Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль практикума по дисциплине «Основы микробиологии, иммунологии» в формировании профессиональных компетенций у будущих фельдшеров

24.10.2016 299 465
Глухова Наталья Анатольевна
Глухова Наталья Анатольевна, преподаватель микробиологии

Челябинский медицинский колледж

Изменения социально-экономического и по­литического характера, происходящие в мире и в том числе в нашей стране, требуют от совре­менного человека быстрой адаптации к новым условиям, в которых у специалиста проявляют­ся такие качества личности, как мобильность, активность, самостоятельность и успешность. Основы успешности личности как удовлетво­ренности достижением ожидаемого результата в деятельности закладываются в раннем детстве, формируются в школе и развиваются в процес­се получения профессионального образования, т. е. в процессе приобретения опыта. Понятно, что успешность человека зависит от его ком­петентности в той или иной области культуры и производства, от того, насколько эффектив­но он владеет конкретными общекультурными и профессиональными компетенциями.

Таким образом, «компетенции» и «компе­тентность» становятся базовыми понятиями нового подхода к содержанию современного образования. Отметим, что термин «компетен­ция» достаточно широко употребляется как в быту, так и в науке, что обуславливает его многозначность.

Анализ педагогической литературы пока­зывает неоднозначность трактовки понятия «компетентность». Так, Дж. Равенн рассматри­вает компетентность как совокупность знаний, умений и способностей, которые проявляются в личностно значимой для субъекта деятельнос­ти; В. М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-при­кладную подготовленность к использованию знаний; В. С. Безрукова под компетентностью понимает владение знаниями и умениями, по­зволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения; В. А. Де­мин дает следующее определение: «Компетент­ность — это уровень умений личности, отра­жающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать кон­структивно в изменяющихся социальных усло­виях» [1].

Неоднозначно в научной литературе трак­туется и понятие компетенции: как «владение ситуацией в условиях изменяющейся окружаю­щей среды, способность реагировать на воздей­ствие среды и изменять ее» (Э. Шорт); «слож­ное явление, определенное качество восприятия человеком действительности, которое подска­зывает наиболее эффективный способ решения жизненных ситуаций» (Т. Е. Исаева); совокуп­ность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональ­ной деятельности (Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова, В. М. Шепель) [1].

В Толковом словаре русского языка под редакцией профессора Д. Н. Ушакова (2000 г.) дается определение компетенции (от лат. competential) как круга вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетно­стью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению во­просов, явлений [2].

Таким образом, под компетенцией целесоо­бразно понимать единство знаний, умений и опы­та, а под компетентностью — выраженную спо­собность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем, использовать полученные знания и умения, создавать новые смыслы, информацию, объекты действительности в процессе непрерыв­ного личностного самосовершенствования.

Согласно идеям А. Н. Леонтьева о фор­мировании личности, личность формируется в деятельности [3]. А практическая учебная де­ятельность (решение задач, выполнение лабо­раторных работ, практикумов и т. д.) позволяет формировать и развивать не только знания, но и умения. Так, отработка и контроль теоретиче­ских знаний и практических умений студентов медицинского колледжа по дисциплине «Осно­вы микробиологии, иммунологии» происходит на лабораторных занятиях. Студенты отраба­тывают практические умения, которые лежат в основе профессиональных компетенций, на фантомах, коллекциях микробиологических препаратов.

Федеральный государственный образова­тельный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060101 «Лечеб­ное дело» определяет для будущего фельдше­ра углубленной подготовки профессиональные компетенции с учетом различных видов дея­тельности: диагностической, лечебной, неот­ложной медицинской помощи на догоспиталь­ном этапе, профилактической деятельности [4]. При этом каждый вид деятельности позволяет формировать конкретные компетенции:

1)диагностическая деятельность:

  • ПК1. Планировать обследование паци­ентов различных возрастных групп;
  • ПК 1.2. Проводить диагностические ис­следования;
  • ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний;

2)лечебная деятельность:

  • ПК 2.1. Определять программу лечения больных разных возрастов;
  • ПК 2.2. Определять тактику ведения па­циента;
  • ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешатель­ства;

3)неотложная медицинская помощь на до­госпитальном этапе:

  • ПК 3.1. Проводить диагностику неотлож­ных состояний;
  • ПК 3.2. Определять тактику ведения па­циента;

4) профилактическая деятельность:

  • ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэ- пидемиологические мероприятия на закреплен­ном участке;
  • ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиениче­ское просвещение населения;
  • ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику населения;
  • ПК 4.7. Организовывать здоровьесберега- ющую среду.

Конечно, на одном практическом занятии все компетенции не могут быть сформированы. Так, на практическом занятии по теме «Изучение культуральных свойств бактерий. Культивирова­ние бактерий» происходит формирование следу­ющих профессиональных компетенций (табл. 1).

Данное занятие проходит в течение двух академических часов в кабинете доклинической практики — лаборатории основ микробиоло­гии, иммунологии. Учебно-методическое осна­щение включает: методические указания для студентов, методическую разработку для препо­давателя, методическое пособие для самоподго­товки студентов, учебник [5; 6], дидактические материалы, средства наглядности (таблицы «Морфология микроорганизмов», фотографии, схемы, таблицы, микробиологические препара­ты); оборудование: микроскоп, предметные сте­кла, набор красителей, спирт 95 %, спиртовки, спички, мыло, набор лотков, пинцеты, фильтро­вальная бумага.

Организация деятельности студентов при выполнении практикума ориентирована на развитие познавательной деятельности — от репродуктивной (первый уровень) до самосто­ятельного нахождения способов решения про­блемы (второй уровень) и исследовательской (третий уровень) (табл. 2) [7].

Компетенции, формируемые на практическом занятии по теме «Изучение культуральных свойств бактерий. Культивирование бактерий».

 

Таблица 1

            Код

Наименование результатов обучения

ПК 1.1

Планировать обследование пациентов различных возрастных групп

ПК 1.3

Проводить диагностические исследования

ПК 2.3

Выполнять лечебные вмешательства

ПК 4.3

Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения (разрабаты­вается проект проведения санитарно-гигиенического просвещения насе­ления)

ПК 4.7

Организовывать здоровьесберегающую среду

 

Таблица 2

Уровни деятельности

Методы обучения

Виды деятельности студентов

Первый уровень

Объяснительно-иллюстра­тивный: рассказ, демонстра­ция презентаций, организа­ция работы с методическим пособием по решению ти­повых задач, выполнению тестовых заданий

Репродуктивная: студент изучает правила техники без­опасности при работе в микробиологической лаборато­рии, оснащение лаборатории, знакомится с устройством микроскопа, оформляет записи в тетради, выполняет те­стовые задания на бумажных носителях (при наличии ком­пьютерного обеспечения — на электронных носителях), рецензирует и комментирует ответы и действия студентов

Второй уровень

Метод проблемных ситуа­ций

Самостоятельно готовит микробиологический препарат (мазок) из «зубного налета», окрашивает его методом Грамма, дифференцирует микроорганизмы в микробиоло­гическом препарате

Третий уровень

Организация частично- поисковой, исследовательской деятельности, а также

де­ятельности по обобщению и рецензированию

Осуществляет исследование микробиологического препа­рата под микроскопом; оперируя полученными знаниями, определяет морфологию микроорганизмов (определяет цвет, форму); данные заносит в дневник практики, делает выводы по обнаружению микрофлоры полости рта; дает рекомендации по гигиене полости рта; закрепляет мате­риал через самостоятельное составление и решение проблемно-ситуационных задач

В процессе выполнения практической ра­боты реализуются междисциплинарные связи (дисциплины: «Гигиена и экология человека», «Анатомия и физиология человека», «Пропе­девтика клинических дисциплин»).

Правильное формирование профессиональ­ных компетенций у будущих фельдшеров в даль­нейшем позволит им грамотно выполнять как диагностику, так и профилактическую работу.

Таким образом, практикум по дисциплине «Основы микробиологии, иммунологии» явля­ется условием и средством формировании об­щих и профессиональных компетенций у буду­щих фельдшеров.

 

Библиографический список

  1. Фоменко, Н. А. Компетентность и компетенция : Понятие и сущность [Электронный ре­сурс] / Н. А. Фоменко. — Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2361.
  2. Толковый словарь русского языка [Текст]. В 4 т. Т. 1 / под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Астрель : ACT, 2000. — 848 с.
  3. Леонтьев, А. Н. Эволюция психики. Избранные психологические труды [Текст] / А. Н. Ле­онтьев ; под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. — М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : Модек, 1999. — 411 с.
  4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образователь­ного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060101 Лечебное дело [Электронный ресурс] : приказ Минобразования и науки РФ от 28 окт. 2009 г. № 472. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12071847.
  5. Прозоркина, Н. В. Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии [Текст]: учеб. по­собие / Н. В. Прозоркина, Л. А. Рубашкина. — Ростов-н/Д. : Феникс, 2006.
  6. Черкес, Ф. К. Микробиология [Текст]: учеб. пособие / Ф. К. Черкес, Л. Б. Богоявленская, Н. А. Вельская. — М. : Медицина, 2000. Серкова, Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений: опти­мизационный подход к развитию самостоятельной деятельности [Текст] / Г. Г. Серкова. — Че­лябинск, 2003. — 107 с.

 

Оригинал работы:

Роль практикума по дисциплине «Основы микробиологии, иммунологии» в формировании профессиональных компетенций у будущих фельдшеров




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*