прогностические. Любое умение предполагает наличие определенной совокупности профессиональных навыков. Развитие профессиональных умений позволяет преодолевать социально-профессиональный инфантилизм, повышая качество подготовки учащихся колледжа. Социальный контекст понимания категории качества связан с понятиями социальной потребности, соответствия назначению, а также цели и результату человеческой деятельности. В этом смысле само определение качества невозможно без участия социальных партнеров колледжа.

К педагогическим условиям относятся следующие:

  • формирование у учащихся колледжа коммуникативных способностей: слушать и слышать, понимать другого. Такие способности можно и нужно формировать как во время занятий, так и (что немаловажно) за рамками учебного времени (различные внеурочные мероприятия);
  • использование в процессе обучения нетрадиционных методов. В частности, метод морфологического анализа, разбор профессиональных ситуаций, деловые игры, эвристические методы.

Использование обозначенных возможностей социального партнерства им способно обеспечить «сглаживание» проявлений социального инфантилизма. Это, в свою очередь, позволяет повысить качество профессиональном» обучения.

Кроме того, педагогические условия преодоления социальною инфантилизма включают:

  • субъект-субъектные отношения участников социального партнерства,
  • вариативность педагогических воздействий,
  • создание ситуации выбора и успеха для каждого подростка,

 

Литература:

  1. Федотова Г.А. Творческое саморазвитие учителя сельской школы:
    Монография. - Великий Новгород: Издательство Новгородского
    государственного университета имени Ярослава Мудрого, 2004.- 192 с.
  2. Социальное партнерство в образовании. Материалы российско-нидерландского исследовательского проекта 205-2008. Великий Новгород. 2008
  3. Никулина И.А., Кожевникова СВ. Реализация модели социального партнерства ССУЗа как условие совершенствования профессиональной подготовки специалистов // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование», 2005, №1. С. 55-60.

 

Оригинал работы:

Организационно-педагогические условия преодоления социального инфантилизма учащихся колледжа

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*