Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Взаимодействие колледжа с деловыми партнерами в рамках работы центра содействия занятости и профессиональной ориентации выпускников и профессиональной практики

21.10.2016 1257 1965
Никиточкина Галина Анатольевна
Никиточкина Галина Анатольевна, зам. директора

Мезенский педагогический колледж

Практикоориентированность всегда была  отличительной особенностью среднего профессионального образования. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. Педагогическая практика является одним из важнейших звеньев в практико-ориентированном образовании будущего педагога, участвует в формировании его индивидуальных творческих возможностей, необходимых для осуществления учебно-воспитательной работы в образовательных организациях различного типа. Она является связующим звеном между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью студентов – предпосылкой успешного формирования профессионально-педагогических умений и навыков. Что на современном этапе внедрения технологий дуального обучения становится наиболее актуальным. Сегодня динамично развивающийся рынок труда предъявляет новые требования к выпускнику профес­сиональной образовательной организации: современ­ному образованию необходим специалист высокой квалификации с творческим подходом в профессиональной деятельности.  

Подготовить современного учителя в отрыве от реальных условий системы образования невозможно. Поэтому так необходима интеграция с образовательной средой, социально-профессиональное партнерство. Одной из важнейших задач государственной политики в сфере образования является организация всестороннего партнерства, в том числе и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой [1.с.29]. БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» обеспечен долгосрочным партнерством. Основными направлениями взаимодействия колледжа с деловыми партнерами в рамках производственного процесса являются:

-привлечение сотрудников и руководителей  образовательных организаций к работе в качестве  руководителей практики, участие в организации учебной и производственной практики студентов, в разработке рабочих программ, фонда оценочных средств, в мониторинге сформированности профессиональных  компетенций студентов;

-совместная научно- методическая работа;

-согласованное определение потребности регионального рынка труда, успешное трудоустройство выпускников.

В течение учебного года для реализации задач учебной и производственной практики осуществляется сотрудничество с большим количеством образовательных организаций города Орла, порядка 25,  в числе которых  общеобразовательные организации, дошкольные образовательные организации, загородные детские оздоровительные лагеря, Центры психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей - инвалидов, детей с ОВЗ. Преддипломная практика студентов значительно расширяет количество и географию социального партнерства.

Критериями выбора баз практики являются высокий профессиональный уровень специалистов и профильность образовательных организаций. В случае преддипломной практики, немаловажным критерием является возможность трудоустройства стажера в образовательную организацию после окончания колледжа. Ежегодно от 10 до 20 базовых образовательных организаций принимают на работу выпускников колледжа.

Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки педагога образовательного учреждения. Практика всегда носила длительный и непрерывный характер, что обеспечивало достаточный фундамент для закладки основных педагогических умений и навыков будущих специалистов. Именно на практике студент может понять, правильно ли он выбрал сферу деятельности [2.с.365].  Наблюдая и осмысливая лучшие образцы педагогического опыта в школах, детских садах, центрах дополнительного образования, студенты и сами участвуют в организации различных мероприятий, в проведении уроков, они учатся общаться с родителями детей и сотрудниками образовательных учреждений. Такая работа непосредственно в образовательных организациях раскрывает перед студентами особенности деятельности педагогов в разных ситуациях, они учатся использованию различных педагогических техник и образовательных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Это формирует у студентов компетенции, а также такие личностные качества, как умение работать в команде, навыки  оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности. В процессе работы они по-новому осмысливает будущую специальность и принимает обоснованное решение о правильности выбора профессии.

Сотрудничество в рамках работы Центра содействия занятости и профессиональной ориентации выпускников колледжа и профессиональной практики соответствует принципам сетевого взаимодействия, является взаимовыгодным для всех его участников. Партнерство с учебным заведением  потенциальному работодателю дает возможность еще на ранних стадиях профессиональной подготовки оценить возможные кадровые ресурсы и «присмотреть» для себя выпускника. Работодатель, чтобы не «упустить» понравившегося специалиста, заключает с ним договор о целевой подготовке в колледже на стадии выпускного курса. Дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, являющиеся базовыми для проведения производственной практики, преимущественно укомплектованы выпускниками колледжа.

Колледж также заинтересован в деловом партнерстве, так как получает доступ к оперативной информации о текущем состоянии образовательного и воспитательного процесса в детском саду или в школе. Преподаватели и студенты знакомятся с действующими программами, учебно-методическими комплексами, федеральными государственными стандартами дошкольного общего и начального общего образования, образовательными технологиями, а это позволяет внести коррективы в программы подготовки специалистов среднего звена, рабочие программы междисциплинарных курсов и актуализировать определенные дисциплины учебных планов.

Важным критерием социального партнерства является качество подготовки специалистов и их  востребованность. Колледж взаимодействует с социальными партнерами в области формирования профессиональных компетенций выпускников. С этой целью проводятся совместные круглые столы, методические семинары, руководители и работники образовательных организаций участвуют в работе педагогических советов по актуальным проблемам: «Производственная практика как компонент дуального обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов», «Оптимизация производственного процесса в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СПО, рабочих программ по профессиональной практике», «Управление качеством профессиональной подготовки студентов в русле компетентностного подхода»,   «Системная подготовка участников учебно-производственного процесса к реализации ФГОС в соответствии с модернизацией профессионального образования», «Профессиональная дифференциация как средство подготовки высококвалифицированного специалиста», «Формирование коммуникативных умений будущего педагога в русле профессиональной компетентности» и др.

В рамках действия договора о творческом сотрудничестве между колледжем и МБУ «Информационно – методический центр» города Орла для  студентов выпускных групп специальностей «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» на базе Центра  сотрудники отдела сопровождения инновационной деятельности  проводят традиционный семинар «Психологическая готовность учителя начальных классов к инновационной деятельности».

Обозначенная проблема семинара актуальна для сегодняшних выпускников педагогического колледжа, а завтрашних молодых специалистов. Студенты получают ценный опыт общения с педагогами, открытыми для изучения и внедрения всего нового, прогрессивного, любящими свою профессию. А так же, добавляют в свою методическую копилку опыт  применения интерактивных, игровых технологий в различных формах деятельности.

На сегодняшний день расширяются направления сотрудничества с социальными партнерами по специальности «Дошкольное образование». В период проведения дней педагогов-новаторов города Орла на учебно-методические мероприятия  приглашаются будущие воспитатели, студенты третьего и четвертого курсов колледжа. У студентов появляется возможность наблюдать  образовательную деятельность, проводимую креативными педагогами, в том числе и выпускниками колледжа, возможность общения с педагогами-практиками, обмена опытом, обсуждения способов и форм применения современных образовательных технологий в детском саду.     Мастер классы воспитателей дошкольных образовательных организаций  города расширяют потенциал теоретической и практической подготовки студентов. Участие в фокус-группе конкурсного испытания «Мастер-класс» областного этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года», дает возможность студентам выпускной группы познакомиться с опытом работы педагогов дошкольных образовательных организаций по применению разнообразных методов и приемов обучения дошкольников, представленным в  необычной форме.

Такое общение неоценимо, оно позволяет определять старшекурсникам цели самообразования и профессионального саморазвития.

Многолетнее деловое партнерство связывает колледж с  БУОО ДПО «Институт развития образования» города Орла. Сотрудники института участвуют в производственной практике по организации методической работы учителя физической культуры, учителя начальных классов, воспитателя детей дошкольного возраста, в вопросах прохождения курсов повышения квалификации преподавателями колледжа и проведения курсов педагогов области на базе колледжа. Преподаватели колледжа привлечены к проведению лекционных, практических занятий на стационарных и выездных курсах превышения квалификации.

Есть у колледжа еще одна особая категория социальных партнеров – это наши выпускники, ныне руководители и сотрудники дошкольных, общеобразовательных организаций, организаций среднего и высшего профессионального образования. С ними налажено сотрудничество в различных направлениях и в различных формах, таких как: региональная научно-практическая конференция выпускников колледжа по проблемам модернизации образования, серия мастер-классов для студентов старших курсов. Пример успешной профессиональной деятельности, карьерного роста выпускников колледжа является хорошей мотивацией профессионального самоопределения для студентов.

Среди социальных партнеров мы всегда встречаем единомышленников, которые в делятся своим профессиональным опытом с коллегами и студентами колледжа.

Подготовить талантливого специалиста можно лишь  в условиях соответствующей творческой среды. Образовательная среда нашего педагогического колледжа обладает разнообразными источниками для становления будущих педагогов. Многогранное, деловое партнерство с базовыми образовательными организациями значительно расширяет, углубляет и приближает к профессиональным условиям образовательную среду. В качестве одного из источников для творческого профессионального становления студентами выделен проект «Сердце отдаю детям», который реализуется в нашем учебном заведении в форме студенческого конкурса профессионального  мастерства. В процессе проведения конкурса осуществляется тесное и многостороннее взаимодействие. Конкурсанты проводят открытые уроки и занятия на производстве, в базовых образовательных организациях. Непосредственно в мероприятиях задействованы школьные учителя, воспитатели и дети, которые активно поддерживают практикантов на всех этапах конкурса.

Таким образом, для развития внутренних, глубинных основ желания работать с детьми, необходимо как можно больше связывать будущего специалиста с реальной практической деятельностью, именно в детском саду и в школе будущий педагог получает профессиональные компетенции. Ему предоставляются возможности  для самовыражения, для  профессионального  саморазвития, для адаптации в профессиональной среде. Сотрудничество с состоявшимися педагогами обеспечивает практиканту профессиональную идентификацию, т.е. критическое соотнесение  своей позиции с профессиональными установками педагогического сообщества.

Список использованной литературы:

  1. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013г. – М.: Эксмо, 2013. – 208с. – (Актуальное законодательство).
  2. Жуйкова Т. П. Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 365-368.
  3. Ефремова Н.В., Гененко О.Н., Мирошниченко Е.В.Непрерывная производственная практика как компонент дуального обучения в процессе профессиональной подготовки //Образование и общество -2014.- № 4.-с.21-24.

 

Оригинал работы:

Взаимодействие колледжа с деловыми партнерами в рамках работы центра содействия занятости и профессиональной ориентации выпускников и профессиональной практики

 

 

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*