Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПрактикоориентированность всегда была отличительной особенностью среднего профессионального образования. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. Педагогическая практика является одним из важнейших звеньев в практико-ориентированном образовании будущего педагога, участвует в формировании его индивидуальных творческих возможностей, необходимых для осуществления учебно-воспитательной работы в образовательных организациях различного типа. Она является связующим звеном между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью студентов – предпосылкой успешного формирования профессионально-педагогических умений и навыков. Что на современном этапе внедрения технологий дуального обучения становится наиболее актуальным. Сегодня динамично развивающийся рынок труда предъявляет новые требования к выпускнику профессиональной образовательной организации: современному образованию необходим специалист высокой квалификации с творческим подходом в профессиональной деятельности.
Подготовить современного учителя в отрыве от реальных условий системы образования невозможно. Поэтому так необходима интеграция с образовательной средой, социально-профессиональное партнерство. Одной из важнейших задач государственной политики в сфере образования является организация всестороннего партнерства, в том числе и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой [1.с.29]. БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» обеспечен долгосрочным партнерством. Основными направлениями взаимодействия колледжа с деловыми партнерами в рамках производственного процесса являются:
-привлечение сотрудников и руководителей образовательных организаций к работе в качестве руководителей практики, участие в организации учебной и производственной практики студентов, в разработке рабочих программ, фонда оценочных средств, в мониторинге сформированности профессиональных компетенций студентов;
-совместная научно- методическая работа;
-согласованное определение потребности регионального рынка труда, успешное трудоустройство выпускников.
В течение учебного года для реализации задач учебной и производственной практики осуществляется сотрудничество с большим количеством образовательных организаций города Орла, порядка 25, в числе которых общеобразовательные организации, дошкольные образовательные организации, загородные детские оздоровительные лагеря, Центры психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей - инвалидов, детей с ОВЗ. Преддипломная практика студентов значительно расширяет количество и географию социального партнерства.
Критериями выбора баз практики являются высокий профессиональный уровень специалистов и профильность образовательных организаций. В случае преддипломной практики, немаловажным критерием является возможность трудоустройства стажера в образовательную организацию после окончания колледжа. Ежегодно от 10 до 20 базовых образовательных организаций принимают на работу выпускников колледжа.
Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки педагога образовательного учреждения. Практика всегда носила длительный и непрерывный характер, что обеспечивало достаточный фундамент для закладки основных педагогических умений и навыков будущих специалистов. Именно на практике студент может понять, правильно ли он выбрал сферу деятельности [2.с.365]. Наблюдая и осмысливая лучшие образцы педагогического опыта в школах, детских садах, центрах дополнительного образования, студенты и сами участвуют в организации различных мероприятий, в проведении уроков, они учатся общаться с родителями детей и сотрудниками образовательных учреждений. Такая работа непосредственно в образовательных организациях раскрывает перед студентами особенности деятельности педагогов в разных ситуациях, они учатся использованию различных педагогических техник и образовательных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Это формирует у студентов компетенции, а также такие личностные качества, как умение работать в команде, навыки оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности. В процессе работы они по-новому осмысливает будущую специальность и принимает обоснованное решение о правильности выбора профессии.
Сотрудничество в рамках работы Центра содействия занятости и профессиональной ориентации выпускников колледжа и профессиональной практики соответствует принципам сетевого взаимодействия, является взаимовыгодным для всех его участников. Партнерство с учебным заведением потенциальному работодателю дает возможность еще на ранних стадиях профессиональной подготовки оценить возможные кадровые ресурсы и «присмотреть» для себя выпускника. Работодатель, чтобы не «упустить» понравившегося специалиста, заключает с ним договор о целевой подготовке в колледже на стадии выпускного курса. Дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, являющиеся базовыми для проведения производственной практики, преимущественно укомплектованы выпускниками колледжа.
Колледж также заинтересован в деловом партнерстве, так как получает доступ к оперативной информации о текущем состоянии образовательного и воспитательного процесса в детском саду или в школе. Преподаватели и студенты знакомятся с действующими программами, учебно-методическими комплексами, федеральными государственными стандартами дошкольного общего и начального общего образования, образовательными технологиями, а это позволяет внести коррективы в программы подготовки специалистов среднего звена, рабочие программы междисциплинарных курсов и актуализировать определенные дисциплины учебных планов.
Важным критерием социального партнерства является качество подготовки специалистов и их востребованность. Колледж взаимодействует с социальными партнерами в области формирования профессиональных компетенций выпускников. С этой целью проводятся совместные круглые столы, методические семинары, руководители и работники образовательных организаций участвуют в работе педагогических советов по актуальным проблемам: «Производственная практика как компонент дуального обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов», «Оптимизация производственного процесса в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СПО, рабочих программ по профессиональной практике», «Управление качеством профессиональной подготовки студентов в русле компетентностного подхода», «Системная подготовка участников учебно-производственного процесса к реализации ФГОС в соответствии с модернизацией профессионального образования», «Профессиональная дифференциация как средство подготовки высококвалифицированного специалиста», «Формирование коммуникативных умений будущего педагога в русле профессиональной компетентности» и др.
В рамках действия договора о творческом сотрудничестве между колледжем и МБУ «Информационно – методический центр» города Орла для студентов выпускных групп специальностей «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» на базе Центра сотрудники отдела сопровождения инновационной деятельности проводят традиционный семинар «Психологическая готовность учителя начальных классов к инновационной деятельности».
Обозначенная проблема семинара актуальна для сегодняшних выпускников педагогического колледжа, а завтрашних молодых специалистов. Студенты получают ценный опыт общения с педагогами, открытыми для изучения и внедрения всего нового, прогрессивного, любящими свою профессию. А так же, добавляют в свою методическую копилку опыт применения интерактивных, игровых технологий в различных формах деятельности.
На сегодняшний день расширяются направления сотрудничества с социальными партнерами по специальности «Дошкольное образование». В период проведения дней педагогов-новаторов города Орла на учебно-методические мероприятия приглашаются будущие воспитатели, студенты третьего и четвертого курсов колледжа. У студентов появляется возможность наблюдать образовательную деятельность, проводимую креативными педагогами, в том числе и выпускниками колледжа, возможность общения с педагогами-практиками, обмена опытом, обсуждения способов и форм применения современных образовательных технологий в детском саду. Мастер классы воспитателей дошкольных образовательных организаций города расширяют потенциал теоретической и практической подготовки студентов. Участие в фокус-группе конкурсного испытания «Мастер-класс» областного этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года», дает возможность студентам выпускной группы познакомиться с опытом работы педагогов дошкольных образовательных организаций по применению разнообразных методов и приемов обучения дошкольников, представленным в необычной форме.
Такое общение неоценимо, оно позволяет определять старшекурсникам цели самообразования и профессионального саморазвития.
Многолетнее деловое партнерство связывает колледж с БУОО ДПО «Институт развития образования» города Орла. Сотрудники института участвуют в производственной практике по организации методической работы учителя физической культуры, учителя начальных классов, воспитателя детей дошкольного возраста, в вопросах прохождения курсов повышения квалификации преподавателями колледжа и проведения курсов педагогов области на базе колледжа. Преподаватели колледжа привлечены к проведению лекционных, практических занятий на стационарных и выездных курсах превышения квалификации.
Есть у колледжа еще одна особая категория социальных партнеров – это наши выпускники, ныне руководители и сотрудники дошкольных, общеобразовательных организаций, организаций среднего и высшего профессионального образования. С ними налажено сотрудничество в различных направлениях и в различных формах, таких как: региональная научно-практическая конференция выпускников колледжа по проблемам модернизации образования, серия мастер-классов для студентов старших курсов. Пример успешной профессиональной деятельности, карьерного роста выпускников колледжа является хорошей мотивацией профессионального самоопределения для студентов.
Среди социальных партнеров мы всегда встречаем единомышленников, которые в делятся своим профессиональным опытом с коллегами и студентами колледжа.
Подготовить талантливого специалиста можно лишь в условиях соответствующей творческой среды. Образовательная среда нашего педагогического колледжа обладает разнообразными источниками для становления будущих педагогов. Многогранное, деловое партнерство с базовыми образовательными организациями значительно расширяет, углубляет и приближает к профессиональным условиям образовательную среду. В качестве одного из источников для творческого профессионального становления студентами выделен проект «Сердце отдаю детям», который реализуется в нашем учебном заведении в форме студенческого конкурса профессионального мастерства. В процессе проведения конкурса осуществляется тесное и многостороннее взаимодействие. Конкурсанты проводят открытые уроки и занятия на производстве, в базовых образовательных организациях. Непосредственно в мероприятиях задействованы школьные учителя, воспитатели и дети, которые активно поддерживают практикантов на всех этапах конкурса.
Таким образом, для развития внутренних, глубинных основ желания работать с детьми, необходимо как можно больше связывать будущего специалиста с реальной практической деятельностью, именно в детском саду и в школе будущий педагог получает профессиональные компетенции. Ему предоставляются возможности для самовыражения, для профессионального саморазвития, для адаптации в профессиональной среде. Сотрудничество с состоявшимися педагогами обеспечивает практиканту профессиональную идентификацию, т.е. критическое соотнесение своей позиции с профессиональными установками педагогического сообщества.
Список использованной литературы:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.