Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование ключевых компетенций студентов колледжа

29.02.2012 921 2926
Колодяжная Евгения Александровна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

На современном этапе развития общества осуществляется модернизация образовательного процесса. Одной из центральных идей модернизации образования является компетентностный подход. В динамичных социально-профессиональных условиях все большее значение приобретает не обучение как таковое, а способность специалиста реализовать себя в конкретной практической деятельности. Особенностью компетентностного обучения является не  усвоение готовых знаний, а создание условий для их получения. Студент усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а это усвоение является результатом удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. При этом происходит развитие самопознания, самообразование личности.


Современная действительность требует выпускников, умеющих творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания, владеть методологией и способами учебно-познавательной деятельности, уметь генерировать новые идеи.


Чтобы наш выпускник был конкурентоспособным необходимо развивать соответствующие качества личности, такие как – готовность и способность обучаться самостоятельно; уверенность в себе; самоконтроль; самостоятельность мышления, оригинальность; критическое мышление; готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели; способность общаться; способность принимать решения, способность к совместной работе ради достижения цели; способность слушать других и принимать во внимание то, что говорят; способность самостоятельного применения, построения алгоритма и его анализ. То есть необходимо формировать и развивать ключевые компетенции. Проанализировав требования к выпускникам, стало очевидным, каким образом это можно сделать, и одним из вариантов может быть объединение в образовательном процессе проблемного обучения и алгоритмизации.


Применение алгоритмов в обучении – один из наиболее перспективных путей совершенствования учебного процесса. Алгоритмизация учебной деятельности при изучении теоретического материала позволяет наглядно представить системные связи между изучаемыми явлениями, что позволяет обеспечить принцип системности в обучении. Практическое применение алгоритмов способствует развитию умений и автоматизации навыков: умение решать задачи, разрабатывать стратегию их решения, выдвигать и доказывать гипотезы опытным путем, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные способы решения задачи путем оптимизации, детализации созданного алгоритма. Работа по алгоритмам позволяет в несколько раз сократить время на изучение материала, ознакомление с которым при помощи традиционных методов требует более значительных его затрат.


К тому же обучение алгоритмам не сводится к заучиванию их. Оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это есть творческий процесс.


Одной из разновидностей инновационной методики в образовании является проблемное обучение, которое направлено на развитие самостоятельности студента. Основной идеей этого подхода является построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач и заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа.


В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют тезис, сформулированный С. Л. Рубинштейном: «Мышление начинается с проблемной ситуации». Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций. Рассмотрим каждое понятие более конкретно.


Проблемный вопрос – это вопрос, на который у студента нет заранее готового ответа, этот ответ студент ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний.


Проблемная задача – это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от студентов активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причинно-следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой практической работы.


Проблемное задание дает указания, которые предполагаются студентами для их самостоятельной поисково-познавтельной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются  в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах.


Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения студентов, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается педагогом с помощью определенных приемов, методов и средств.


Первоначально принцип проблемного обучения использовался как имитация поиска, когда педагог заранее знал то, что должно быть найдено студентом и подводил его к правильному ответу. В настоящее время используется более сложный вариант этого подхода, когда образовательный продукт не известен не только студенту, но и педагогу.                         




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*