Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование лингвистической компетентности студентов колледжа в социокультурном взаимодействии как фактор достижения образовательных результатов

21.10.2016 518 762
Пысина Вера Михайловна
Пысина Вера Михайловна, преподаватель

Вятский колледж культуры

В современных условиях свободного рынка для многих семей болезненным становится вопрос выбора профессии школьником-девятиклассником, сыном или дочерью. Сомнение вызывает материальное обеспечение специалиста в области культуры, возможность достойного заработка в будущем. Во многих семьях отрицательно относятся к выбору творческой профессии детьми. За «кулисами», в семьях, кипят нешуточные «страсти и войны», где звучит мнение бабушек, отцов и других домочадцев, то есть наблюдается разлад между поколениями. В медицине и в психологии есть такой термин, как «физиологический резонанс». [1]

Понятие «физиологического резонанса» впервые в нейрофизиологии и психологии было введено А.А. Ухтомским. Было высказано предположение, что совпадение колебательных процессов в мозге разных людей сопровождает передачу информации от одного человека другому. Впоследствии отечественные авторы (В. Лавров, Ю. Кратин), посвятившие свою жизнь развитию теории физиологического резонанса, пересмотрели гипотезу, высказанную А.А. Ухтомским. В настоящее время волновое (совпадение колебаний) понимание резонанса уступило место иному представлению. Говоря об «эмоциональном резонансе», следует иметь в виду передачу эмоций и настроений от одного человека к другому, когда тревожное (или другое) состояние одного индивидуума передаётся другому. Такая передача опосредуется информационными посылами, а носитель информации может быть любым, как вербальным, так и невербальным. Если родителям не нравится профессиональный выбор подростка, то это состояние передаётся и ему, у него может наблюдаться состояние депрессии, подавленности, и это проявляется в поведении на занятиях, в общении со сверстниками, в отношении к колледжу.   Как разрешить подобный конфликт? Изменить данную ситуацию и прийти к положительным результатам возможно, если совершенствовать навыки коммуникативной деятельности, умения «принимать роль посредника» через выработку стратегии и тактики речевого поведения в решении подобных внутренних конфликтов или создавать позитивную радостную атмосферу во взаимоотношениях детей и родителей, если они к профессии, выбранной сыном или дочерью, относятся положительно.

Как известно, по мнению академика Павлова, самым сильным раздражителем для любого человека является другой человек. [3] Специалист в области культуры в профессиональной деятельности находится на пересечении векторов разных социальных институтов и должен быть готов ответить на самые неожиданные вызовы, связанные с особенностями человеческой природы. Как создать комфортную и то же время конструктивную среду для людей разных категорий: зрителей, пользователей библиотек, детей творческих коллективов и их родителей? Как обеспечить дифференцированный подход к ним? Как быть успешным и добиваться поставленных целей коммуникации [2]? Обсудив данную проблему с обучающимися (в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»), мы решили обратиться к такому социальному институту, как семья: рассмотреть некоторые проблемы и ситуации, возникающие в семьях в связи с выбором профессии детьми, и попытаться разрешить их через формирование лингвистической компетентности, совершенствование коммуникативных и поведенческих навыков студентов колледжа. При обсуждении данного вопроса мы решили продиагностировать проблему, обозначенную в начале статьи, провести мониторинг: как родители и их обучающиеся дети относятся к будущей профессии в конце 2-го года обучения. Какова степень социализации студента в конце 2-го года обучения? Какие вопросы волнуют родителей? И каким образом языковое развитие личности студента и совершенствование им коммуникативных навыков способно решить подобные вопросы? [4]

Совместно с обучающимися был составлен план работы над проектом: 1-проведение интервью с родителями; 2-написание статьи-обобщения о роли семьи в социализации студента и будущей успешной профессиональной деятельности; 3-проведение интервью со сверстниками; 4-написание отзыва  о сокурснике, его социальной деятельности; 5-презентация, защита проектных заданий, выступление перед аудиторией, рецензирование выступлений; 6-составление альбома презентаций с примерами видеосъёмки, ответов родителей, записанных на диктофон, ответов сокурсников.

В рамках темы «Публицистический стиль речи» студенты получили домашнее задание: разработать вопросы с последующим отбором наиболее удачных и значимых для взятия интервью у родителей в роли посредника в контексте темы проекта, а также был рассмотрен вопрос анализа информации и способов презентации продукта деятельности. В результате проведённой работы вниманию родителей были предложены следующие примерные вопросы по теме «Как я учусь в колледже и каково отношение родителей к моей профессии. Выбор профессии - это проявление воли родителей, самостоятельное решение студента или компромисс?»

1.Каким образом Вы помогаете в процессе обучения Вашим детям? 2.Как семья повлияла на выбор профессии сына (дочери)? 3.Каким семья видит сына (дочь) в будущей профессии? 4.Изменилось ли что-нибудь в Вашей семье после того, как дочь(сын)начала(л) учиться в колледже? 5.Вопросы, которые Вас волнуют в связи с обучением дочери(сыны)? 6.Вопросы, которые Вас волнуют в связи с перспективами для Ваших детей в их будущей профессиональной деятельности? 7.Как влияет процесс получения образования Вашими детьми на семейные отношения? 8. Какова роль профессии, получаемой Вашими детьми, в жизни государства?

Примеры ответов родителей на вопросы

1.Варвара С.: Как семья повлияла на выбор профессии дочери? Ответ: «Моя мечта (мечта мамы) стать библиотекарем не осуществилась. В семье всегда любили читать, по возможности покупали книги. Таким образом, сформировался некий культ книги в семье. Всё это вызвало желание у дочери связать свою жизнь с книгой, то есть стать библиотекарем». 2.Артём П.: Есть ли у Вас какие-либо вопросы в связи с обучением сына, которые Вас волнуют? Ответ мамы: «Есть ли какие-то гарантии по трудоустройству в данной профессии (фотовидеотворчество)?» 3.Кристина П.: Какова роль профессии (театральное творчество), получаемой дочерью, в жизни нашего государства? Ответ мамы: «Я считаю? что люди, связанные с культурой, всегда нужны нашему государству, нашему обществу. Они способны вызывать разные чувства и эмоции, которые помогают справиться с жизненными неурядицами». 4.Виктория М.: Как влияет учёба на семейные отношения? –Ответ: «В связи с поступлением и отъездом дочери мы стали лучше понимать друг друга, с большей теплотой относиться друг к другу и ценить каждый миг, проведённый вместе. 5.Кристина П.: Какие особенности у Вашей дочери? – Ответ: «Моя дочь с детства самостоятельный ребёнок, всегда всего добивалась сама, не принимая чью-либо помощь, очень вспыльчивая и конфликтная. Но я думаю, когда она повзрослеет, в ней это качество угаснет, она будет сдержанней. В то же время она отзывчивая и жизнерадостная». 6.Андрей Ч.: Вопросы, которые волнуют Вас в связи с будущей профессией сына? - Ответ мамы: «Прежде всего меня волнует вопрос, будет ли профессия сына актуальна, востребована? Я хочу, чтобы сын реализовал себя и твёрдо стоял на ногах, мог обеспечить семью».

Примеры интервью со сверстниками

1.А.В.: Как колледж повлиял на тебя? - Ответ сокурсницы В.М.: «Познакомилась с новыми интересными людьми; хороший уровень обучения; это важный этап в моей жизни». 2.А.П.: Есть ли у тебя какие-либо приёмы, принципы, которые позволяют учиться лучше? – Ответ сокурсницы В.М.: «Есть: сила воли; влияние значимых людей; сила мотивации». 3.В.М.: Аня, есть ли у тебя пример для подражания? – Ответ сокурсницы А.В. (специальность библиотековедение): Да, это Надежда Павловна Гурьянова. 4.А.Р.: С какими трудностями ты сталкиваешься во время обучения? – Ответ сокурсницы К.К.: «Скучаю по дому, поэтому часто нет настроения и вдохновения, поэтому моя работоспособность ухудшается». 5.Ц.В.: Как ты относишься к тому, что твою профессию люди называют лёгкой? - Ответ сокурсника К.В: «Негативно. Люди не задумываются, сколько сил и энергии мы вкладываем в создание фильмов и фотографий». 6.Р.А.: Почему ты решил учиться в Вятском колледже культуры? – Ответ сокурсника К.К.: Потому что о нём мне рассказал старший брат. Ещё до поступления мне нравилось заниматься фотографией, и я решил связать свою жизнь именно с этой профессией, поэтому и оказался здесь.

Сбор информации сопровождался дискуссиями в группах и выявил проблему напряжённого отношения некоторыми родителями (по словам студентов) к выбору профессии детей вплоть до категорического неприятия. Состоявшееся интервьюирование стимулировало родителей и самих обучающихся к осмыслению ожиданий от будущей профессии. Продукт деятельности был представлен в форме видео- и аудио- презентаций и их публичной защитой сначала в группах, а затем на конференции. Выступления студентов содержали комментарии и анализ вопросов темы.

Работа над проектом привела к следующим выводам.

Проведя социологический опрос среди родителей на общую тему «Колледж в социокультурном взаимодействии», следует отметить, что семья и сверстники влияют на формирование личности студента и осознание им своей роли в обществе. Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Это среда жизни и развития личности ребёнка, в этой среде он приобретает знания, умения и навыки в различных областях человеческой деятельности. А через образование студент приобщается к всечеловеческим ценностям; приобретая знания, он развивается личностно и адаптируется к жизни в обществе. Однако для полноценного социального развития подростков недостаточно общаться только с взрослыми. Именно в процессе взаимодействия со сверстниками подросток приобретает значимые качества для формирования его как личности.

Проведённая работа способствовала новому сближению родителей и детей в семьях с конфликтными отношениями и упрочению позитивной атмосферы в дружных семьях. Каждая семья уникальна, поэтому нет ничего удивительного в неповторимости семейных обстоятельств. Великий русский писатель Лев Толстой задумывался о различии гармоничных и кризисных семей и полагал, что все счастливые семьи одинаковы, в то время как несчастливые отличаются многообразием. [1] Однако в жизни мы не найдём ни одной семьи, подобной другой. Возникают самые непредсказуемые обстоятельства и в гармоничных, на первый взгляд, семьях. При этом, несомненно, что, несмотря ни на что, чем гармоничнее семья, чем выше функциональный ресурс семейной системы, тем успешнее семья решает возникшие проблемы и тем меньше риск разлада между поколениями при возникновении конфликта. Структура семьи формируется связями, обеспечивающими обмен информацией, обладающей эмоциональной насыщенностью. Чем выше позитивизм эмоциональности, тем гармоничнее и функциональнее семья. То есть универсальным системообразующим фактором семейной системы служит стремление членов семьи к позитивным эмоциональным отношениям, умение общаться друг с другом и находить решение в самых сложных обстоятельствах

Благодаря совершенствованию коммуникативных навыков студентов колледжа, формированию их языковой компетентности, умению принимать роль посредника в конфликтных ситуациях в социокультурном взаимодействии через выработку речевой стратегии и тактики, была создана (проиграна) модель сотрудничества, самая продуктивная в любой сфере человеческой деятельности, особенно в сфере культуры. Всё это является значимым фактором достижения образовательных результатов. Подобные проекты способствуют социализации личности студента, появлению чувства уверенности в правильном выборе профессии. Как показывает опыт изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», чем больше вариантов проектных заданий по вовлечению обучаемых в социокультурное взаимодействие в процессе изучения тем, связанных с коммуникативными навыками и речевой деятельностью, такими как увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразование и активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства, умение вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации,- тем выше образовательные результаты, тем в большей степени специалист в области культуры подготовлен к профессиональной деятельности. Трудности при выполнении проектных заданий были связаны как с лингвистическими проблемами, так и с психологическими. Обучаемые находятся в процессе обучения и личностного становления, а вместе с ними и их родители.  А были предложены вопросы, на которые можно ответить, когда это всё уже в прошлом. Например, на вопрос о том, какова роль профессии, получаемой Вашим сыном, в жизни государства? - прозвучал мудрый ответ мамы: «Поживём – увидим».  С другой стороны, иногда родители не готовы принять студента как взрослого, как правило, ведущего самостоятельную жизнь. Это говорит о том, что, возможно, родители не реализовались сами в профессиональной сфере. У родителей есть ощущение, что чего-то не хватает, может быть, сами не понимают и не догадываются. И за счет детей хотят восполнить отсутствующее нечто в связи с выбором профессии детей. И даже не на выпускном вечере, не при получении диплома, а через пять или десять лет можно будет дать ответ на подобные вопросы, когда выпускник состоится в профессии.

Как показало анкетирование, проект получил положительную оценку у всех его участников.

 

Список литературы:

1.Н.М. Лаврова, В.В. Лавров Конфликт и карта медиации (методическое руководство). – СПб: Бридж.2012.144с.

2.Русский язык и культура речи: учебник Т.В Потёмкина, Н.Н. Соловьёва. – М.: Гардарики. 2007.- 256с.

3.Физиология высшей нервной деятельности/Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова Ростов н/ Дону: Феникс 2005 -478с.

4.Русский язык и литература. Русский язык. 10-11классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углублённый уровни) Г.Ф. Хлебинская. – 3-е изд., перераб. – М.: Мнемозина,2013. – 287 с.

 

Оригинал работы:

Формирование лингвистической компетентности студентов колледжа в социокультурном взаимодействии  как фактор достижения образовательных результатов

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*