Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт применения балльно - рейтинговой системы в оценке качества знаний обучающихся ГБПОУ "Урюпинский агропромышленный техникум"

13.10.2016 752 1204
Сатарова Людмила Сергеевна
Сатарова Людмила Сергеевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Сегодня во многих образовательных учреждениях среднего профессионального образования страны активно применяется балльно- рейтинговая система оценки знаний обучающихся. Ранее существующая система контроля знаний не отвечает современным требованиям к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Традиционная система оценка знаний и классическая форма экзамена в сегодня не актуальна и мало результативна, так как лишает возможности проверить весь объем полученных знаний, освоенных навыков и компетенций, так как по большей части основана на случайности. Данная система предполагает подготовку обучающегося только во времена зачетно- экзаменационной сессии.

Такое положение вещей не отвечает требованиям современности.

Складывающиеся рыночные отношения с их жесткой конкурентной природой, современные социально-экономические преобразования в стране требуют прихода на предприятия специалистов, способных системно, творчески мыслить и принимать эффективные не стандартные  решения в непредвиденных обстоятельствах. Внедрение механизмов экономики дополнительно выдвигает необходимость таких качеств у работника, как деловая инициатива, предприимчивость.[1]

Сегодня выпускник среднего профессионального учреждения должен обладать определенными личностными и поведенческими навыками: компетентность, ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству, профессиональной и социальной деятельности, содействующей прогрессу общественного развития.

Это может быть достигнуто благодаря использованию такой системы оценивания знаний студентов, как балльно-рейтинговая в различных вариациях.

Рейтинговая система - это совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателя индивидуальной учебной деятельности обучающихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому обучающемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

На сегодняшний день существует достаточное количество технологий и методов, позволяющих оценивать уровень подготовки обучающихся. Внедрение  Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования обусловило необходимость разработки такой системы контроля,  которая бы позволила оценить как уровень освоения видов профессиональной деятельности, так и склонность к саморазвитию, сформированность коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Балльно-рейтинговая система оценивания применяется  в нашем учебном заведении с 2012 учебного года, а качестве эксперимента в группах МСХ-131, МСХ-141 при освоении общеобразовательных дисциплин. В 2015-2016 учебном году  балльно-рейтинговая система была введена  во всех группах 1 курса.

Основными целями введения системы являются:

-формирование у обучающихся мотивации к систематической работе, как аудиторной, так и самостоятельной;

-снижение роли случайностей при сдаче экзаменов, зачетов;

-упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля;

-реализация индивидуального подхода в образовательном процессе;

-повышение состязательности в учебе для активизации личностного фактора;

-получение, накапливание и представление всем заинтересованным лицам, в том числе и родителям обучающихся, информации об учебных достижениях обучающегося, группы, отделения за любой промежуток времени.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся  нашего техникума сочетает в себе оценивание как по традиционной 5-балльной шкале, так и по 100-балльной шкале. Это позволяет выстраивать рейтинг обучающихся по итогам сдачи зачетов и экзаменов за семестр.

Основными видами контроля уровня учебных достижений обучающихся в рамках балльно-рейтинговой системы являются:

-текущий контроль (опросы, конспектирование, тестирование, дискуссии, семинары, лабораторные и практические работы; контрольные работы и внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся);

-промежуточная аттестация, проводимая по завершению изучения дисциплины в семестре.

Полная оценка по дисциплине определяется как сумма баллов, полученных обучающимся по различным формам текущего и промежуточного  контроля.

Максимальная сумма баллов, которую обучающийся может набрать за семестр по каждой дисциплине или по практике составляет 100 баллов, что соответствует 100% освоению дисциплины.

При реализации образовательных программ количество баллов текущего контроля распределяется преподавателем самостоятельно, в зависимости от количества часов отведенных  на изучение дисциплины. В текущий контроль входят баллы за контрольные работы, а также дополнительные баллы за:

-участие  в предметной олимпиаде,  профессиональном конкурсе;

-участие в конференции;

-участие в работе предметного кружка, открытого урока, мероприятия, предметной неделе;

-за выполнение проекта, научно-исследовательской работы, публичное выступление, публикацию.

Количество дополнительных баллов распределяет преподаватель самостоятельно.

Количество баллов полученных в ходе текущего контроля и  не должно быть меньше 30 баллов, иначе обучающийся не допускается к сдаче промежуточного контроля.

На промежуточную аттестацию (экзамен, зачет, дифференцированный зачет, которым заканчивается изучение дисциплины), приходится от 15 до 30 баллов.  

По результатам текущего и промежуточного контроля выводится суммарное количество баллов, соответствующее определенной по шкале оценке.

Шкала перевода полученной суммы баллов по дисциплине в оценку производится следующим образом:

51-70 баллов – «удовлетворительно»

71-90 баллов – «хорошо»

91-100 баллов – «отлично»

Если изучение дисциплины заканчивается зачетом и по результатам текущего контроля обучающийся набрал 51 балл и более, то в этом случае зачет  может быть выставлен автоматически (на усмотрение преподавателя).

По итогам внедрения балльно-рейтинговой системы  оценки  образовательных результатов обучающихся был проведен опрос среди преподавателей и обучающихся, которые отметили следующие положительные результаты:

-улучшение показателей посещаемости занятий, повышение успеваемости, укрепление дисциплины;

-оперативность, регулярность контроля  и наглядность результата;

-стимулирование самостоятельной работы, повышение мотивации студентов к обучению;

-прозрачность и возросшая объективность оценивания;

-обеспечивание дифференцированного подхода к студентам и индивидуальная работа с каждым из них;

-свободная конкуренция между студентами за право получить баллы, которая способствует активности обучающихся.

Также были выявлены и недостатки.

Преподаватели отнесли увеличение объема времени на обработку документации.

Обучающиеся отметили:

-сложность процесса обучения, несвоевременность выставления баллов преподавателями;

-отсутствие достаточного времени для получения  необходимого количество баллов при наличии пропусков занятий по уважительной причине.

Применение балльно-рейтинговой системы оценки учебной  деятельности студентов позволило реализовать принципы:

-систематичности контроля успеваемости обучающихся;

-индивидуального подхода к студенту в процессе обучения;

-повышение роли самостоятельной работы обучающихся.

Таким образом, балльно- реитинговая система  является более объективной и гибкой  системой оценки знаний и умений обучающегося, делает процесс оценивания более открытым и прозрачным, существенно повышает мотивацию и  заинтересованность студентов к приобретению знаний. Формируется ответственность обучающихся, навыки конкурентности, соперничества, что приводит к повышению качества подготовки  будущих специалистов.

 

[1] Л.А. Косова Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов.

 

Оригинал работы:

Опыт применения балльно - рейтинговой системы в оценке качества знаний обучающихся  ГБПОУ "Урюпинский агропромышленный техникум"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*