Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников

17.10.2016 2227 5446
Платунова Арина Геннадьевна
Платунова Арина Геннадьевна, преподаватель

Шкепу Юлия Виореловна
Шкепу Юлия Виореловна, студент

Вятский колледж культуры

Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым видом деятельности. В жизни младшего школьника большую часть занимает игра, в результате которой у ребенка формируются абсолютно все стороны психической жизни. Сущность игры, как ведущего вида деятельности, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развёрнутой сюжетно - ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берёт на себя ребёнок[17].

В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей значимости, однако суть и нацеленность игры изменяется. В данный период большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение концентрироваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются существенные качественные отличия. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем незаполненный разрыв. Задачей педагога становится сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Решающую роль для выполнения этой задачи играют дидактические игры.

Сущность дидактической игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость. В дидактических играх учащиеся познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов.

В наше время важным звеном социального развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала определяют условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня качества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний[2].

В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная Петром Яковлевичем Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Гальперин определяет интеллект как сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание) в их взаимосвязи[6].

Младший школьный возраст - это период жизни ребёнка от 6 до 11 лет - называют «вершиной детства». В данный период увеличивается подвижность нервных процессов, что определяет повышенную эмоциональную возбудимость и подвижность ребёнка. Переход в школьный возраст ребёнка связан с решительными преобразованиями в его деятельности, общении, взаимоотношениях с другими людьми[1].

В основном на занятиях дети заняты учебной деятельностью, решают учебно-тренировочные, стандартные задачи. А с решением каждой последующей задачи одного и того же типа поисковая деятельность со временем свертывается, а в окончательном счете совершенно пропадает. Это сильно тормозит развитие интеллекта, обедняет личность ребенка, отношение к самому себе.

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в следствии многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога - развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Но не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. И таким видом деятельности является игра[8].

Огромный интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения - дидактические игры. Эти игры заставляют думать, предоставляют возможность учащемуся проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей. Дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Таким образом, дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Во время игры ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя, тем самым развивая интеллектуальные способности.

Для развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста, был создан сценарий занятия по математике с применением дидактических игр на тему «История числа». Опытно-экспериментальной базой исследования послужила МБОУ СОШ № 20 г. Кирова. В ходе эксперимента участвовало 23 ученика 1Б класса.

После того как была определена среда для создания занятия, были тщательно подобраны задания, составляющие содержательный аспект пособия. Были выбраны те игры, которые позволяют развивать интеллектуальные способности учащихся младшего школьного возраста.

Перед проведением занятия был проведен опрос классным руководителем на выявление уровня интеллекта учащихся 1Б класса. Закончив занятие по математике с применением дидактических игр, была проведена выходная диагностика для проверки, на сколько проведённая система занятий изменила интеллектуальные способности группы ребят. Для этого было проведено тестирование по теме, которое позволило выявить на сколько учащиеся усвоили материал. После анализа полученных результатов можно заметить, что у 5 детей (30%) интеллектуальные способности со среднего уровня выросли до высокого. Остальные ребята либо остались на том же уровне, либо упали. Показатели, которые были ниже первичного исследования не говорят о дефектах мышления, но за время прохождения обучающей программы знания их корректировались. Дети, которые смогли сосредоточиться, повысили свои результаты.

Классный руководитель Агалакова Галина Юрьевна 1Б класса ответила на вопросы анкеты «Использование дидактических игр в процессе обучения», после анкетирования с ней состоялось интервью-беседа по результатам проведенного занятия и ее работе с детьми. Галина Юрьевна отмечает эффективность использования дидактических игр в процессе обучения при закреплении материала несколько раз в четверть на уроках русского языка и математики. Она считает, что дидактическую игру можно использовать на любом этапе урока с целью активизации познавательной деятельности при изучении и закреплении материала. Классный руководитель заметила, что дети любят дидактические игры на уроках и играют в них с интересом и удовольствием, но не всегда выполняют правила. Но, как считает Агалакова Галина Юрьевна, дидактические игры не нужно применять на контрольных занятиях, а целесообразно использовать игру для развития мотивации и познавательного интереса учащихся.

Во время проведения занятия по математике были трудности, такие как: временные рамки урока, из-за которых приходилось сокращать лекционный материал; несобранность учеников после дидактических игр, так как учащиеся во время игры отдыхают от учебного процесса.

В ходе исследования было выявлено:

  1. Проанализировав вопрос развития интеллектуальных способностей младших школьников, можно сделать вывод, что интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Развивая интеллект у ребенка, мы можем дать ему мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами.
  2. Рассмотрев использование дидактических игр как средства развития интеллектуальных способностей младших школьников, можно сделать вывод, что дидактическая игра очень важна. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Во время игры ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя, тем самым развивая интеллектуальные способности.
  3. В ходе экспериментального исследования с применением дидактических игр для развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте был разработан сценарий занятия с применением дидактической игры. Данный сценарий может быть использован учителями начальных классов при поведении занятий по математике, результаты исследования могут быть использованы классным руководителем для планирования дальнейшей работы со своим классом.

После проведения занятия с применением дидактических игры были составлены рекомендации для педагогов, решившим провести занятие с использованием сценария разработанного автором данного исследования. Можно сделать вывод что, проводить урок целиком как дидактическую игру нецелесообразно, поэтому большинство педагогов проводят занятия, включая дидактические игры как отдельные упражнения. Дидактические игры очень разные, поэтому и пути развития интеллектуальных способностей разные, но за счет разности можно учесть индивидуальные особенности детей, класса, самого исследователя. Так же во время проведения дидактической игры на уроке, необходимо помнить, что это урок и не «заиграться». Необходимо помнить, что любая дидактическая игра или занятие с элементами дидактической игры требует серьезной подготовки, и четко прописанного сценария.

Список использованных источников:

 

  • Айрумян, Г.С., Нагорнова, Л. В. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - 60-62с.
  • Барр, С. Россыпи головоломок [Текст] / С. Барр. - М: Мир, 1987. - 415с.
  • Дружинин, В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006. - 368с.
  • Немов, Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. [Текст] / Р. С Немов. - М.: Владос, 2003. - 687с.
  • Пиаже, Ж. Психология интеллекта. [Текст] / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. - 192с.
  • Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Электронный ресурс] - М.: государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/VUR/VUR-0011.htm

 

 

Оригинал работы:

Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников

Приложение

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*