Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современных условиях свободного рынка для многих семей болезненным становится вопрос выбора профессии школьником-девятиклассником, сыном или дочерью. Сомнение вызывает материальное обеспечение специалиста в области культуры, возможность достойного заработка в будущем. Во многих семьях отрицательно относятся к выбору творческой профессии детьми. За «кулисами», в семьях, кипят нешуточные «страсти и войны», где звучит мнение бабушек, отцов и других домочадцев, то есть наблюдается разлад между поколениями. В медицине и в психологии есть такой термин, как «физиологический резонанс». [1]
Понятие «физиологического резонанса» впервые в нейрофизиологии и психологии было введено А.А. Ухтомским. Было высказано предположение, что совпадение колебательных процессов в мозге разных людей сопровождает передачу информации от одного человека другому. Впоследствии отечественные авторы (В. Лавров, Ю. Кратин), посвятившие свою жизнь развитию теории физиологического резонанса, пересмотрели гипотезу, высказанную А.А. Ухтомским. В настоящее время волновое (совпадение колебаний) понимание резонанса уступило место иному представлению. Говоря об «эмоциональном резонансе», следует иметь в виду передачу эмоций и настроений от одного человека к другому, когда тревожное (или другое) состояние одного индивидуума передаётся другому. Такая передача опосредуется информационными посылами, а носитель информации может быть любым, как вербальным, так и невербальным. Если родителям не нравится профессиональный выбор подростка, то это состояние передаётся и ему, у него может наблюдаться состояние депрессии, подавленности, и это проявляется в поведении на занятиях, в общении со сверстниками, в отношении к колледжу. Как разрешить подобный конфликт? Изменить данную ситуацию и прийти к положительным результатам возможно, если совершенствовать навыки коммуникативной деятельности, умения «принимать роль посредника» через выработку стратегии и тактики речевого поведения в решении подобных внутренних конфликтов или создавать позитивную радостную атмосферу во взаимоотношениях детей и родителей, если они к профессии, выбранной сыном или дочерью, относятся положительно.
Как известно, по мнению академика Павлова, самым сильным раздражителем для любого человека является другой человек. [3] Специалист в области культуры в профессиональной деятельности находится на пересечении векторов разных социальных институтов и должен быть готов ответить на самые неожиданные вызовы, связанные с особенностями человеческой природы. Как создать комфортную и то же время конструктивную среду для людей разных категорий: зрителей, пользователей библиотек, детей творческих коллективов и их родителей? Как обеспечить дифференцированный подход к ним? Как быть успешным и добиваться поставленных целей коммуникации [2]? Обсудив данную проблему с обучающимися (в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»), мы решили обратиться к такому социальному институту, как семья: рассмотреть некоторые проблемы и ситуации, возникающие в семьях в связи с выбором профессии детьми, и попытаться разрешить их через формирование лингвистической компетентности, совершенствование коммуникативных и поведенческих навыков студентов колледжа. При обсуждении данного вопроса мы решили продиагностировать проблему, обозначенную в начале статьи, провести мониторинг: как родители и их обучающиеся дети относятся к будущей профессии в конце 2-го года обучения. Какова степень социализации студента в конце 2-го года обучения? Какие вопросы волнуют родителей? И каким образом языковое развитие личности студента и совершенствование им коммуникативных навыков способно решить подобные вопросы? [4]
Совместно с обучающимися был составлен план работы над проектом: 1-проведение интервью с родителями; 2-написание статьи-обобщения о роли семьи в социализации студента и будущей успешной профессиональной деятельности; 3-проведение интервью со сверстниками; 4-написание отзыва о сокурснике, его социальной деятельности; 5-презентация, защита проектных заданий, выступление перед аудиторией, рецензирование выступлений; 6-составление альбома презентаций с примерами видеосъёмки, ответов родителей, записанных на диктофон, ответов сокурсников.
В рамках темы «Публицистический стиль речи» студенты получили домашнее задание: разработать вопросы с последующим отбором наиболее удачных и значимых для взятия интервью у родителей в роли посредника в контексте темы проекта, а также был рассмотрен вопрос анализа информации и способов презентации продукта деятельности. В результате проведённой работы вниманию родителей были предложены следующие примерные вопросы по теме «Как я учусь в колледже и каково отношение родителей к моей профессии. Выбор профессии - это проявление воли родителей, самостоятельное решение студента или компромисс?»
1.Каким образом Вы помогаете в процессе обучения Вашим детям? 2.Как семья повлияла на выбор профессии сына (дочери)? 3.Каким семья видит сына (дочь) в будущей профессии? 4.Изменилось ли что-нибудь в Вашей семье после того, как дочь(сын)начала(л) учиться в колледже? 5.Вопросы, которые Вас волнуют в связи с обучением дочери(сыны)? 6.Вопросы, которые Вас волнуют в связи с перспективами для Ваших детей в их будущей профессиональной деятельности? 7.Как влияет процесс получения образования Вашими детьми на семейные отношения? 8. Какова роль профессии, получаемой Вашими детьми, в жизни государства?
Примеры ответов родителей на вопросы
1.Варвара С.: Как семья повлияла на выбор профессии дочери? Ответ: «Моя мечта (мечта мамы) стать библиотекарем не осуществилась. В семье всегда любили читать, по возможности покупали книги. Таким образом, сформировался некий культ книги в семье. Всё это вызвало желание у дочери связать свою жизнь с книгой, то есть стать библиотекарем». 2.Артём П.: Есть ли у Вас какие-либо вопросы в связи с обучением сына, которые Вас волнуют? Ответ мамы: «Есть ли какие-то гарантии по трудоустройству в данной профессии (фотовидеотворчество)?» 3.Кристина П.: Какова роль профессии (театральное творчество), получаемой дочерью, в жизни нашего государства? Ответ мамы: «Я считаю? что люди, связанные с культурой, всегда нужны нашему государству, нашему обществу. Они способны вызывать разные чувства и эмоции, которые помогают справиться с жизненными неурядицами». 4.Виктория М.: Как влияет учёба на семейные отношения? –Ответ: «В связи с поступлением и отъездом дочери мы стали лучше понимать друг друга, с большей теплотой относиться друг к другу и ценить каждый миг, проведённый вместе. 5.Кристина П.: Какие особенности у Вашей дочери? – Ответ: «Моя дочь с детства самостоятельный ребёнок, всегда всего добивалась сама, не принимая чью-либо помощь, очень вспыльчивая и конфликтная. Но я думаю, когда она повзрослеет, в ней это качество угаснет, она будет сдержанней. В то же время она отзывчивая и жизнерадостная». 6.Андрей Ч.: Вопросы, которые волнуют Вас в связи с будущей профессией сына? - Ответ мамы: «Прежде всего меня волнует вопрос, будет ли профессия сына актуальна, востребована? Я хочу, чтобы сын реализовал себя и твёрдо стоял на ногах, мог обеспечить семью».
Примеры интервью со сверстниками
1.А.В.: Как колледж повлиял на тебя? - Ответ сокурсницы В.М.: «Познакомилась с новыми интересными людьми; хороший уровень обучения; это важный этап в моей жизни». 2.А.П.: Есть ли у тебя какие-либо приёмы, принципы, которые позволяют учиться лучше? – Ответ сокурсницы В.М.: «Есть: сила воли; влияние значимых людей; сила мотивации». 3.В.М.: Аня, есть ли у тебя пример для подражания? – Ответ сокурсницы А.В. (специальность библиотековедение): Да, это Надежда Павловна Гурьянова. 4.А.Р.: С какими трудностями ты сталкиваешься во время обучения? – Ответ сокурсницы К.К.: «Скучаю по дому, поэтому часто нет настроения и вдохновения, поэтому моя работоспособность ухудшается». 5.Ц.В.: Как ты относишься к тому, что твою профессию люди называют лёгкой? - Ответ сокурсника К.В: «Негативно. Люди не задумываются, сколько сил и энергии мы вкладываем в создание фильмов и фотографий». 6.Р.А.: Почему ты решил учиться в Вятском колледже культуры? – Ответ сокурсника К.К.: Потому что о нём мне рассказал старший брат. Ещё до поступления мне нравилось заниматься фотографией, и я решил связать свою жизнь именно с этой профессией, поэтому и оказался здесь.
Сбор информации сопровождался дискуссиями в группах и выявил проблему напряжённого отношения некоторыми родителями (по словам студентов) к выбору профессии детей вплоть до категорического неприятия. Состоявшееся интервьюирование стимулировало родителей и самих обучающихся к осмыслению ожиданий от будущей профессии. Продукт деятельности был представлен в форме видео- и аудио- презентаций и их публичной защитой сначала в группах, а затем на конференции. Выступления студентов содержали комментарии и анализ вопросов темы.
Работа над проектом привела к следующим выводам.
Проведя социологический опрос среди родителей на общую тему «Колледж в социокультурном взаимодействии», следует отметить, что семья и сверстники влияют на формирование личности студента и осознание им своей роли в обществе. Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Это среда жизни и развития личности ребёнка, в этой среде он приобретает знания, умения и навыки в различных областях человеческой деятельности. А через образование студент приобщается к всечеловеческим ценностям; приобретая знания, он развивается личностно и адаптируется к жизни в обществе. Однако для полноценного социального развития подростков недостаточно общаться только с взрослыми. Именно в процессе взаимодействия со сверстниками подросток приобретает значимые качества для формирования его как личности.
Проведённая работа способствовала новому сближению родителей и детей в семьях с конфликтными отношениями и упрочению позитивной атмосферы в дружных семьях. Каждая семья уникальна, поэтому нет ничего удивительного в неповторимости семейных обстоятельств. Великий русский писатель Лев Толстой задумывался о различии гармоничных и кризисных семей и полагал, что все счастливые семьи одинаковы, в то время как несчастливые отличаются многообразием. [1] Однако в жизни мы не найдём ни одной семьи, подобной другой. Возникают самые непредсказуемые обстоятельства и в гармоничных, на первый взгляд, семьях. При этом, несомненно, что, несмотря ни на что, чем гармоничнее семья, чем выше функциональный ресурс семейной системы, тем успешнее семья решает возникшие проблемы и тем меньше риск разлада между поколениями при возникновении конфликта. Структура семьи формируется связями, обеспечивающими обмен информацией, обладающей эмоциональной насыщенностью. Чем выше позитивизм эмоциональности, тем гармоничнее и функциональнее семья. То есть универсальным системообразующим фактором семейной системы служит стремление членов семьи к позитивным эмоциональным отношениям, умение общаться друг с другом и находить решение в самых сложных обстоятельствах
Благодаря совершенствованию коммуникативных навыков студентов колледжа, формированию их языковой компетентности, умению принимать роль посредника в конфликтных ситуациях в социокультурном взаимодействии через выработку речевой стратегии и тактики, была создана (проиграна) модель сотрудничества, самая продуктивная в любой сфере человеческой деятельности, особенно в сфере культуры. Всё это является значимым фактором достижения образовательных результатов. Подобные проекты способствуют социализации личности студента, появлению чувства уверенности в правильном выборе профессии. Как показывает опыт изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», чем больше вариантов проектных заданий по вовлечению обучаемых в социокультурное взаимодействие в процессе изучения тем, связанных с коммуникативными навыками и речевой деятельностью, такими как увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразование и активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства, умение вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации,- тем выше образовательные результаты, тем в большей степени специалист в области культуры подготовлен к профессиональной деятельности. Трудности при выполнении проектных заданий были связаны как с лингвистическими проблемами, так и с психологическими. Обучаемые находятся в процессе обучения и личностного становления, а вместе с ними и их родители. А были предложены вопросы, на которые можно ответить, когда это всё уже в прошлом. Например, на вопрос о том, какова роль профессии, получаемой Вашим сыном, в жизни государства? - прозвучал мудрый ответ мамы: «Поживём – увидим». С другой стороны, иногда родители не готовы принять студента как взрослого, как правило, ведущего самостоятельную жизнь. Это говорит о том, что, возможно, родители не реализовались сами в профессиональной сфере. У родителей есть ощущение, что чего-то не хватает, может быть, сами не понимают и не догадываются. И за счет детей хотят восполнить отсутствующее нечто в связи с выбором профессии детей. И даже не на выпускном вечере, не при получении диплома, а через пять или десять лет можно будет дать ответ на подобные вопросы, когда выпускник состоится в профессии.
Как показало анкетирование, проект получил положительную оценку у всех его участников.
Список литературы:
1.Н.М. Лаврова, В.В. Лавров Конфликт и карта медиации (методическое руководство). – СПб: Бридж.2012.144с.
2.Русский язык и культура речи: учебник Т.В Потёмкина, Н.Н. Соловьёва. – М.: Гардарики. 2007.- 256с.
3.Физиология высшей нервной деятельности/Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова Ростов н/ Дону: Феникс 2005 -478с.
4.Русский язык и литература. Русский язык. 10-11классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углублённый уровни) Г.Ф. Хлебинская. – 3-е изд., перераб. – М.: Мнемозина,2013. – 287 с.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.