Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование метода проектов на уроках иностранного языка в колледже

12.10.2016 812 2745
Горшихина Людмила Анатольевна
Горшихина Людмила Анатольевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.

Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у обучающихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

Метод проектов не является абсолютно новым в системе методов обучения. Его корни следует искать в 16 веке в Италии. Он использовался как метод соревнования, предполагающий создание обучающимися собственных проектов на основе полученных в ходе обучения теоретических знаний.

В наше время метод был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в начале XX века.

В настоящее время этот метод приобрел еще большую актуальность, так как современное обучение направлено на увеличение доли самостоятельного поиска студентов при изучении любого предмета.

Проектная деятельность активно используется при изучении различных предметов: литературы и русского языка, истории и обществознания, физики и химии, географии и других предметов.

Особую значимость метод проектов имеет при изучении иностранных языков.

Профессионально-ориентированные проекты способствуют профессиональному росту студентов, использующих иностранный язык для получения новой актуальной информации. Для этого используются все доступные средства: словари, компьютер, видеокамера, литература по данной теме, средства массовой информации и т.п.

Метод проектов можно использовать по различным темам и на разных этапах обучения иностранному языку.

Выделяются следующие типы проектов: исследовательские, творческие, роле-игровые, информационные. На практике чаще всего приходится иметь дело с проектами смешанного типа.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
  2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
  3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа обучающихся.
  4. Использование исследовательских методов.
  5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
  6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

В силу специфики направлений специальностей Вятского колледжа культуры для изучения немецкого языка в рамках СПО был выбран курс «Культура и искусство России и Германии», основными разделами которого являются: «Изобразительное, музыкальное, театральное и киноискусство России и Германии». Преподавателем разработаны программа, УМК, также опубликованы два методических пособия, которые используются для изучения данных разделов. Поэтому темой, предложенной для проектной деятельности одной из групп четвертого курса, была тема «Учреждения культуры и искусства города Кирова».

Целью данного проекта было проверить:

  1. Настолько прочны знания по изученному материалу, умение применять их в новой ситуации для решения познавательных и практических задач.
  2. Умения приобретать недостающие знания из разных источников, в том числе на немецком языке.
  3. Коммуникативные умения, работая в группе и с учреждениями культуры и искусства по сбору нужной информации.
  4. Наличие умений исследовательской работы (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, обобщения).
  5. Наличия системного мышления.

На первом занятии по немецкому языку во втором семестре студентам анной группы была предложена тема проекта «Учреждения культуры и искусства города Кирова». Студенты проявили живой интерес к теме проекта. Преподаватель ознакомил со структурой занятий, необходимостью знания определенного языкового материала и проблемами проекта. Совместно были обсуждены возможные направления проекта, источники и методы получения информации и принято решение, что продуктом проектной работы будет буклет на немецком языке на тему «Учреждения культуры и искусства города Кирова».

Затем участники группы выбрали главного ответственного, в ходе обсуждения вместе выбрали тематические направления, по которым будут работать студенты. Так как группы по изучению немецкого языка малочисленные, то каждый из студентов выбрал свое направление: «Музеи города Кирова», «Театры города Кирова», «Библиотеки города Кирова». Мы определяем этапы работы над проектом. Собранная информация заносится в дневник разработки проекта.

Затем участники проекта выполняют свою задачу в работе над проектом: подбирают материал, посещают различные учреждения культуры и искусства города, подбирают иллюстративный материал. На занятиях по немецкому языку преподаватель знакомится с дневниками студентов, анализирует полученные результаты, дает определенные советы по работе и исправляю ошибки. Студенты рассказывают, какие театры, музей, библиотеки и другие учреждения культуры они посещали в ходе сбора информации, и какую помощь им предоставляли в данных учреждениях.

Затем наступает этап обсуждения результатов совместной работы над проектом. Преподаватель совместно со студентами анализирует собранную информацию, обсуждает ее и варианты ее презентации, а также участие каждого члена группы в этой презентации проекта и ее форму, использование аудио-видео техники и других наглядных форм.

Представление проекта происходило на открытом уроке. Участники проекта отчитывались в виде подготовленной презентации о результатах своего творчества на немецком языке, обсуждали результаты работы вместе с присутствовавшими на открытом уроке гостями, учились делать выводы, выявляли наиболее типичные ошибки, демонстрировали продукт своего совместного творчества – буклет на немецком языке. В конце занятия подвели итоги работы, сделали определенные выводы.

Кроме этого, презентация проекта была представлена на научно-практической конференции, которая состоялась в апреле 2016 года в Вятском колледже культуры. Темой этой конференции было социокультурное взаимодействие с учреждениями культуры и искусства Кировской области. Данное выступление вызвало интерес к изучению иностранных языков и желание других студентов принять участие к проектной деятельности на занятиях по немецкому языку. Стоит отметить, что продуктом проектной деятельности – созданным буклетом - заинтересовались в отделе иностранной литературы Кировской ордена Почета государственной универсальной научной библиотеки им. А.И. Герцена, где он и хранится в данный момент.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность обучающихся приобретает все большую популярность, так как она личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения, позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах, позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт собственного труда.

 

Литература:

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону, 1999, С.111-115.
  2. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.
  3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [ Текст]. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с.
  4. Гин А. Приемы педагогической техники [Текст] / "Вита - Пресс". - М., 1999.- 125 с.
  5. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов-на-Дону, 2001, - 160 с.
  6. Шоган В.В. Модульная организация педагогической практики [Текст] / В.В. Шоган, Н.Н. Мкртчян, О.В. Третьякова. - Ростов - на - Дону, 2000, - 175 с.
  7. Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] // Журнал "Директор школы". - 2000. - № 7. - 145 с.
  8. Мамукина Г.Е. Создание мультимедийного проекта на немецком языке в средней школе // Иностранные языки в школе. - №4. - 2001.
  9. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. - №4. – 2010.

 

Оригинал работы: Использование метода проектов на уроках иностранного языка в колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*