Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тренинг развития творческого мышления «Экспедиция в страну знаний» в рамках регионального отборочного этапа II Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»

12.10.2016 50 57
Хмелева Светлана Юрьевна
Хмелева Светлана Юрьевна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Современные тенденции в системе образования (повышение информатизации, роли самостоятельной, проектной работы, участие в исследованиях и разработках) актуализируют установку на развитие творческого потенциала  студентов.  Решение этой проблемы требует смещать акцент в обучении с усвоения готовых знаний на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств личности.

Творческий подход в профессиональной сфере – один их главных факторов ее эффективности. Творческое мышление выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

Основное направление работы со студентами   с нарушением слуха определяется как развитие у него потребности и способности усваивать представления о себе, об окружающем мире, неотъемлемой частью которого он является.

То, что обучающийся с нормально развитым интеллектом усваивает сам как само собой разумеющееся, слабослышащие или глухие студенты  могут осваивать с большим трудом.

Необходимо настойчиво  внедрять в сознание  обучающихся общечеловеческие ценности, подводить каждого воспитанника  к осознанию его позитивных возможностей, соответствующей его возрасту социальной роли - как незаменимой и ценной ступени «социальной лестницы», которая является основой его последующих, восходящих к успеху, ступенек-достижений. 
Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с нарушением слуха очень важна при их обучении. Различные коррекционные занятия и тренинги, составленные применительно к подросткам с нарушением слуха, позволяют сделать социализацию таких воспитанников  более эффективной.

При систематическом и целенаправленном воспитании, активном формировании навыков самоконтроля, саморегуляции и положительных коммуникативных установок, обучающийся  приучается осознавать себя как части социума, адекватно относиться к другому человеку, осваивает навыки бесконфликтного общения.

Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем я стану – все это присуще подросткам. Именно в сфере общения, в познании своего внутреннего мира, в понимании и принятии других, в осознании своих трудностей в общении и нужна, прежде всего, помощь подросткам, поэтому этот тренинг очень актуален. 

Данное мероприятие обеспечено набором психотехнических процедур

-индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятия. Смысл этой работы в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности;

-аналитическая работа ведущего по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников.

Характеристики эффективной команды

  • Нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач и упражнений;
  • Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем;
  • Взаимосвязь и взаимодействие участников команды в атмосфере доверия и участия;
  • Профессиональная подготовка и обучение определяют технически грамотное решение возникающих вопросов;
  • Все члены команды чувствуют ответственность за деятельность команды в целом и за выполнение задач отдельными исполнителями;

Поведение человека в игре мало отличается от его поведения в похожих на смоделированную ситуациях – дома, в школе, на работе и т. д. Это касается и проблем – если у человека возникают трудности в реальной жизни, то они будут и в смоделированной ситуации. Тренинг дает возможность справиться с этими трудностями  в игре, а приобретенные навыки использовать в реальной жизни. Командные упражнения – это кусочек жизни, вынесенный за её пределы и облеченный в форму игр и упражнений.

Цель мероприятия: 

осознание и преодоление границ своего мышления, использование всего мыслительного потенциала для работы над задачами, требующими творческого решения.

Задачи мероприятия:

Образовательный аспект: расширение и закрепление профессиональных и общеобразовательных знаний в рамках формирования общих компетенций.

Развивающий аспект: развитие  информационных,  аналитических, конструктивных, организаторских других умений и навыков, необходимых студенту для успешного осуществления обучения.

Воспитательный аспект: формирование  навыка коммуникативности  общения в социуме.

Структура тренинга:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Введение в тему тренинга (в основное содержание).
  4. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
  5. Рефлексия.

1.Приветствие

Приветствие участников регионального отборочного этапа II Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью

«Абилимпикс»

Каждый участник тренинга встает и называет свое имя.

2.Разминка

Цель: Снятие напряжённости, создание позитивной обстановки, подготовка к совместной работе в ходе тренинга.  

Задание: Ведущий просит участников занять свои места, так, чтобы все видели друг друга и задает вопросы.

Какие дисциплины вы изучаете?

Студенты называют дисциплины.

(Русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание (вкл. экономику и право), химия, биология, физическая культура, ОБЖ, география, математика , информатика и ИКТ, физика)

Какие профессии получают в техникуме?

Мастер отделочных строительных работ, Портной, Мастер столярно-плотничных и паркетных работ, Слесарь по ремонту строительных машин, Сварщик,  Строительство и

эксплуатация зданий и сооружений.

3.Введение в тему тренинга (в основное содержание).

Главный инструмент обучающего цикла – вопросы ведущего группе. Именно при ответе на вопросы участники формулируют свое понимание события. Дополнительным потенциалом является то, что в обсуждении принимают участие все – опыт каждого уникален, понимание одного и того же события может быть разным. Проговаривая своё видение, участник работает, в первую очередь, на себя. Но его опыт может оказаться полезным для всей группы, и, по крайней мере, для нескольких других участников.

Две главные цели упражнений – командность и результативное лидерство – включат в себя много других: выработку группой стратегии, творческий подход, самовыражение, избавление от комплексов, доверие другим и вера в себя, честность, доверительность, поддержка чужих успехов и признание своих, решение проблем, воодушевление других, уверенность в себе.

Моральная поддержка – один из важнейших аспектов. Часто люди не умеют признавать свои успехи и не получают признания от других. В командных упражнениях каждый участник окружен вниманием и атмосферой доброжелательности. Это создает ощущение эмоциональной безопасности и доверия. И именно это становится для многих самым важным опытом командных упражнений.

  • Командные упражнения дают возможность выразить себя. Некоторым это дает возможность получить удовольствие впервые за долгое время.
  • Кроме того, что командные упражнения дают много опыта, они часто бывают просто весёлыми. На этом базируется их эффективность – обучение через эмоции.

Познание через свой опыт – это самостоятельное выполнение действия, а не простое получение информации о нём. Гарантия «закрепления» опыта – эмоциональная составляющая упражнений, позволяющая запомнить свою реакцию и своё поведение.

Обсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках заданной темы. Дискуссии ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать  о собственных выводах, выслушивать самые разные мнения других.

Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Давайте обсудим правила нашей сегодняшней работы

Примерные правила:

  1. Активная работа на занятии каждого участника.
  2. Внимательность к говорящему человеку.
  3. Доверие друг к другу.
  4. Недопустимость насмешек.
  5. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
  6. Право каждого на свое мнение.

4.Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.

При проведении командного упражнения один из этапов – это обсуждение в группе. Обсуждение – это последний и самый мощный метод, с помощью которого формируется  понимание , позволяет контролировать этот процесс и обеспечить максимальное использование студента потенциала каждого упражнения (вопроса). Такой процесс называется – «обучающим циклом».

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Тренинг развития творческого мышления «Экспедиция в страну знаний» в рамках регионального отборочного этапа II Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*