Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование доступной среды на уроках «Химии» через личностно-деятельностный подход при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха и речи) в рамках регионального отборочного этапа II Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»

12.10.2016 49 56
Максимова Вера Ивановна
Максимова Вера Ивановна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Профессиональное образование России реформируется в соответствии с требованиями  современного общества. Сегодня профшколу не возможно представить без инновационных  технологий, основанных на творческом, личностно – деятельностном подходе в обучении и активной жизненной позиции студента.      

Сочетание личностно-деятельностного подхода с дидактоцентрическим, позволяет обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания. Слагаемыми являются: специфическая организация управления деятельностью различных групп студентов; развивающий эффект на основе положительной обратной связи. Изучение нового материала обязательно должно быть  простимулировано. Это объясняется большим разбросом среди студентов по мотивации, возможностям, уровням достижений.

Всякие новые знания, и вообще новая информация в широком смысле, выстраиваются в определённые элементы, дополняющие уже существующую  систему знаний. Чтобы этот процесс формирования и развития функциональной системы шёл без острых проблем, необходимо существующую знаневую систему актуализировать, так как на пустом месте ничего не создаётся. Это значит, что надо загрузить в оперативную память студентов те знания, умения и навыки, над которыми будут надстраиваться вновь изучаемые. Изучение нового материала большим массивом вызывает на поверхность организационные проблемы.

В техникуме всегда есть значительный контингент студентов, которые по данной теме ограничатся материалом, соответствующим образовательному стандарту, общеобязательным минимумом. Насыщение содержания информацией «не для всех» приведёт к «зависанию» таких студентов, появлению у них значительных трудностей в отборе необходимого, да и просто потере всякого понимания происходящего и обсуждаемого. Следовательно, нужно ограничиться и преподавателю. При изучении нового материала в начале блока внимание уделяется только общеобязательному — основному объёму. Принцип деятельности требует, чтобы изученный обязательный материал немедленно был отработан на задачах минимального уровня. Затем следует органический переход к переменной части  -  «тренингу-минимуму». В этой части необходимо познакомить студентов с необходимой информацией дополнительного объема, обеспечивающей работу на общем и продвинутом уровнях, что позволяет заняться дифференцированным обучением, где и будет реализован, планируемый результат, отражающий знаневый компонент и личностный рост студентов. Здесь преподаватель будет отслеживать динамику развития учебной группы. Эту часть закрепления  называется — развивающим дифференцируемым обучением.

Цель: способствовать повышению профессионального уровня и обмену опытом между участниками мастер - класса, расширению кругозора и приобщению к новейшим педагогическим технологиям.

Задачи:

-передать свой опыт участникам мастер - класса путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

-совместная отработка участниками методических подходов и приемов реализации личностно – деятельного подхода в обучении;

-рефлексия собственного профессионального мастерства преподавателя - мастера;

-оказать помощь участникам мастер - класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер – класса участники:

-изучают разработку по теме мастер - класса;

-участвуют в обсуждении полученных результатов;

-задают вопросы, получают консультации;

-высказывают свои предложения по реализации, обсуждаемого подхода.

Структура мастер – класса:

  1. I) Представление педагогической концепции личностно – деятельного подхода в обучении.
  2. II) Представление учебного занятия

III)  Проведение имитационной игры (урока)

  1. IV) Моделирование занятия на основе личностно – деятельного подхода в обучении.
  2. VI) Рефлексия

Ход мастер – класса

  1. Представление педагогической концепции технологии.

Современный  урок призван выполнять социальный заказ общества по подготовке к жизни подрастающего поколения. Поколения сознательного и образованного, способного как к физическому, так и к умственному труду, к активной творческой деятельности.

Размышляя о роли личности студента в образовательном процессе, понимаешь, что лидирующая роль преподавателя на уроке скучна и не интересна для современного подростка.  

Для повышения уровня качества знаний по предмету «Химия» необходимо учитывать, что студенты ОВЗ (по слуху и речи)  имеют активную жизненную позицию. Им интересно быть лидерами в процессе обучения. Учиться методом проб и ошибок, постигать неизвестное, используя накопленный личный учебный опыт. Эти условия требуют, от педагога, применят инновационные образовательные технологии, которые основаны на личностно -  деятельностном подходе к своей работе, как преподавателя, так и в учебе для студента.

Личностно-деятельностный подход позволяет обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания. Всякие новые знания, и вообще новая информация в широком смысле, выстраиваются в определённые элементы, дополняющие уже существующую  систему знаний. Чтобы этот процесс формирования и развития функциональной системы шёл без острых проблем, необходимо существующую знаневую систему актуализировать, так как на пустом месте ничего не создаётся. Это значит, что надо загрузить в оперативную память студентов те знания, умения и навыки, над которыми будут надстраиваться вновь изучаемые.

Вследствие этого и сам образовательный процесс выстроился как работа с задачами, дающая простор инициативе и самостоятельной деятельности студентов, с развитием эффективной обратной связи.

Минимальной единицей учебного процесса является урок, в котором выделяются постоянная и переменная части.

А) Постоянная часть - изучение нового материала. При изучении нового материала в начале блока внимание уделяется только общеобязательному – основному объему. Для этой части урока, предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать студентам материал урока. Можно использовать беседу, рассказ. Параметры блока зависят от течения процесса и чувствительности к информации обратной связи. Принцип деятельности требует, чтобы изученный обязательный материал немедленно был отработан на задачах.

Б) Переменная часть – тренинг - минимум. Задачи минимального уровня планируемых результатов обучения, умение их решать отрабатываются до автоматизма. Для этого блока урока используется деятельностный подход с параллельным контролем, с комментированием. Это обеспечивает предметное и личностное развитие студентов через коммуникативную активность и групповую динамику на основе кооперативной мотивации. Имеется система непрерывной обратной связи и динамического управления процессом внутри блока, что позволяет проявлять инициативу студентам и поощрять их прогресс. В тоже время ни один из студентов, традиционно называемых «слабыми», не чувствует дискомфорта, так как все характеристики их состояния имеют временно ситуативный характер и не оглашаются.

Все приемы педагогической техники также направлены на обеспечение психологической комфортности студентов, что позволяет увеличить предметно-содержательную нагрузку их труда.

Личностно – деятельный подход обеспечивает каждому студенту право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может.

  1. II) Представление учебного занятия

Урок по теме «Волокна» проводится в группе по профессии «Портной».    

Цель урока: изучить волокна, их свойства. Сравнить волокна с тканями в изделиях.

Задачи урока:

Образовательный аспект: изучить классификацию, свойства волокон.

Развивающий аспект: развить умения сравнивать волокна, устанавливать причинно – следственную связь: происхождение волокна – свойства ткани – цена товара.

Воспитательный аспект: организовывать собственную деятельность, чувство ответственности за свою работу.

А) Постоянная часть: изучение нового материала:

Теоретическая часть урока: индуктивная лекция. Активизирует мыслительную деятельность студентов, способствует к построению рассуждений, умений пользоваться источниками (опоры: учебник, рисунки, таблицы, схемы). В результате студенты самостоятельно составляют конспект  при педагогической поддержке.

Содержит:

■  мотивацию учебной деятельности через постановку проблемы: студенты выбирают экспертную группу из трех человек, которые проводят экспресс – анализ и делают заключение о составе нескольких образцов тканей.

■  актуализацию знаний: задача экспертной группы визуально, на ощупь или другими способами определить из каких волокон сделаны эти ткани. Экспертная группа проводит работу и дает заключение

■  первичное усвоение новых знаний: студенты совместно с преподавателем рассматривают рис.41 – 44 о волокнах и их происхождении. Ведется беседа, в процессе которой выясняется, что волокна различаются по происхождению. Перед студентами ставиться задача, самостоятельно составить конспект, в котором будет даны понятие «Волокна» и их классификация.

■ Первичная проверка понимания: студенты зачитывают определение, классификацию волокон, если есть ошибки, вносят корректировку понятий через обсуждение материала.

Б) Переменная часть: тренинг - минимум: задачи минимального уровня планируемых результатов обучения, умение их решать отрабатываются до автоматизма. Для этого блока урока используется деятельностный подход с параллельным контролем и комментированием.

Содержит:

■ 1 этап интегрирования - знакомство с волокнами по средствам  наглядного учебного пособия. На этом этапе студенты знакомятся с образцами волокон, сравнивают их на ощупь, а также по цвету, мягкости, жесткости, пользуясь аннотацией к пособию.

■ 2 этап - интегрирование понятия органические полимеры (волокна) в предмет  материаловедение по профессии «Портной»

На этом этапе студенты сравнивают волокна наглядного пособия и образцы тканей, с которыми работают на уроках производственного обучения. Определяют сходство на уровне осязания.

■ 3 этап - интегрирование понятия  волокна через свойства ткани  в изготовление предметов одежды с учетом формирования компетенции здоровьясбережения.

На этих этапах студентам необходимо решить проблему: установить причинно – следственную связь между происхождением волокна – свойствами ткани – цены товара. Поиск решения лежит через сравнение волокон наглядного пособия, образцов тканей, готовых изделий. Определяют сходство визуально, на уровне осязания, вспрыскивают изделия водой. Используют ранее полученные знания о свойствах ткани на уроках материаловедения. В качестве образцов рассматривают фланелевую детскую пижаму и капроновые носки.

■  Студенты заносят данные в таблицу. Преподаватель оказывает помощь.

 

Наименование

изделия    

Ткань

Волокно

Классификация по происхождению

Свойства ткани

Предполагаемые стадии изготовления

изделия

Здоровье-

сбережение

Предполагаемая цена товара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■  Контроль усвоения материала: для закрепления материала урока студенты предлагается выполнить тест для взаимоконтроля.

■ Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

■ Рефлексия

В процессе урока для достижения поставленной цели и решения задач применяются следующие метод обучения:

♦  по внешним признакам деятельности преподавателя и студентов:

    - беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения,  решение задач

♦  по источнику получения знаний:

    -  словесные, наглядные,  практические (задание), практические (тренинг)

♦  по степени активности познавательной деятельности учащихся:

    -  объяснительный, исследовательский, частичнопоисковый, проблемный

♦  по логичности подхода

    -  индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический

В результате урока студенты имеют следующие продукты самостоятельной учебной деятельности:

- опыт экспресс – анализа с последующим выводом;

- конспект урока;

- таблица «Причинно – следственная связь: происхождение волокна – свойства ткани – цена товара»;

- результат теста.

Данный урок всегда проходит очень интересно, студентам не скучно, они очень активно выполняют учебные упражнения, инициативно подключаются к поиску решения поставленных задач, раскрепощено рассуждают, т.к. тема для них понятна и делают правильные выводы.

В результате практически каждый студент получает высокую оценку за работу на уроке.

III)  Проведение имитационной игры:

- Преподаватель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы со студентами;

- Слушатели одновременно играют две роли: студентов учебной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Ход имитационной игры:

Чтобы вы могли убедиться в результативности деятельностного подхода обучения при применении интегральной технологии, я предлагаю вам поиграть, а именно с имитировать урок.

При этом вы, уважаемые педагоги, будете играть две роли: студента и эксперта, при чём одновременно. И чтобы нам сразу стало интересно, я предлагаю вам провести эксперимент. Выберите 3-х любых исследователей и эксперта (эксперта желательно из портных).

Задача исследователям: перед вами образцы ткани, определите любыми доступными способами, что это за ткани и если сможете, то какие волокна являются основой для их изготовления.

Задача эксперта: дать заключение о тканях и волокнах, из которых они сделаны.

Спасибо исследователям и эксперту за работу.

Все мы любим красиво одеваться, но мы редко задумываемся над тем, из чего шьют  нашу одежду и уж тем более из чего делают ткани. А ткани делают из волокон. А волокна бывают разные. Откройте учебник на стр. 60, узнаем, какие же волокна бывают.

Обсуждение рисунков.

И так в процессе обсуждения мы выяснили, что волокна – это полимеры, которые разделяются по происхождению. Ваша задача составить конспект по учебнику. Дать определение «Волокна» и написать их классификацию.

Работают 5-7 мин.

Ну что же давайте посмотрим, что же у нас получилось: я задаю наводящий вопрос, вы даёте ответ.

Преподаватель – мастер работает с группой слушателей.

На этом теоретическая часть нашей игры окончена. Давайте обсудим, какие же методы обучения мы применяли:

♦  по внешним признакам деятельности преподавателя и студентов:

    - беседа, работа с книгой, демонстрация образцов тканей, решение задач

♦  по источнику получения знаний:

    -  словесные, наглядные,  практические (задание)

♦  по степени активности познавательной деятельности учащихся:

    -  объяснительный, исследовательский, частичнопоисковый

♦  по логичности подхода

    -  индуктивный, аналитический.

Переходим к практической части нашей игры:

1 этап: перед вами учебное пособие «Волокна». Ваша задача познакомиться с ним, сравнить их на ощупь, по цвету, мягкости, жесткости, пользуясь аннотацией к пособию.

2 этап: вам даются образцы ткани. Ваша задача определить какое волокно является для него основой.

3 этап: вам предлагаются готовые изделия: детская пижама и женские носки. Ваша задача определить из какой ткани они сделаны, какое волокно является основой и предположить полезность данных тканей для здоровья человека опираясь на свой жизненный опыт.

Слушатели работают.

Вы очень хорошо поработали и сейчас, я предлагаю вам, пользуясь полученными знаниями решить проблему: определить причинно – следственную связь между происхождением волокна – свойствами ткани – ценой товара. Данные занесите в таблицу. Образцы изделий: детская пижама и женские носки.

Слушатели работают 5-7 мин.

Я хочу обратить ваше внимание на составленную вами таблицу: давайте подумаем только ли мы с интегрировали знания по химии в материаловедение портных или может быть объединили знание ещё каких – то предметов.

Обсуждение.

Т. е. мы с вами при помощи данной таблицы наглядно видим, что в процессе урока химии произошло объединение знаний предметов общеобразовательных  и профессиональных циклов.

И завершает практическую часть нашей игры – урока контрольный тест.

Ответы теста, взаимоконтроль.

Давайте обсудим, какие же методы обучения мы применяли в практической части урока:

♦  по внешним признакам деятельности преподавателя и студентов:

    - упражнения,  решение задач

♦  по источнику получения знаний:

    -  практические (задание, тренинг, тест)

♦  по степени активности познавательной деятельности учащихся:

    -  исследовательский, частичнопоисковый, проблемный

♦  по логичности подхода

    -  дедуктивный, аналитический, синтетический.

Данный комплекс методов обучения по интегральной технологии реализуется только на основе личностно – деятельностного подхода в обучении.

Слагаемыми данной технологии являются: специфическая организация деятельности студентов, дающая развивающий эффект на основе положительной обратной связи.

В результате предмет «Химия» становиться понятным для студентов, объединяет знания химии не только со спецпредметом (это межпредметные связи), но и с другими изучаемыми дисциплинами (это метапредметные связи). В итоге у студентов формируются метазнания – это знания о получении знаний, т.е. приёмов и способов познания и о возможностях с ними работать (или когнитивные умения).

Таким образом, применение интегральной образовательной технологии позволяет добиться целостного, синтезированного восприятия студентами исследуемого вопроса, гармонично сочетает в себе методы различных наук, имеющих практическую направленность.

  1. IV) Моделирование занятия на основе данной технологии:

- Преподаватели-участники выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии преподавателя-мастера;

- Преподаватель - мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу участников и управляет ею;

- Преподаватель - мастер совместно с участниками проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

  1. VI) Рефлексия:

Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности преподавателя - мастера и участников мастер - класса.

 

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Формирование доступной среды на уроках «Химии» через личностно-деятельностный подход при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха и речи) в рамках регионального отборочного этапа II Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*