Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационная деятельность как фактор саморазвития педагогов профессионального училища

17.10.2016 1068 2037
Дроботенко Светлана Николаевна
Дроботенко Светлана Николаевна, заведующий отделением

Иркутский техникум транспорта и строительства

Как и каким способам деятельности учить обучающихся, чтобы выпускник НПО стал компетентным специалистом?

Ответ на этот вопрос даёт компетентностный подход в обучении, который является значимым, что и подтверждают Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.

Главный ресурс становления компетентностного подхода – педагог.

Очевидно, что обеспечение развития компетентностей у обучающихся возможно только тогда, когда педагог сам владеет этими компетенциями. Осваивая компетентностную модель образования, он должен не просто применять  новую технологию, он должен переосмыслить цели и ценности своей деятельности, освоить новые для себя позиции: тьютера, партнера, эксперта, организатора самостоятельной работы.

Впрочем, новые технологии тоже не заставят себя ждать. Ведь умениям учиться, конструктивно общаться, работать в группе, вести исследовательскую работу по-старинке не научишь. Придется педагогу,  прежде всего, самому изменить свое профессиональное сознание. Безусловно, очень важно, чтобы идеей реализации  компетентностного подхода прониклись в первую очередь педагоги, ибо нельзя требовать от обучающегося освоить те компетенции, которыми не владеет сам педагог.

Поэтому нами был  проведен анализ готовности педагога училища к реализации компетентностного подхода, который позволил наметить стратегическую концепцию. И с 2013 года мы определили приоритетным направлением инновационного развития училища подготовку и переподготовку кадров к реализации компетентностного развития, которая осуществляется через организацию инновационной работы.

Инновация в педагогическом процессе (по определению А. Ф. Балакирева) – это новшество принципиально новое, впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, т.е. новация обладает объективной новизной. В то же время инновация – это новшество субъективное, являющееся новым для данного конкретного человека или образовательного учреждения, но уже достаточно известное ранее для другого.

Содержательно педагогические инновации проявляются в различных аспектах и стратегиях совершенствования образовательных систем: в разработке концепций развития и саморазвития образовательного учреждения;  в обновлении содержания образования; в изменении или разработке новых методов, методик, педагогической технологии обучения, воспитания и развития личности и коллектива; в совершенствовании организационных форм обучения, воспитания и развития личности и коллектива; в совершенствовании управления и самоуправления образовательного учреждения. 

Инновационная деятельность в образовании - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств в педагогической практике.

Для определения инновационного подхода, нами были внесены изменения в структуру методической системы училища на основе разработанной компетентностной модели методической работы, направленной на саморазвитие профессионального мастерства педагогов в целях повышения качества профессионального образования. 

В соответствии с инновационной деятельностью, методическая работа осуществляется  по следующим основным направлениям:

  • организация работы по внедрению в педагогическую систему училища компетентностной модели методической работы;
  • общественно-коллегиальное управление инновационной работой;
  • координация инновационной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения;
  • информационно-аналитическое; психолого-методическое сопровождение участников образовательного процесса;
  • управление методической работой преподавателей и мастеров производственного обучения.

В рамках инновационного подхода  реализуются несколько  направлений инновационной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Создание компетентностной модели методической работы

Новая компетентностная модель методической системы представлена: Советом по управлению реализацией инновационного проета (коллегиональным органом стратегического управления), педагогическим советом (коллегиональным органом педагогического самоуправления), методической службой (коллегиональным органом педагогического самоуправления), методическим советом (коллегиальным, консультативно-методическим органом, осуществляющим непосредственное руководство и координацию деятельности методической службы училища), информационным центром училища, который является центром инновационной, творческой, методической деятельности педагогов, их корпоративного общения и саморазвития; организационной формой взаимодействия методической и социально-психолого-педагогической деятельности.

В  основу проектируемой новой модели методической системы училища, положена новая модель профессиональной компетентности преподавателя и мастера производственного обучения, выделены следующие компетенции: коммуникативная, психолого-педагогическая, методическая,  предметная, исследовательская, готовность к саморазвитию.

100% педагогов из числа преподавателей и мастеров производственного обучения прошли курсы ИПКРО по теме «Обеспечение условий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при переходе на ФГОС нового поколения», а также приняли участие в семинаре ИРО «Концептуальные основы реализации вариативной части ФГОС нового поколения в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования как эффективный механизм повышения качества подготовки и конкурентоспособности выпускников» и в семинаре-практикуме «Разработка основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями стандартов профессионального образования третьего поколения». Семинар-практикум был организован методической службой училища.

Был проведен педагогический совет по теме «Компетентный педагог – компетентный обучающийся». Педсовет проходил в форме проективно-деловой игры. В ходе ее проведения педагоги изучили понятие «профессиональная компетентность», ознакомились с видами профессиональной компетентности, разработали показатели оценки базовых профессиональных компетенций педагогов. В заключение педсовета была утверждена модель профессиональной компетентности педагога профессионального училища.

Также, состоялся педагогический совет по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках учебной практики и теоретического обучения», целью которого стала  актуализация формирования профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного и теоретического обучения. В рамках работы педагогического совета были разработаны показатели оценки результата, форм и методов контроля и оценки профессиональных компетенций обучающихся.

Для мастеров производственного обучения проводились занятия в рамках целевой программы «Урок» по темам: «Компетентностный подход на уроках учебной практики», «Технология самоанализа учебного занятия в контексте компетентностной интерпрпетации», «Проектирование учебного занятия на основе компетентностного образования», «Целеполагание учебного занятия на основе компетентностного подхода» и др.

  1. Создание, апробация основных профессиональных образовательных программ СПО, определение эффективности их реализации

В этом направлении коллективом училища создан комплекс условий для реализации ФГОС нового поколения. Разработана методика формирования содержания модульно-компетентностных программ по профессиям железнодорожного профиля, сварочного производства и общественного питания, позволяющая реализовывать формы обучения и оптимизировать временные и финансовые затраты на обеспечение качества обучения. На основе данной методики созданы рабочие программы всех  учебных дисциплин и профессиональных модулей. В качестве показателей эффективности реализации данных программ определены такие,  как уровень сформированности профессионально значимых компетенций, уровень развития личностных качеств, определяющих конкурентоспособность выпускников, доля выпускников с повышенным разрядом, доля выпускников, освоивших основные профессиональные образовательные программы по уровню СПО.

  1. Организация профильного обучения по общеобразовательным дисциплинам

Творческая группа преподавателей работала по теме: «Интеграция компонентов содержания общеобразовательных и профессиональных предметов». Преподаватели проанализировали рабочие учебные планы и учебные программы, учебный материал общеобразовательных предметов и соответствующих дисциплин профессионального цикла для выявления межпредметной информации. На основе ее анализа были разработаны рабочие программы по предметам общеобразовательной области.

  1. Развитие механизмов социального партнёрства

С партнерами-работодателями реализуются следующие механизмы взаимодействия: участие в управлении училищем в составе Совета училища; формирование заказа на кадровую подготовку и переподготовку специалистов рабочих профессий (договоры); участие в формировании перечней профессиональных и общих компетенций по профессиям, соответствующим профилю предприятия-партнера, критериев определения уровня компетентности выпускника; трудоустройство выпускников училища и др.

Результатом работы в условиях инновационного подхода, стало повышение мотивации педагогов и стремление к росту своей профессиональной компетентности. Об этом свидетельствуют заслуги наших педагогов и обучающихся:

2013 г. победа в конкурсе поисковых отрядов;

1 место среди учреждений НПО и СПО Иркутской области по спорту;

1 место в конкурсе «Студвесна-2014»,

2014 г. 2 место в дистанционной международной олимпиаде профмастерства по профессии «Сварщик»,

2015 г. 1 место в профессиональном конкурсе по профессии «Повар, кондитер», 1 место в конкурсе социального партнерства и др.

Осознавая, что коллектив, живущий только настоящим, обречен на поражение, мы понимаем, что будущее открывает нам двери, только нужно не бояться делать шаги в этом направлении. Только так, мы можем продвигаться по тернистой дороге инноваций.

 

Оригинал работы:

Инновационная деятельность как фактор саморазвития педагогов  профессионального училища




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*