Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКак и каким способам деятельности учить обучающихся, чтобы выпускник НПО стал компетентным специалистом?
Ответ на этот вопрос даёт компетентностный подход в обучении, который является значимым, что и подтверждают Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.
Главный ресурс становления компетентностного подхода – педагог.
Очевидно, что обеспечение развития компетентностей у обучающихся возможно только тогда, когда педагог сам владеет этими компетенциями. Осваивая компетентностную модель образования, он должен не просто применять новую технологию, он должен переосмыслить цели и ценности своей деятельности, освоить новые для себя позиции: тьютера, партнера, эксперта, организатора самостоятельной работы.
Впрочем, новые технологии тоже не заставят себя ждать. Ведь умениям учиться, конструктивно общаться, работать в группе, вести исследовательскую работу по-старинке не научишь. Придется педагогу, прежде всего, самому изменить свое профессиональное сознание. Безусловно, очень важно, чтобы идеей реализации компетентностного подхода прониклись в первую очередь педагоги, ибо нельзя требовать от обучающегося освоить те компетенции, которыми не владеет сам педагог.
Поэтому нами был проведен анализ готовности педагога училища к реализации компетентностного подхода, который позволил наметить стратегическую концепцию. И с 2013 года мы определили приоритетным направлением инновационного развития училища подготовку и переподготовку кадров к реализации компетентностного развития, которая осуществляется через организацию инновационной работы.
Инновация в педагогическом процессе (по определению А. Ф. Балакирева) – это новшество принципиально новое, впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, т.е. новация обладает объективной новизной. В то же время инновация – это новшество субъективное, являющееся новым для данного конкретного человека или образовательного учреждения, но уже достаточно известное ранее для другого.
Содержательно педагогические инновации проявляются в различных аспектах и стратегиях совершенствования образовательных систем: в разработке концепций развития и саморазвития образовательного учреждения; в обновлении содержания образования; в изменении или разработке новых методов, методик, педагогической технологии обучения, воспитания и развития личности и коллектива; в совершенствовании организационных форм обучения, воспитания и развития личности и коллектива; в совершенствовании управления и самоуправления образовательного учреждения.
Инновационная деятельность в образовании - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств в педагогической практике.
Для определения инновационного подхода, нами были внесены изменения в структуру методической системы училища на основе разработанной компетентностной модели методической работы, направленной на саморазвитие профессионального мастерства педагогов в целях повышения качества профессионального образования.
В соответствии с инновационной деятельностью, методическая работа осуществляется по следующим основным направлениям:
В рамках инновационного подхода реализуются несколько направлений инновационной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Новая компетентностная модель методической системы представлена: Советом по управлению реализацией инновационного проета (коллегиональным органом стратегического управления), педагогическим советом (коллегиональным органом педагогического самоуправления), методической службой (коллегиональным органом педагогического самоуправления), методическим советом (коллегиальным, консультативно-методическим органом, осуществляющим непосредственное руководство и координацию деятельности методической службы училища), информационным центром училища, который является центром инновационной, творческой, методической деятельности педагогов, их корпоративного общения и саморазвития; организационной формой взаимодействия методической и социально-психолого-педагогической деятельности.
В основу проектируемой новой модели методической системы училища, положена новая модель профессиональной компетентности преподавателя и мастера производственного обучения, выделены следующие компетенции: коммуникативная, психолого-педагогическая, методическая, предметная, исследовательская, готовность к саморазвитию.
100% педагогов из числа преподавателей и мастеров производственного обучения прошли курсы ИПКРО по теме «Обеспечение условий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при переходе на ФГОС нового поколения», а также приняли участие в семинаре ИРО «Концептуальные основы реализации вариативной части ФГОС нового поколения в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования как эффективный механизм повышения качества подготовки и конкурентоспособности выпускников» и в семинаре-практикуме «Разработка основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями стандартов профессионального образования третьего поколения». Семинар-практикум был организован методической службой училища.
Был проведен педагогический совет по теме «Компетентный педагог – компетентный обучающийся». Педсовет проходил в форме проективно-деловой игры. В ходе ее проведения педагоги изучили понятие «профессиональная компетентность», ознакомились с видами профессиональной компетентности, разработали показатели оценки базовых профессиональных компетенций педагогов. В заключение педсовета была утверждена модель профессиональной компетентности педагога профессионального училища.
Также, состоялся педагогический совет по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках учебной практики и теоретического обучения», целью которого стала актуализация формирования профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного и теоретического обучения. В рамках работы педагогического совета были разработаны показатели оценки результата, форм и методов контроля и оценки профессиональных компетенций обучающихся.
Для мастеров производственного обучения проводились занятия в рамках целевой программы «Урок» по темам: «Компетентностный подход на уроках учебной практики», «Технология самоанализа учебного занятия в контексте компетентностной интерпрпетации», «Проектирование учебного занятия на основе компетентностного образования», «Целеполагание учебного занятия на основе компетентностного подхода» и др.
В этом направлении коллективом училища создан комплекс условий для реализации ФГОС нового поколения. Разработана методика формирования содержания модульно-компетентностных программ по профессиям железнодорожного профиля, сварочного производства и общественного питания, позволяющая реализовывать формы обучения и оптимизировать временные и финансовые затраты на обеспечение качества обучения. На основе данной методики созданы рабочие программы всех учебных дисциплин и профессиональных модулей. В качестве показателей эффективности реализации данных программ определены такие, как уровень сформированности профессионально значимых компетенций, уровень развития личностных качеств, определяющих конкурентоспособность выпускников, доля выпускников с повышенным разрядом, доля выпускников, освоивших основные профессиональные образовательные программы по уровню СПО.
Творческая группа преподавателей работала по теме: «Интеграция компонентов содержания общеобразовательных и профессиональных предметов». Преподаватели проанализировали рабочие учебные планы и учебные программы, учебный материал общеобразовательных предметов и соответствующих дисциплин профессионального цикла для выявления межпредметной информации. На основе ее анализа были разработаны рабочие программы по предметам общеобразовательной области.
С партнерами-работодателями реализуются следующие механизмы взаимодействия: участие в управлении училищем в составе Совета училища; формирование заказа на кадровую подготовку и переподготовку специалистов рабочих профессий (договоры); участие в формировании перечней профессиональных и общих компетенций по профессиям, соответствующим профилю предприятия-партнера, критериев определения уровня компетентности выпускника; трудоустройство выпускников училища и др.
Результатом работы в условиях инновационного подхода, стало повышение мотивации педагогов и стремление к росту своей профессиональной компетентности. Об этом свидетельствуют заслуги наших педагогов и обучающихся:
2013 г. победа в конкурсе поисковых отрядов;
1 место среди учреждений НПО и СПО Иркутской области по спорту;
1 место в конкурсе «Студвесна-2014»,
2014 г. 2 место в дистанционной международной олимпиаде профмастерства по профессии «Сварщик»,
2015 г. 1 место в профессиональном конкурсе по профессии «Повар, кондитер», 1 место в конкурсе социального партнерства и др.
Осознавая, что коллектив, живущий только настоящим, обречен на поражение, мы понимаем, что будущее открывает нам двери, только нужно не бояться делать шаги в этом направлении. Только так, мы можем продвигаться по тернистой дороге инноваций.
Оригинал работы:
Инновационная деятельность как фактор саморазвития педагогов профессионального училища
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.