Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Производственная практика обучающихся как основной фактор повышения качества специалистов и их конкурентноспособности на рынке труда

12.10.2016 43 49
Дроботенко Светлана Николаевна
Дроботенко Светлана Николаевна, Зав. отделением ГБПОУ ИО ИТТриС

Иркутский техникум транспорта и строительства

«.....Современной России как никогда нужны квалифицированные рабочие. Страна нуждается в них не меньше, чем в инженерах, врачах, ученых. Во всех развитых странах такие кадры – основа экономики……» (из выступления)

Борис Грызлов

 

Проблема конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений НПО связана с переходом обучающихся от процесса получения профессионального образования к непосредственно трудовой деятельности в условиях свободного рынка труда, имеющего свои законы и требования к молодым специалистам и рабочим кадрам.

Основной закон свободного рынка - "спрос определяет предложение" - наглядно действует в сфере обслуживания  и проявляется в постоянном повышении требований рынка труда (работодателей) к выпускникам училищ, соответственно - "предложение должно соответствовать спросу", т.е. училище должно готовить конкурентоспособных продавцов-консультантов, поваров, кондитеров, электрогазосварщиков, слесарей и т.д., соответствующих современным требованиям работодателей. В свое время училища называли «кузницей кадров», но сегодняшние выпускники в силу объективных и разных причин с трудом встраиваются в систему современных социально-экономических отношений. Поэтому важной задачей училища сегодня является подготовка выпускников, обладающих определенным качеством подготовки, способных к интенсивному освоению новых знаний и новых технологий в профессиональной деятельности на современном уровне.

Программы учебных и производственных практик по каждой из профессий  должны ориентироваться на непрерывное повышение таких характеристик как квалификация и уровень подготовки, которые обеспечиваются посредством приобретения профессионального опыта работы в процессе прохождения всех этапов учебной и производственной практики в училище.

Учебная и производственная практика в училище была и должна оставаться сегодня приоритетным направлением в учебно-воспитательном процессе. От эффективности организации и последовательности всех уровней учебной и производственной практики зависит профессиональный рост обучающихся как будущих конкурентоспособных специалистов. Производственная практика призвана закреплять теоретические знания, полученные в процессе обучения. Также при распределении обучающихся на практику необходим индивидуальный подход, учет уровня теоретической подготовленности каждого из них по профессии и учет личных пожеланий обучающихся.

Изучив программы производственной практики по профессиям, проанализировав документацию и отчетные документы за 3 последних года, нами сделан вывод:

  • программы практики недостаточно отражают деятельность обучающихся на предприятиях, написаны формально;
  • недостаточный уровень профессионализма мастеров производственного обучения по организации и подготовке к практике обучающихся;
  • недостаточный уровень контроля за практикой со стороны старшего мастера и мастеров производственного обучения;
  • перечни пробных и выпускных квалификационных работ разработаны, но не в полной мере отражают уровень квалификации.

Таким образом, существующие программы производственной практики оказались недостаточными для приобретения обучающимися реального опыта работы.

Училище призвано помочь будущему работнику обрести определенный круг профессиональных компетенций, которые обеспечат ему готовность  и способность к выполнению определенных видов деятельности. Процесс формирования профессиональной компетенции связан не только с приобретением определенного объема знаний и умений в учебной деятельности, но и личностными качествами и личностным отношением обучающегося  к выполняемой деятельности, которые вырабатываются с опытом.

Необходимым условием для формирования профессиональной компетентности становится организация образовательного процесса, где основными субъектами  деятельности выступает преподаватель, мастер и обучающийся. Для освоения культуры профессиональной деятельности необходимо внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий. 

В процессе прохождения производственной практики продолжается учебно-воспитательный процесс, систематизируются, углубляются и закрепляются теоретические знания, обучающиеся получают в производственных условиях первичные и профессиональные умения и навыки, воспитывается трудовая дисциплина и профессиональная ответственность при решении определенных ситуаций, обучающиеся готовятся к самостоятельной трудовой деятельности. [4]

Качество профессионального образования можно обеспечить при условии включения училищ в систему профессиональной деятельности предприятий и организаций в рамках социального партнерства. Этот процесс осуществляется все активнее.

Такое включение мы видим в следующих направлениях:

  • участие предприятий и организаций в оснащении училища оборудованием, разработке технологий, обеспечении кадрами образовательного процесса;
  • совместная разработка учебных программ, перечня профессиональных компетенций;
  • проведение стажировок на предприятиях преподавателей, мастеров производственного обучения и руководителей;
  • организация производственной практики обучающихся в условиях производства.

В последние годы работодатели все активнее участвуют в оценке качества выпускников училища. Председателями итоговой государственной аттестации выпускников уже на протяжении 3-х лет являются руководители предприятий. Представители работодателей участвуют в работе аккредитационной экспертизы, принимают активное участие в разработке основной профессиональной образовательной программы и др.  Только в тесном контакте с работодателями возможна эффективная реализация  основной функции - обеспечение рынка труда необходимыми специалистами.

Взаимодействие с  городскими предприятиями торговой и обслуживающей сфер, а также организациями железнодорожного транспорта осуществляется на основе  прямых  договоров  «О производственной практике».

В договорах о проведении производственной практики оговариваются все организационные вопросы. Большое внимание коллективами баз практики  и училища уделяется  адаптации обучающихся к условиям работы в организациях.  

Ежегодно училище организует изучение спроса населения на образовательные услуги, проводится профориентационная работа,  профильное обучение, собираются сведения от Центра занятости  населения о вакантных местах.

Для изучения требований работодателя к выпускникам  нами разработан план мероприятий по повышению качества выпускаемых рабочих по следующим направлениям:

-изучение удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг на основе отзывов предприятий о работе выпускников;      - совещания, семинары, конференции с работодателями о качестве подготовки обучающихся;

-анализ результатов государственной итоговой аттестации;

-обсуждение на заседаниях методических комиссий специальных дисциплин рекомендаций, данных работодателями по итогам прохождения производственных практик;

-выработка единства требований к выпускнику со стороны мастеров, осуществляющих руководство практикой, и специалистов предприятий.

Для реализации данных направлений в училище   предприняты следующие меры:

-для приема зачета по итогам прохождения обучающимися производственной практики  в комиссию включаются мастера и наставники предприятий. Проводится анализ   работы, учитываются все замечания и рекомендации, данные специалистами;

-по завершению производственной практики организуются совместные конференции с обучающимися, мастерами и непосредственными руководителями практики, на которых обсуждаются вопросы о работе обучающихся на предприятиях, положительные и отрицательные стороны прохождения практики.

Эти мероприятия позволяют не только повышать ответственность руководителей производственной  практики обучающихся, но и формировать  высокий уровень профессиональной компетентности работников.

Таким образом, ответственность за качество подготовки выпускников училища ле­жит не только на учебном заведении, но и на предприятиях, т.к. большая часть  учебного времени отводится практическим занятиям. Качество практического обучения во многом зависит и от усло­вий, созданных в организациях и на предприятиях, психологического климата, отношения общих и непосредственных руководителей к производственной практике обучающихся.

Производственная практика, являясь одной из составляющих  основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования, в условиях  рыночных отношений способствует:

-овладению обучающимися  знаний о  закономерностях и тенденциях изменений на рынке кадровых ресурсов своего региона;

-формированию у обучающихся способности оперативно и эффективно решать актуальные и социально-профессиональные задачи, поддержанию профессиональной конкурентоспособности выпускников на всех этапах профессиональной карьеры;

-развитию профессионально важных качеств личности, способствующих успешной карьере в условиях конкуренции на рынке труда, способности к саморегуляции поведения, коммуникабельности, мобильности, направленности на саморазвитие и самообразование.

Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники учреждений НПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, также испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. Эти недостатки возможно преодолеть при внедрении новых ФГОС, т.к. предусматривается обновление структуры и содержания существующих стандартов начального профессионального образования. Новое поколение стандартов разработано на модульно-компетентностной основе. Модульно-компетентностный подход является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе профессионального образования, т.е. формой его реализации, максимально удобной для использования в системе НПО. Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда. Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, тем самым обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится будущий рабочий, должны определять содержание его образовательной программы,  разрабатываемой училищем совместно с заинтересованными работодателями. При этом в ФГОС нового поколения особо отмечается, что училище обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов местных рынков труда.

Учебная и производственная практика в училище организованы согласно типовому Положению об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике учащихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования.

Как заместитель директора по УПР  я осуществляю руководство практическими занятиями и учебно-производственными работами по производственному обучению, руковожу деятельностью мастеров производственного обучения, контролирую выполнение практических работ и уровень соответствия подготовки обучающихся требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, заключаю договора с предприятиями и организациями о проведении учебной (производственного обучения) и производственной практики и осуществляю контроль.

Учебная практика (производственное обучение) в училище очень отличается от реального производства. Существующий сегодня разрыв в состоянии материального обеспечения и производственных объектов в плане оборудования, технологий и т.п. не может не отражаться на процессе подготовки будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности. Поэтому в наших условиях успех в решении задачи повышения требований к качеству подготовки будущих рабочих зависит от грамотных научно-методических подходов к организации обучения в училище и на производстве.

К началу каждого учебного года мною совместно с мастерами производственного обучения разрабатывается учебно-программная документация. Особое внимание при этом уделяется составлению перечней учебно-производственных работ. При разработке перечней обязательно советую использовать справочники и нормативы, существующие на  предприятиях, где наши обучающиеся проходят производственную практику. В целях контроля качества подготовки обучающихся в училище внедрена система ведения дневников производственной практики и оформление отчетов о прохождении практики, в которых отражается процент выполнения программы производственной практики, успеваемость, результаты выполнения квалификационных работ и основные замечания.

За последние 3 года итоги производственной практики в выпускных группах следующие:

 

Учебный год

Количество человек

Качество %

Успеваемость %

2008-2009

229

83

96

2009-2010

210

89

97

2010-1011

212

93

99,5

 

Из таблицы мы видим, что возросло качество и успеваемость прохождения производственной практики. Это достигнуто тем, что особое место в работе занимают вопросы организованного выхода обучающихся на производственную практику, итоговая аттестация и трудоустройство выпускников.

Главной целью обучения обучающихся профессии всегда была подготовка их к самостоятельной трудовой деятельности на предприятии. Причем от каждого из них предприятие ожидает качественной работы, сочетаемой с выполнением установленных норм выработки, умелого обращения с вверенной им техникой, высокой производственной дисциплины. Условия выполнения заданий на производстве всегда отличаются от условий в училище, так что мастеру производственного обучения необходимо сделать все возможное для того, чтобы эти этапы профессионального становления стали максимально эффективными.

Выход на производственную практику - важное событие для обучающихся. Из бесед с мастером, они уже понимают, что именно на производстве должна проявиться их готовность к самостоятельной работе. Также одной из задач мастера является правильная психологическая подготовка обучающихся к практике.

В связи с этим перед выходом обучающихся на практику мы проводим совместно с руководителями групп такие виды работ:

  • выявляем, где лучше всего организовать обучение, и стараемся добиться выделения для обучающихся наиболее приемлемых для них рабочих мест, чтобы обеспечить выполнение учебной программы;
  • оцениваем соответствие рабочих мест требованиям охраны труда;
  • все детальные программы производственной практики, которые предварительно рассматриваются на заседаниях методических комиссий, мы согласуем с работодателями и утверждаем в училище;
  • мастера производственного обучения составляют графики перемещения обучающихся по рабочим местам в соответствии с будущей профессией;
  • знакомим обучающихся с режимом работы, требованиями внутреннего распорядка, установленными на конкретном предприятии, с производственным процессом и его спецификой на конкретных рабочих местах;
  • для организации руководства и контроля проведения производственной практики составляем графики контроля прохождения производственной практики каждым обучающимся со стороны мастеров производственного обучения и администрации училища. Во время проверок проводятся беседы с наставниками и руководителями предприятий, в ходе которых выявляются проблемы и находятся пути их решения;
  • на основании договора о производственной практике на предприятиях издается распоряжение или приказ «О предоставлении мест обучающимся для прохождения производственной практики», в которых назначаются наставники и ответственные по охране труда и технике безопасности из числа работников и представителей администрации предприятий;
  • на основании графика учебно-производственного процесса в училище издается приказ директора «О направлении обучающихся на производственную практику».

Самым ответственным моментом как для обучающихся, так и для мастеров является итоговая аттестация и вручение выпускникам документа государственного образца об уровне образования и квалификации.

Итоговая аттестация выпускников состоит из следующих видов испытаний: итоговые экзамены по отдельным учебным предметам профессионального цикла; выполнение выпускной практической квалификационной работы по профессии; защита письменной экзаменационной работы.

По каждой профессии создается своя государственная аттестационная комиссия, в которую входят представители организаций и предприятий города. В соответствии с современными требованиями оценку качества выпускников училища дают работодатели. Так, за последние 3 года при проведении итоговой аттестации у  комиссий не было замечаний, а отдельные выпускники сразу получили приглашение на работу в те предприятия, где проходили производственную практику.  По результатам государственной итоговой аттестации в течение 3-х последних лет в училище снизилось количество обучающихся с 20 до 2 с присвоением пониженных разрядов.

Особо остановлюсь на повышении уровня профессионализма мастеров производственного обучения. В связи с тем, что перед профессиональным обучением рабочих кадров встал целый ряд важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, осуществлением модернизации, перепрофилированием отдельных производственных предприятий и изменением требований к качеству рабочей силы, мы направляем своих работников на стажировку на предприятиях города. Стажировка на предприятиях позволяет им на месте определиться с требованиями работодателей, познакомиться с новым современным оборудованием, на котором предстоит работать нашим выпускникам. За 2 последних года прошли стажировку 89% мастеров производственного обучения.  

Таким образом, производственная практика обучающихся на предприятиях является основным фактором повышения  качества специалистов и их конкурентности на рынке труда. Изучив все аспекты организации и проведения производственной практики обучающихся, мы достигли увеличения качества и успеваемости по производственной практике, разработали программу «Исследование условий профессиональной адаптации обучающихся с целью подготовки конкурентноспособного выпускника». Этот вопрос возник именно потому, что даже успешный и добросовестный обучающийся не всегда может адаптироваться на производстве. Поэтому мы считаем, что прохождение производственной практики  и профессиональной адаптации в совокупности дадут возможность быть конкурентноспособными на рынке труда.

 

Список рекомендуемой литературы:

  1. Бушин Н.И., Дружинина Т.Г. и др. Подготовка конкурентоспособных
  2. Журналы «Профессиональное образование», № 6 2007 с.10-11, № 8 2008 с.32-34
  3. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: Учебн. пособие для студ. средн. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2006 специалистов в системе профессионального образования. - Уфа, 2003.
  4. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1999

 

Оригинал работы:

Производственная практика обучающихся как основной фактор  повышения качества специалистов  и их конкурентноспособности на рынке труда

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*