Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Исследовательская работа в учебной деятельности студентов

17.10.2016 651 987
Пекут Марина Валентиновна
Пекут Марина Валентиновна, преподаватель

Кисловодский медицинский колледж Минздрава России

Основными базовыми навыками человека будущего непременно станут: умение работать с большими объемами информации, коммуникативные умения, умения реализации способности к непрерывному обучению, умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Все эти навыки необходимо развивать уже сегодня. А эффективнее всего они будут развиваться при вовлечении студентов в исследовательскую деятельность.

Перед средним медицинским образованием  стоит задача формирования исследовательской компетентности будущего медицинского работника. Современный преподаватель должен не только дать студенту специальные знания, но и обязательно научить его творчески мыслить, уметь отстаивать свою точку зрения, проявлять профессиональную активность при решении сложных задач, сделать исследовательский поиск важной частью будущей профессии.

В ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» Минздрава России научно-исследовательская работа студентов рассматривается как важнейшая часть подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов. Исследовательской работой студенты занимались всегда: организуя предметные кружки, проводя олимпиады и конкурсы, участвуя в научно-практических конференциях и пр., но это были самые инициативные и талантливые учащиеся. Новые образовательные стандарты, предусматривающие подготовку выпускных квалификационных работ, требуют овладения навыками исследования всеми студентами колледжа, а не только выдающимися его представителями. Сегодня каждый студент должен уметь самостоятельно всесторонне изучать материал, работать с литературой, уметь вести наблюдения, делать выводы и докладывать результаты.

В образовательном процессе учебного заведения исследовательская деятельность студентов реализует целый ряд взаимосвязанных функций:

-образовательную – закрепление общих и специальных научных понятий и категорий изучаемых дисциплин; повышение уровня работы с разнообразными средствами коммуникации; освоение новых информационных технологий; расширение знаний по различным учебным дисциплинам;

-развивающую – развитие творческих способностей, познавательного интереса, активности и самостоятельности студентов;

-деятельностную – освоение исследовательского подхода к любому виду деятельности, овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации, стремление к преобразованию себя и окружающей действительности по законам научного исследования;

-стимулирующую – формирование установки на имманентность наличия исследовательских компетенций у будущего специалиста любой сферы деятельности.

Навыки исследовательской деятельности должны закладываться еще в школе, но как показывает опыт практической деятельности, у наших студентов они находятся в зачаточном состоянии. В этой связи было принято решение из часов вариативной части ввести в обязательную программу учебную дисциплину «Методика исследовательской работы».

Изучение предмета начинается с предпосылок возникновения и этапов развития науки, с определения роли науки в современном обществе. Студенты должны понимать, что сегодняшний уровень информатизации общества, уровень развития медицинской науки и оснащенность учреждений практического здравоохранения современным лечебно-диагностическим оборудованием, неизбежно потребует от них использования научного стиля мышления, знания алгоритма планирования, организации и реализации исследования с особенностями написания различных видов научных текстов.

А начинать нужно с простого: с умения составить «идеальный» конспект, подготовить краткое сообщение или доклад, самостоятельно выбрать тему курсовой работы и собрать необходимый материал для ее написания, разработать план предстоящего исследования и т.д. Нужно позволить студентам проявить собственную инициативу и творчество. Не давать им заранее подготовленных тем, не склонять исследовать то, что интересно преподавателю, не делать за них работу из-за отсутствия терпения и выдержки. Пусть занимаются тем, что вызывает их собственный интерес, пусть ошибаются и исправляют ошибки, меняют темы, ищут новые пути решения задач. Студенческая исследовательская работа только тогда будет иметь смысл, когда преподаватель будет направлять, помогать, советовать, а не только давать конкретные задания, требовать их четкого выполнения и строго оценивать. Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ это совместное творчество студента и его научного руководителя.

Изменение информационной среды, социокультурного пространства формируют новые требования к педагогическим кадрам, уровень профессиональной подготовки и объем интеллектуального багажа которых, мог бы обеспечить высокий уровень руководства исследовательской деятельностью студентов. К глубокому сожалению, мы столкнулись с тем, что часть преподавателей имеет весьма поверхностное представление об особенностях написания выпускных квалификационных работ. Было принято решение провести ряд обучающих семинаров по методике исследовательской работы для преподавателей.

Программа учебной дисциплины «Методика исследовательской работы» предусматривает знакомство с формами организации исследовательской деятельности, с применением логических законов и правил в процессе исследования, с основами аргументации и с особенностями написания научных работ (методологический аппарат, язык и стиль текста, рубрикация, структура и техника оформления, отзыв и рецензия).  

Важную роль в освоении данной дисциплины играет самостоятельная работа обучающихся. Немало времени понадобиться студенту, чтобы научиться составлять аннотации к источникам информации по теме исследования, осуществлять поиск, сбор и обработку научной информации. Ему предстоит стать уверенным пользователем ПК, способным работать с современными приложениями офисного и медицинского назначения (в данной ситуации не обойтись без тесной межпредметной связи с изучением информационных технологий в деятельности среднего медицинского работника).

Современный специалист должен уметь ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Он должен научиться самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение своей квалификации. Профессия медицинского работника, как никакая другая, требует постоянного повышения квалификации на основе профессионально направленной информации. И в этой связи, профессиональный уровень специалиста медицинского профиля во многом будет зависеть от умения быстро и грамотно осуществлять поиск нужной информации.

Студенты могут испытывать трудности в поиске нужной информации, так как слабо ориентируются в поисковых службах интернета или не умеют четко формулировать задачи. Знания и умения в области компьютерных технологий сейчас столь же обязательны, как и умение читать и писать.

С учетом значительного роста количества доступных источников информации возрастает важность не только овладения этой информацией, но и способами и средствами реализации полученных знаний, умений и навыков в конкретных видах учебной и исследовательской деятельности (написание рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ). В таких условиях направление учебной деятельности смещается в сторону самостоятельной работы студента, которая приобретает статус равноправной по отношению к аудиторной работе под руководством преподавателя.

Большое внимание  в изучении дисциплины «Методика исследовательской работы» уделяется оформлению научной работы.  Это не только поиск оптимальной формы научного произведения, но и овладение языково-стилистической культурой изложения материала. Конечно, не существует какого-либо «свода правил» научной речи, но выработались определенные традиции научной устной и письменной речи.

Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате анализа, наблюдений и экспериментов сведения и факты. Студенты должны усвоить, что в отличие от школьных сочинений, документы исследовательского характера обусловливают точность словесного выражения и использование специальной терминологии. Термины дают возможность в краткой и лаконичной форме давать развернутые определения научных понятий и явлений.

Преподаватель должен познакомить студентов со средствами выражения логических связей. Существуют специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли, противоречивые и причинно-следственные отношения, переход  от одной мысли к другой, итог, вывод и т.д. Словосочетания рассмотренного выше типа не только украшают слог, но и помогают обозначить переходы авторской мысли. Имея в арсенале перечень таких словосочетаний, студенту будет легче формулировать свои мысли. Важным, на наш взгляд, является знакомство с фразеологией научной прозы и с грамматическими особенностями научной речи. Оформление научной работы завершается саморедактированием. Студент должен твердо запомнить, что безупречная грамотность изложения – основное требование к языку научной документации. Поэтому целью саморедактирования является устранение всевозможных семантических, стилистических, грамматических ошибок и развитие критического отношения исполнителей к результатам собственного труда.

Завершается обучение проведением деловой игры «Защита научной работы», где студенту предстоит продемонстрировать все приобретенные навыки: от самостоятельного выбора актуальной темы до демонстрации презентации, умения конкретно и обоснованно доложить результаты и ответить на вопросы аудитории.

Деловая игра представляет собой мощное образовательное средство. Во-первых – такие занятия входят в группу активных способов обучения, во-вторых – они ориентированы на групповую активность, а в-третьих – легко трансформируются в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому студенту проявить свои индивидуальные способности. Студент выступает то в роли соискателя, защищая свою исследовательскую работу, то в роли члена квалификационной комиссии, задавая вопросы и высказывая свое мнение по оценке работ одногруппников.

Несомненная польза от проведения таких занятий заключается в том, что студенты, начиная с первого курса, учатся организовывать самостоятельную работу, собирать информацию, анализировать ее и правильно оформлять рефераты и доклады, что пригодится им на протяжении всего срока обучения практически на всех изучаемых дисциплинах. Немаловажным для студента-первокурсника является овладение искусством публичных выступлений и подготовкой презентаций. К тому же, когда придет время защиты курсовых и выпускных квалификационных работ, зная весь алгоритм их написания и защиты, он не будет испытывать страха перед этой процедурой. В такого рода деловых играх широко применяются методы оппонирования и свободной дискуссии, при этом студенты руководствуются следующими критериями: полнота изложения, степень использования первоисточников, соблюдение логической последовательности, актуальность исследования и его практическая значимость, а атмосфера свободной дискуссии способствует развитию независимости суждений.  

Таким образом, в приобщении студентов к исследовательской работе, задача преподавателя заключается в том, чтобы не только научить студента работать с литературой, правильно классифицировать научные факты и явления, осваивать современные информационные технологии,  но и в том, чтобы научить его применять методы научного познания в дальнейшей учебе и предстоящей практической деятельности.   

 

Оригинал работы:

Исследовательская работа в учебной деятельности студентов

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*