Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта актуализации саморазвития обучающихся в условиях учреждения среднего профессионального образования

17.10.2016 37 55
Черникова Людмила Александровна
Черникова Людмила Александровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Проникновение информационно-коммуникационных технологий в нашу жизнь привело к тому, что обучающиеся приходят на урок информатики с уже сформированной мотивацией к изучению предмета. 

Но вместе с тем, возникает ряд проблем:

  1. Часть обучающихся считают предмет игровым и достаточно легким для изучения. При возникновении затруднений у них снижается интерес к предмету.
  2. Разный начальный уровень подготовки обучающихся: от «нулевого» (предмет не изучался) до весьма продвинутого. Это формирует у первых обучающихся ощущение неспособности усвоить материал, а у вторых – завышенную самооценку.
  3. Не все обучающиеся имеют компьютеры или ПО дома, что затрудняет выполнение домашних практических заданий.

Для решения этих проблем необходимо найти способы расширения знаний и умений обучающихся, повышения эффективности урока и результативности процесса обучения. Одним из таких способов является повышение познавательных интересов обучающихся.

Современная школа должна не только сформировать у обучающихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Поэтому уроки информатики вносят наиболее весомый вклад в развитие познавательной деятельности студентов.

Таким образом, для развития познавательной деятельности обучающихся необходимо ориентировать на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Предметом познавательного интереса для обучающихся являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Но далеко не все в учебном материале может представлять для студентов какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности обучающихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения был увлекательным.

В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую студенту как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проектный метод, привлекать студентов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых преподавателем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность студентов.

В процессе реализации развития познавательной деятельности решаются следующие задачи:

  1. структурирование учебного материала для учебного процесса;
  2. разработка практических заданий с адаптацией к уровню (степени) подготовленности обучающихся. Задания составляются в контексте будущей профессиональной деятельности;
  3. организация учебного процесса с активным использованием форм самостоятельной работы обучающихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
  4. разработка комплекта контролирующих материалов.

Современные подходы к организации учебного процесса предполагают не только и не столько механическую передачу знаний от педагога к обучающимся, сколько формирование ситуации, в которой обучающиеся самостоятельно добывают знания и учатся применять их на практике. Другими словами, необходимо «научить учиться».

Все это привело меня к поиску новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, к разработке и апробации дидактической системы, которая способствовала бы развитию познавательной активности учащихся при изучении информатики, а также развивала бы у учащихся интегративные умения и навыки.

В основу моей деятельности легла работа А. С. Границкой «Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе».

В своей работе использую следующие принципы адаптивной системы обучения:

  • увеличение доли самостоятельной работы обучающихся;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • применение разноуровневых заданий для формирования ситуации успеха;
  • обучающийся является полноправным участником учебного процесса;
  • создание демократичной обстановки на уроке, поддержание дружеской атмосферы;
  • оптимальный объем домашнего задания.

В начале обучения я провожу анкетирование и тестирование с целью определения уровня подготовленности обучающихся. В результате структурирования учебного материала по каждой теме разрабатывается сетевой план, отражающий комплекс заданий, который необходимо выполнить обучающимся. Осуществляется постановка целей и задач темы, определение технологии выполнения заданий. В свою очередь обучающиеся свободны в выборе уровня сложности заданий. Объем и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Первый уровень соответствует отметке «3», второй – отметке «4», третий – отметке «5».

Первый уровень включает задания, предполагающие репродуктивный уровень усвоения знаний и умений: распознавание, дополнение и исправление решения, решение типовых задач. Второй уровень – алгоритмический уровень усвоения знаний и умений: решение исследовательских задач, решение задач разными способами, решение задач в общем виде. Третий уровень – частично-поисковый уровень усвоения знаний и умений: составление задач, подбор примеров, исследования.

Полученные результаты обучающиеся отмечают на графике самоучета, что, во-первых, позволяет осуществлять сплошной контроль знаний и умений, во-вторых, включает элемент соревновательности в учебный процесс и способствует становлению познавательной активности.

Подведение итогов каждого занятия предусматривает само- и взаимооценку обучающимися уровня усвоения знаний и умений. При этом обучающиеся учатся объективно оценивать свои знания, выделяют проблемные моменты, намечают пути и способы самостоятельного поиска знаний.

В ходе проведения учебно-воспитательного процесса используется учебная литература по информатике и ИКТ;

  1. дидактический материал по темам (таблицы, схемы, раздаточный материал, тестовые задания на бумажных и электронных носителях);
  2. разработанные технологические карты по выполнению практических заданий.

Необходимым элементом адаптивной системы обучения является самостоятельная подготовка ребят к урокам. Каждый обучающийся готовит карточку с вопросами, заданиями по какому-либо блоку материала. На обороте приводятся решения заданий или ответов на вопросы. Подготовленные карточки используются на уроках при работе в парах. Обучающиеся опрашивают друг друга, сверяясь с ответами. После взаимоконтроля и взаимооценки обучающиеся обмениваются карточками.

Для решения поставленных задач наиболее часто использую следующие методы обучения:

  1. словесные (эвристическая беседа, работа с книгой);
  2. наглядно-демонстративные (демонстрации);
  3. практические (упражнения, лабораторно-практические работы).

С целью развития познавательной деятельности обучающихся, а также логического мышления используются методы проблемного изложения, частично-поисковые методы.

При стимулировании учебно-познавательной деятельности:

  1. формируется готовность обучающихся к восприятию учебного материала через обращение к личному опыту ребят, через постановку проблемных вопросов;
  2. используется занимательное содержание;
  3. создаются поисковые ситуации в ходе закрепления изученного материала.

В своей деятельности использую следующие виды контроля: входной контроль, текущий (самостоятельные работы, тесты), итоговый (рубежный: полугодовой, годовой).

Эффективность результата применения адаптивной системы обучения на уроках информатики можно проследить по следующим показателям:

1) рост интереса учащихся к предмету, что нашло свое отражение в результатах анкетирования, а также в уменьшении количества пропусков на уроках информатики;

2) рост качественной успеваемости;

3) повышение активности учащихся на занятиях;

4) повышение самостоятельности при выполнении заданий;

5) рост числа учащихся, играющих роль консультантов в группах;

6) участие в научно-практических конференциях – призовые места в 2014, 2015 гг.

Рост интереса учащихся к предмету находит свое отражение также во внеурочной деятельности:

  • возросло участие обучающихся в мероприятиях предметных декад по математике и информатике;
  • увеличилось посещение кружка по информатике;
  • подготовка докладов и презентаций к научно-практическим конференциям;
  • возросло применение ИКТ при выполнении заданий по другим предметам обучения (инженерная графика);
  • обучающиеся успешно используют САПР Компас при выполнении лабораторных работ по дисциплине Инженерная графика, оформлении чертежей для курсовых и дипломных работ, участвуют в олимпиадах по компьютерной графике.

 

Использованная литература: А. С. Границкая «Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе». М, 1991

 

Оригинал работы:

Из опыта актуализации саморазвития обучающихся в условиях учреждения среднего профессионального образования

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*