Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт работы. Методические рекомендации по работе с отстающими студентами

02.03.2012 2579 8428
Давыгора Марина Лютиевна
Давыгора Марина Лютиевна, преподаватель

Краснодарский политехнический техникум

Педагогические технологии, использование Интернет-технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, склонностей и т.д.


Важнейшая цель учебного процесса является – подготовка самостоятельно мыслящего специалиста, способного к быстрой адаптации в современном меняющемся мире. Для достижения этого результата необходима собственная деятельность обучаемого. Индивидуальные усилия по овладению знаниями, навыками и умениями способствуют творческой самореализации, креативному росту.


Сейчас все формы учебного процесса, методы обучения совершенствуются с целью активизации самостоятельной работы студентов. Реальность сложна и многообразна, в ней модели, схемы, изучаемые в учебниках, не проявляются прямолинейно, а при прочих равных условиях.


Происходящий синтез знаний смежных дисциплин приводит к качественному изменению информации. Важно постоянно отслеживать новые знания, чтобы не отстать от интеллектуального развития и по возможности предложить собственную точку зрения.


Во все годы учебный процесс заключался не только в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, но и во всемерном развитии у студентов способности к постоянному, непрерывному самообразованию, стремления к пополнению и обновлению знаний, творческому использованию их на практике.


Важное место в достижении поставленной цели должно отводиться такому методу учебно-познавательной деятельности, как самостоятельная работа, так как ее значимость и удельный вес в учебном процессе должны повышаться.


Актуальность работы с неуспевающими и отстающими студентами  объясняется тем, что несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает существовать и по сей день.


В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.


Чтобы преподаватель мог выделить процесс неуспеваемости у студента, eму необходимо знать ряд типологий неуспевающих детей.


Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования 2-х терминов:

·«неуспеваемость»;

·«отставание».


Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).


Целью работы со слабоуспевающими студентами и является  данная разработка рекомендаций по ее оптимизации.


Учеными были установлены типы неуспевающих детей. В основу деления на типы положены 2 комплекса черт:

1. Обучаемость, характеризующаяся различной способностью к усвоению знаний и способ деятельности;

2. Направленность личности - отношения учащегося к учебному заведению, к учению, его мотивация.


Многолетний опыт моей работы  с неуспевающими детьми  позволяет систематизировать её следующим образом:

1) индивидуальная работа на уроке:

- выполнение дидактических заданий по карточкам;

-работа с контурными картами;

-решение кроссвордов;

- составление вопросов к изучаемой на занятии теме  (работа с учебником)

-групповая настольная игра.

2) самостоятельная работа учащихся


Современное общество требует творческой деятельности, видения новых комбинаций, личностного опыта ценностного отношения к миру, поэтому цели, которые я ставлю при выполнении заданий самостоятельной работы – развитие таких качеств как гибкость и критичность мышления, активность и креативность, умение анализировать, синтезировать, систематизировать информацию, способность постоянного совершенствования и саморазвития. Содержание, технологии, контроль при выполнении самостоятельной работы задаются с учетом интересов обучаемого. Создается индивидуальная траектория развития студента, зависящая от его психологической, теоретической и практической готовности.


Предлагаемые мною задания заведомо оцениваются только положительно, что позволяет заинтересовать студентов и создать у них высокую мотивацию. Задания могут выполняться как индивидуально, так и небольшими группами ( 2-3 человека). А именно:

- составление кроссвордов, сообщений;

-выпуск стенных газет на заданные темы, «визитных карточек» стран, планшетов;

-написание сочинений; тестов, вопросов и карточек  по изученным темам;

- составление карт-маршрутов экскурсий по странам;

- создание презентаций.


Особо хочется остановиться на использовании  ИКТ, Интернет – ресурсов , рассматриваемых  как особая сфера коммуникации, позволяющая пользоваться различной информацией.


Современные студенты в подавляющем своем большинстве прекрасно пользуются интернетом нежели печатными носителями. Поэтому стараюсь максимально использовать ИКТ как  во время аудиторных занятий, так и для выполнения самостоятельной работы. В условиях быстрого старения информации в рамках традиционного очного обучения современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса и активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их умственных способностей.


Уже не только во многих вузах страны, но и в ссузах  получила развитие новая форма обучения, а именно: сочетание традиционного очного обучения и применения дистанционных технологий. В нашем техникуме также делаются первые шаги в этом направлении. Предполагается, что основной формой обучения и контроля для неуспевающих и отстающих студентов будет очная, а дистанционная форма будет выполнять дополнительную функцию и выступит как продолжение очного образования. Средства ИКТ будут применяться в очной и в дистанционной формах обучения. В рамках аудиторного занятия преподаватель может проводить консультации,  а при помощи социальных сетей частично контролировать деятельность обучающихся. Промежуточный контроль так же может проходить дистанционно и осуществляться с помощью разнообразных средств Интернета: по электронной почте или с помощью web-форумов. 


Значительная доля учебной работы студентов строится на элементах самостоятельности, автономности и даже независимости обучения. Создание такой обучающей среды предоставляет возможность обучаемым для получения знаний и навыков как самостоятельно, так и при участии преподавателя. В конечном счете очно-дистанционное обучение, как и традиционное очное, направлено на развитие интеллектуальных способностей и психических процессов. Если принять формирование у обучаемых способности к самостоятельной деятельности как важную задачу обучения, получится, что доля педагогического руководства (преподавателя) в движении от курса к курсу будет уменьшаться, а учение будет все больше принимать форму автономной независимой познавательной деятельности, которая уже в большей степени связана с дистанционной формой обучения. А это и есть конечная цель образования - воспитание самостоятельной, творчески мыслящей, социально адаптированной личности.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*