Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.АСухомлинский
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого студента и усвоение им знаний, умений и навыков в объеме стандарта образования, не навредив здоровью.
В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов развития. Проблема здорового поколения с каждым годом становится актуальной. Сегодня общество окончательно убедилось в том, что молодые люди постепенно теряют интерес к самим себе, к своему развитию, к своей судьбе и жизни в целом.
Период учебы – это период взросления студента и привития интереса к здоровому образу жизни, становления его как личности, формирования и коррекции представлений о жизненных ценностях, это период формирования умений заботы о своем здоровье.
Здоровьесберегающее обучение и воспитание студентов предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующихся на психолого-педагогических и медико-экологических основах, направленных на сохранение духовного, интеллектуального и физического благополучия. Дисциплины ОП.02 Органическая химия и ЕН.02 Общая и неорганичекая химия неразрывно связаны с жизнедеятельностью человека, а студент станет взрослым, будет работать по избранной специальности, заниматься развитием общества и поэтому работа преподавателя химии – бесконечный поиск. Внедрение здоровьесберегающих технологий в химические дисциплины, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения студентов к своему здоровью.
Работа преподавателя должна быть направлена на отказ студентов от разрушителей здоровья: курения, употребления спиртных напитков, психотропных и наркотических средств, а так же употребления продуктов быстрого питания, средств бытовой химии содержащих токсины и яды. Нужно учить студентов не только правильно питаться, но и правильно применять средства бытовой химии, косметику и парфюмерию, состав и влияние на организм зачастую нам бывают неизвестны. Таким образом, знакомство студентов с веществами их химическими, физическими и биохимическими свойствами и составом, это необходимый и важный процесс в формировании у студентов стремления к здоровому образу жизни.
Формирование здоровьесберегающей образовательной среды осуществляется на учебных занятиях. Например, при изучении Общей и неорганической химии студенты знакомятся с угарным и углекислым газами. Преподаватель обращает внимание на физиологическое действие угарного газа на организм человека. Угарный газ считается кровяным ядом, так как первостепенно поражает клетки крови (эритроциты). В норме эритроциты переносят кислород органам и тканям с помощью специального белка – гемоглобина. Попадая в кровь, угарный газ плотно связывается с гемоглобином, образуя губительное соединение – карбоксигемоглобин. При этом эритроциты теряют способность переносить кислород и доставлять его к жизненно важным органам. Весь организм начинает испытывать кислородное голодание (гипоксия).
Нервные клетки чувствительны к недостатку кислорода. И поэтому первые симптомы отравления угарным газом связаны с нарушением работы нервной системы (головная боль, головокружение, тошнота, нарушение координации). На практических занятиях по общей и неорганической химии студенты решают задачи со здоровьесберегающим компонентом. Условие задачи: Рассчитайте массу хлорида натрия, необходимого для образования соляной кислоты, содержащейся в желудочном соке, массовая доля которой в желудочном соке 0,4-0,5 %. За сутки в желудке человека выделяется 800 мл желудочного сока плотностью 1,065 г/ см 3. Таким образом, за сутки необходимо потреблять 6,8 г хлорида натрия.
При изучении тем «Спирты и фенолы» и «Ароматические углеводороды» в дисциплине органической химии, подробно рассматриваются вопросы о влиянии спиртов, фенолов и других веществ этой группы на здоровье человека и природу. Особенно важно показать студентам действие алкоголя и наркотиков на подрастающий, развивающийся организм. Алкогольная и наркотическая эйфория особенно вредна тем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь. А ведь эти вещества – яды. При изучении данной темы рационально использовать нетрадиционную форму обучения: урок – суд над спиртами и табаком, урок – практикум, конференцию. На такие уроки можно и нужно приглашать медицинского работника, который грамотно расскажет о вреде спиртов, фенолов и других психотропных веществ на здоровье подростка и природы. Хорошие результаты по данной теме дает показ фильмов по антитабачной, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде. После просмотра фильма, студенты готовы к диалогу и беседе, и большая часть подростков задумывается о вреде и ущербе который наносят себе сами курением, употреблением алкоголя и наркотиков.
Формирование здоровьесберегающей образовательной среды осуществляется и на внеклассных мероприятиях. При проведении классного часа на тему «Продукты вместо лекарств» студенты провели лабораторное исследование влияние аспирина и парацетамола на мышечную ткань человека.
Исходные реактивы: водный раствор аспирина (С9H8O4), водный раствор парацетамола (C13H16N3OH), липовый отвар, отвар мяты перечной, раствор хлорида железа (FeCl3). В качестве мышечной ткани использовано мясо говядины.
Присутствие фенолов фиксировали по изменению окраски с коричневой на фиолетовую. Время проведения опытов 24 часа.
Результаты исследований:
Проведя опыты, получили следующие результаты:
1) При взаимодействии водного раствора аспирина и парацетамола с животной тканью наблюдалась бурная реакция: изменение окраски мышечной ткани, изменение структуры мышечных волокон. Мясо после опыта стало более жёстким (по консистенции ближе к варённому).
2) При взаимодействии липового отвара и отвара мяты перечной с животной тканью наблюдалось осветление ткани (мясо сохранило свой естественный цвет).
3) Качественная реакция на фенолы в пробирке с водным раствором аспирина. Наблюдалось изменение окраски до розовой. Конечные продукты – салициловая кислота и уксусная кислота. Фенолов нет.
4) Качественная реакция на фенолы в пробирке с водным раствором парацетамола. Наблюдалось изменение окраски до фиолетового, что свидетельствует о присутствии фенолов.
5) Качественная реакция на фенолы в пробирке с отваром липы. Наблюдалось небольшое изменение окраски. Фенолов нет.
6) Качественная реакция на фенолы в пробирке с отваром мяты перечной. Наблюдалось небольшое изменение окраски. Фенолов нет.
Итак, результаты опытов доказывают, что использование отваров липы и мяты в качестве лечебных жаропонижающих препаратов более приемлемо, чем использование лекарственных средств (аспирина, парацетамола), так как отвары липы и мяты не вызывают изменений структуры живых тканей. Опытным путём также доказано присутствие фенолов в парацетамоле.
Несмотря на бурное развитие фармакологической индустрии, учёным до сих пор не удалось создать ни одного лекарства без побочных эффектов. Об этом надо помнить каждому из нас: потому что, почувствовав недомогание, мы в первую очередь идём к врачу, потом – в аптеку, и начинается процесс лечения, который часто выражается в бессистемном приёме лекарств. Зачастую использование средств народной медицины (отваров различных трав) является более безопасным для здоровья человека, чем приём лекарств.
На классном часе «Правильное питание – залог здоровья» большое внимание уделялось питанию студентов в современных условиях. Питание на западный манер, к сожалению, стало нормой и среди россиян. Всевозможные гамбургеры, картофель фри – прямой путь к плохому самочувствию. В "быстрой пище" обилие жира и углеводов, а значит, и лишних калорий. При этом пользы абсолютно никакой: это пустая для организма еда преобразуется в лишний жир, который откладывается на теле, и, кроме эстетического аспекта, создаёт трудности с пищеварением, неприятные ощущения: вздутие, тяжесть в животе. Ну и самое страшное – в фастфуде большое содержание "плохого" холестерина, который формирует атеросклеротические бляшки и болезни сердечно-сосудистой системы. А, скажем, масло, используемое по многу раз! Кому нужен пирожок с начинкой из канцерогенов и токсинов, которые вызывают злокачественные опухоли желудка и кишечника?
Нужно запомнить три принципа питания, которые лежат в основе его рациональности: умеренность, разнообразие и режим приёма пищи. Если человек кушает два раза в день, он чрезмерно нагружает свой пищеварительный тракт. Ученые доказали: семьдесят процентов нашего здоровья зависят от особенностей питания, и лишь тридцать процентов в равных долях - от медицинских обследований с лечением и от генетической предрасположенности. Для нормальной жизнедеятельности необходим четырехразовый приём пищи в течение суток. Интервал между приёмами не должен превышать четыре-пять часов. В течение рабочего дня нужно получить до шестидесяти процентов суточной калорийности рациона. Поэтому до смены и в рабочее время необходимо полноценное горячее питание с завтраком и обедом, за которыми организм насыщается белками, витаминами и микроэлементами. Особенно велика потребность работников тяжёлого физического труда в продуктах, содержащих животный белок. При дефиците белка могут возникать переутомление, снижение работоспособности, восприимчивость к простудам.
Цель здоровьесберегающих технологий – это формирование из студента здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде пищевых, технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования и формирования здоровьесберегающей образовательной среды.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.