Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности проявления тревожности у шахматистов

20.10.2016 1183 1989
Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Палин Денис Валерьевич
Палин Денис Валерьевич, студент

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Выбранная тема весьма актуальна, так как тревожность является частым симптомом неврозов, оказывает влияние на самочувствие и результативность деятельности шахматиста. Конечно, не только тревога служит причиной возникновения проблем у шахматиста – существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных вариаций в его развитии и влияющие на достижение им высоких результатов. Однако многие нарушения, препятствующие нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с тревогой.

Теоретические основы исследования содержатся в работах Х. Айзенка, М.Р. Кобалия О.В., О.В. Козловой, Н.В. Крогиуса, Л.В. Куликова, А.М. Прихожан, В.Ф. Солова, Г.М. Яковлева, В.С. Новикова, В.Х. Хавинсона.

В исследовании приняли участие 27 шахматистов в возрасте от  14 до 19 лет. В процессе анализа результатов данная выборка разделялась на группы в зависимости от решаемой задачи (например, «экстраверты» - «интроверты», «справившиеся с заданием» - «не справившиеся с заданием» и т.п.)

В ходе исследования использовались:

  • методики исследования тревоги и тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин);
  • шахматные задачи;
  • тест на интеллектуальные способности (КОТ);
  • личностный опросник Кеттела.

Для оценки степени взаимосвязи данных параметров с индивидуальными психологическими особенностями производился расчет корреляций. Для выводов учитывались найденные линейные связи, достоверность наличия которых находилась на уровне 0,95. Для данной выборки выявление значимых корреляций производился по формуле:

В нашем случае значимыми корреляциями являются те, модульное значение которых превышает 0,37 (-0,37). Корреляции, модульное значение которых превышает 0,51, значимы на уровне 0,99. Связи в диапазоне 0,19-0,36 рассматривались как сомнительные, коэффициенты корреляции с модульным значением  менее 0,19 признавались недостоверными.

В ходе исследования также использовались графические методы оценки связей, особенно в случаях, когда можно было предположить наличие связей нелинейного характера.

 

  1. Влияние тревоги на продуктивность интеллектуальной деятельности

 

По вопросу влияния тревоги на продуктивность деятельности существует несколько точек зрения. В одних случаях влияние тревоги носит негативный характер, в других случаях – существует некоторый «оптимум» тревоги, который является наилучшим. В последнем случае как излишне высокая, так и излишне низкая тревога сказывается негативно. В нашем исследовании общие данные, которые были получены, соответствуют скорее первой точке зрения, хотя имеются нюансы, о которых мы скажем отдельно.

На диаграмме 1 представлена диаграмма зависимости способностей от тревоги испытуемых.

 

Диаграмма 1. Влияние тревоги на продуктивность интеллектуальной деятельности

 

Как видно из диагр. 1, если рассматривать ситуацию в целом, то тревога негативно сказывается на продуктивности интеллектуальной деятельности.

С другой стороны, данную ситуацию следует рассмотреть более детально. С этой целью мы проанализировали  результаты решения шахматных задач в группах с разным уровнем тревоги. С этой целью в ходе исследования испытуемым предлагалось решить различные задачи разного уровня сложности. При этом первые и последние задачи были приблизительно одинаковы по своей сложности (т.е. процент шахматистов, которые успешно справляются с их решением за определенное время, примерно одинаков). Полученные результаты можно увидеть на диаграмме 2.

 

Диаграмма 2. Сравнение решения задач в начале и в конце тестирования

 

Из диагр. 2 видно, что при решении начальных задач, тревога сказывается однозначно негативно. Чем выше оказывается тревожность, тем меньший процент верных решений оказывается в данной группе. Однако при решении задач по окончании испытания такой явной тенденции уже не наблюдается и тревога не оказывает на решение задач серьезного влияния, и даже может оказывать некоторое положительное влияние.

В связи с полученными данными на этом этапе мы решили оценить влияние тревоги на решение задач разного уровня сложности. Результаты представлены на диаграммах 3 и 4.

 

Диаграмма 3-4. Зависимость решения простых и сложных задач от тревожности

 

Здесь мы получили очень важную, на наш взгляд, информацию, которая позволяет иначе взглянуть на вопрос влияния тревоги на интеллектуальную продуктивность. Оказалось, что тревога и тревожность более сильно влияют на правильность найденных решений в ситуации простых задач, тогда как в ситуации сложных задач, когда кажущееся правильным решение, которое первым бросается в глаза, является неверным, тревожные шахматисты чаще находят именно правильное решение. В этом случае излишне сниженная тревога оказывает негативное воздействие, тогда как излишняя мнительность как раз оказывается, как говорят, «к месту» и позволяет действовать более правильно.

Подытожив полученные нами данные следует сделать следующие выводы:

  • В большинстве случае тревога оказывает негативное влияние.
  • Это влияние более заметно на начальном этапе деятельности, тогда как в ходе деятельности негативное влияние тревоги начинает ослабевать.
  • Тревога и тревожность оказывают положительное влияние в ситуации решения более сложных задач, когда решение не оказывается на поверхности.

 

  1. Влияние тревожности на другие черты личности

 

Результаты более ранних исследований в разных видах спорта показали, что многие личностные особенности влияют на эффективность действий спортсмена. В шахматах таковой особенностью на наш взгляд и взгляд других исследователей являются интеллектуальные особенности. Однако не только они и одной из наших задач является рассмотреть, какое влияние  тревога оказывает на другие особенности, значимые для шахматистов.

Одной из таких особенностей можно считать творчество. Творческое решение и творческий взгляд требует от человека перекомбинирования старых элементов в новые конфигурации в зависимости от того, что нужно сейчас. Результаты по влиянию тревожности на творческие решения представлены на диаграмме 5.

Как можно видеть из диагр. 5 тревожность негативно сказывается на продуктивности творческих решений и решения носят более консервативный характер. Тревожный шахматист слишком часто не решается вводить новые нетрадиционные методы игры, опасается экспериментировать и больше закрыт новому опыту. Это в свою очередь может негативно сказываться на манере его игры и сказаться на продуктивности.

 

Диаграмма 5. Влияние тревоги на консерватизм решений

 

Другие особенности, которые мы хотели бы рассмотреть лежат скорее в области волевых качеств. С этой целью мы сопоставили данные по тревожности шахматистов и уровню самоконтроля, который они проявляли и который был оценен по традиционной шкале Q3 методики Кеттела. Данная шкала связана не только с самоконтролем как таковым, но и отражает другие волевые особенности личности. Мы также взяли одну из дополнительных шкал, которые имеются в опроснике – шкалу решительности. У нас получилась следующая картина (см. диагр. 6).

Диаграмма 6 – Влияние тревоги на волевые характеристики

 

Как видно из диагр. 6 форма влияния тревоги на данные характеристики отличается друг от друга. В случае решительности мы имеем вполне предсказуемую отрицательную зависимость, т.е. чем выше тревожность игрока, тем меньше он склонен к проявлению решительности, склонен к излишним колебаниям и сомнениям. А вот в случае самоконтроля мы видим инвертированную U образную зависимость. Самый высокий уровень самоконтроля наблюдается при некотором оптимальном уровне тревоги, тогда как и слишком высокий и слишком низкий уровень тревожности сказывается на самоконтроле негативно. Возможно в этом лежит причина обнаружения подобной зависимости в случае других видов спорта, в которых более важными оказываются не столько интеллектуальные процессы (на которые как мы выяснили тревога в целом оказывает негативное влияние), сколько волевые черты. В этом случае как раз влияние тревоги на эффективность деятельности будет носить характер подобной нелинейной зависимости.

Однако не на все характеристики, важные для шахматиста  тревожность  оказывает негативное влияние. В качестве примера для рассмотрения можно указать такие особенности как самокритичность (адекватность самооценки), тщательность и учет прошлого опыта.  Данные по влиянию тревоги на указанные характеристики представлены на диаграммах 7 – 9.

 

Диаграмма 9. Влияние тревоги на тщательность

 

Во всех вышеуказанных случаях тревога положительно сказывается на данных характеристиках и может нести определенную продуктивную функцию.

Итак, в данном разделе мы рассмотрели влияние тревожности шахматиста на другие важные для его деятельности особенности. Мы обнаружили, что в случае отдельных качеств, таких как решительность и стремление к творческим решениям тревога влияет негативно, тогда как в случае тщательности, самокритичности и учета прошлых ошибок влияет положительно. В случае же самоконтроля, как основной волевой характеристики как высокая, так и излишне низкая тревога влияют отрицательно.

 

  1. Тревожность как черта личности, обуславливающая влияние других личностных особенностей

 

Необходимость оценки тревожности как черты личности, которая обуславливает влияние других личностных особенностей на продуктивность шахматиста проистекает из важности дифференцированного подхода. С этой целью мы провели анализ, позволяющий оценить – насколько те или иные черты личности влияют на итоговый результат в группах с разной тревожностью. Результаты можно видеть в таблице 1.

 

Таблица 1. Влияние психологических характеристик на результативность в группах с разным уровнем тревожности

 

 

низкотревожные шахматисты

высокотревожные шахматисты

Решительность

0,38

0,22

Самоконтроль

0,09

0,39

Самоконтроль

0,42

0,21

Терпеливость

0,46

0,33

Адекватность самооценки

0,41

0,15

Ориентация на процесс

-0,49

0,44

Акивность позиции

0,44

-0,16

Импульсивность

-0,45

-0,29

Соревновательность

0,31

0,09

Творческие решения

-0,07

0,44

Прямолинейность средств

-0,25

-0,57

Социальная чуткость

0,2

0,61

                                                                                                           

По итогам анализа  табл. 1 следует отметить следующее

  • Для шахматистов с высоким уровнем тревоги более целесообразно развитие самоконтроля, тогда как для испытуемых с низкой тревожностью более актуальным является развитие терпеливости и настойчивости.
  • Для шахматистов с низким уровнем тревоги необходимо развивать большую самокритичность. Ее же повышение у высокотревожных шахматистов не сказывается на результатах.
  • Шахматистов с высоким уровнем тревоги необходимо ориентировать на процесс, тогда как с низким уровнем – на результат. В качестве примера борьбы с тревогой таким способом можно привести один случай, правда не из шахмат, а из настольного тенниса. Теннисистка проигрывает партию со счетом 14:20. Но потом счет становится 15:20…16:20…21:20. Она выигрывает матч. Когда у нее спрашивают, как она могла при счете 14.20 мобилизоваться и победить, она с удивлением отвечает: «А разве был такой счет? Я никогда не обращаю на него внимание». Этот пример показывает, почему тревожным спортсменам или в эмоционально сложной ситуации лучше сконцентрироваться на самом процессе.
  • Активность позиции. Является более продуктивной для шахматистов с низким уровнем тревоги. Поэтому для них можно рекомендовать атакующий стиль, тогда как у лиц с высокой тревожностью реализация атакующих стратегий реже приводит к успеху.
  • Работа с низкотревожными шахматистами во многом должна ориентироваться на преодоление импульсивности и акценте на важности большей проверки принятых решений. Это важно и для тревожных спортсменов, однако в меньшей степени.
  • Введение соревновательной мотивации для высокотревожных не приводит к положительному результату, тогда как для низкотревожных является продуктивным.
  • Тревожные шахматисты лучше реализуют творческие, нестандартные решения. Это видно из положительной корреляции склонности к творческим решениям и успешности именно у высокотревожных спортсменов, т.е. те тревожные шахматисты, которые ориентированы на нестандартные подходы, чаще добиваются успеха. Интересно, но таких гораздо меньше, чем предпочитающих проверенные стратегии, поскольку такие действия могут усиливать общую тревогу, которая и так высока.  И вместе с тем факты говорят нам о необходимости побуждать эту категорию к более нестандартным позициям и ориентировать на поиск нетрадиционных комбинаций. Теоретически нам сложно объяснить полученную зависимость и сейчас мы только можем предположить, что в лучшей реализации нестандартных подходов реализуется продуктивная функция тревоги.
  • Прямолинейность средств. И в случае высокотревожных и в случае низкотревожных спортсменов большей эффективностью обладают те, которые ориентируются на более сложные комбинации, чьи тактические задумки отличаются изысканностью и даже изяществам. При этом, опять же, более важным это оказывается для высокотревожных шахматистов, для которым можно даже рекомендовать игру на усложнение позиции.
  • И еще одна характеристика, которая способствует продуктивности - социальная чуткость. Под этим подразумевается внимание к людям, умение ощущать их эмоциональное состояние. Полученные данные показывают, что внимание к противнику, учет его настроения и умение ощутить его реакцию в тех или иных случаях оказывает вполне ощутимый положительный эффект на игру именно тревожных шахматистов.

 

Источники информации:

  1. Айзенк Х. Психологические теории тревожности: Тревога и тревожность / Х. Айзенк. – СПб.: Питер, 2001. – 247 с.
  2. Кобалия, М.Р. Принятие решения в шахматных поединках при дефиците времени: автореф. дис.... канд. пед. наук / М.Р. Кобалия; Рос. гос. ун-т физ. культуры. – М., 2007. – 23 с.
  3. Козлова, О.В. Влияние различных предстартовых состояний шахматиста на спортивный результат: дис.... канд. пед. наук / О.В. Козлова. – М., 2000. – 114 с.
  4. Крогиус, Н.В. Психологическая подготовка шахматиста / Н.В. Крогиус. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 128 с.
  5. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
  6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: МСПИ, 2006. – 304 с.
  7. Солов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В.Ф. Солов. – М.: Академический проект, 2005. – 128 с.
  8. Яковлев Г.М. Резистентность, стресс и регуляция / Г.М. Яковлев, В.С. Новиков, В.Х. Хавинсон. – СПб.: "Пресс", 1990. – 225 с.

 

Оригинал работы:

 

Особенности проявления тревожности у шахматистов

 

 

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*