Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психолого-педагогические аспекты работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья по зрению

11.10.2016 1068 1849
Жиляева Татьяна Николаевна
Жиляева Татьяна Николаевна, преподаватель

Кисловодский медицинский колледж Минздрава России

Существует не так много профессий, где слабовидящий человек может проявить себя, как никто другой. Одна из таких профессий - массажист. Слепые массажисты ценились с древних времен и ценятся до сих пор. Недаром японская поговорка гласит: «Слепой массажист на вес золота». Это связано,  прежде всего, с повышенной чувствительностью, характерной для незрячего человека. Руки слепого наиболее точно отвечают требованиям массажа. Обучать инвалидов по зрению непросто: нужно оснастить кабинеты, разработать специальные программы, подготовить преподавателей. Работа с этой категорией студентов требует от преподавателя не только высокой квалификации, но и учета специфики восприятия незрячими студентами учебного теоретического и практического материала, уровня их физического, психического, нравственного и социального развития, здоровья.  Для студентов с ограниченными возможностями по зрению это особенно важно, так как до поступления в колледж большинство из них привыкли чувствовать себя в качестве пациентов. Поэтому погружение в будущую профессию поможет им посмотреть на себя по-новому, не как на инвалида, беспомощного, нуждающегося в посторонней помощи, а как на человека самого оказывающего помощь, исцеляющего других людей. До поступления в медицинский колледж большинство студентов с ограниченными возможностями по зрению ощущают себя обузой для общества, чувствуют себя ненужными и бесполезными, однако, профессия массажиста полностью меняет их социальное положение. Таким образом, через интерес к будущей профессии развивается интерес к медицинским знаниям, без которых этой профессией нельзя овладеть.

Личностно - деятельностный подход  в обучении создает  условие для развития познавательного интереса к изучению студентами дисциплин медицинского цикла, так как обеспечивает оптимальную среду для его развития, и тем самым, а также предпосылки к эффективной организации процесса обучения студентов-медиков.

В нашем колледже  обучение  инвалидов по зрению проводится совместно с обычными студентами. Именно такой подход в обучении детей-инвалидов характерен для многих стран и рекомендован ЮНЕСКО: инвалиды должны быть активными членами общества.

Колледжем сделано многое для адаптации учебного процесса для инвалидов, что позволяет выпускать конкурентоспособных специалистов: имеются компьютерные классы, специализированные массажные кабинеты, множество муляжей для тактильного восприятия на уроках  анатомии и массажа. Обучение студентов-инвалидов проводится с учетом их психофизиологических особенностей и индивидуальных возможностей. Процесс адаптации студентов - инвалидов проходит непросто. В этой ситуации задача преподавателя - поддержать, помочь, не упустить. Одна из проблем - неоднородность возрастного состава обучающихся. Некоторые студенты приходят к нам сразу после школы, другие - после получения специальности в какой-нибудь вузе, третьи - закончили Сузы, четвертые - спортсмены, потерявшие зрение в результате профессиональной травмы. Следовательно,  и уровень образованности этих студентов очень неоднороден. Те, кто  уже привык учиться и побывал в студенческой среде, адаптируются быстрее. Возрастные студенты, в то же время, отмечают проблемы с усвоением учебного материала: необходимостью переработать большой объем информации, пользоваться новыми для них техническими средствами. Они часто «пасуют» по уровню знаний перед своими младшими одногруппниками, и, нередко, бросают учебу. Не все умеют работать с учебной литературой. В школах, где они обучались, их больше жалели, чем приучали преодолевать трудности. И ситуация усугубляется еще тем, что один из основных органов восприятия информации полноценно не действует. И уже только из-за этого нашим студентам очень нелегко дается усвоение теоретического материала.

В нашем колледже существует еще одна проблема: студенты из республик Северного Кавказа плохо знают русский язык. Они приезжают к нам из отдаленных аулов с низким уровнем  социализации и общего развития.  В данном случае проблемы адаптации удваиваются  или даже утраиваются. Конечно, некоторые из инвалидов используют диктофон, говорящие компьютерные программы, но, тем не менее, зрение и пробелы в знаниях этого не восполняют. Чем  может помочь преподаватель? Да, он должен,  прежде чем перейти к более сложному материалу, рассказать об элементарных вещах:  что такое клетка, рецепторы, сосуды, как работают органы человека.  И только после того, как этот «кусок» учебной информации  усвоен, можно двигаться к более сложным понятиям.

Достаточно важной проблемой адаптации является то, что большая часть студентов-инвалидов уверена, что их будут учить массажу, и не ожидают, что при этом придется изучать и много других учебных дисциплин, не связанных напрямую с массажем. Мы объясняем, что в колледже готовят не просто работающего руками медицинского работника, а грамотного профессионала, способного связно и компетентно  изложить пациенту нужную ему информацию. Но главное, заинтересовать человека, объяснить необходимость изучения материала. Поэтому задача преподавателя в начале обучения как раз и состоит в мотивации. Если нет мотивации для обучения, не будет хороших результатов. Помимо этого, необходимо приложить максимум усилий, чтобы откорректировать некоторые личностные особенности и отрицательные черты характера, мешающие успешной адаптации к учебному процессу.

Для подготовки  к занятиям по фармакологии студентам предлагаются   лекции в виде аудиоматериалов, распечаток крупным шрифтом. Ранее, несколько лет  назад, студенты записывали мои лекции по Браилю. Это требовало значительного количества времени и хорошей техники владения прибором для ручного письма. Сейчас многие из них используют специальные компьютерные программы, которые озвучивают печатный текст, могут пользоваться ресурсами Интернета, электронными книгами. Все лекции по фармакологии надиктованы мною, записаны  на диск, который студенты копируют на свои компьютеры и используют при подготовке. Это дает мне возможность более подробно, с примерами, преподнести данные о лекарствах во время занятия, ответить на интересующие вопросы, остановиться на разборе какой-нибудь клинической ситуации. На практических занятиях, помимо опроса,  решаются ситуационные задачи, кроссворды, тесты. Создание проблемных ситуаций приводит к заинтересованному обмену мнениями, иногда спору, в котором каждый может отстаивать свои точку зрения. Именно таким образом, отвечая на множество «Почему именно так …?»,  « Зачем мы назначаем дополнительно..?»,  «Что нужно сделать лекарству, чтобы…?», « Как бы Вы поступили в этом случае..?» студент глубоко и надолго усваивает механизм действия лекарства, осознанно подходит к его применению. Конечно, массажист не может назначить своему пациенту препараты для лечения серьезных заболеваний, но вот ориентироваться в фармакологических группах, давать рекомендации по правилам приема препаратов, применяемых для проведения процедуры массажа, он должен. Многие из незрячих студентов в своей нелегкой жизни неоднократно переносили операции на глазах, головном мозге, пришли учиться к нам после травм, ранений, ожогов и отношение к лекарствам у них иное, чем  у здоровых людей. Они мотивированы изначально на получение престижной, нужной им профессии. Им важно понимать, что кто-то нуждается в их помощи, что кому-то, возможно, хуже, чем им. Отсюда осознанное, заинтересованное отношение к фармакологии. При обучении студентов с ограниченными возможностями по зрению возможно использование  метода  ролевых игр, которые оказываются очень полезными и эффективными при обучении студентов-медиков.  Деловая игра, введенная в  урок, я полагаю, помогает студентам объединить знания по нескольким предметам в одно целое представление,  развивает логическое мышление при выборе препарата и оценки его эффективности. На своих занятиях я стараюсь   развить у будущих медиков и навыки критического мышления, с тем, чтобы студент не извлекал готовые, заученные истины, а чаще задавался вопросом «Почему?», «Зачем?».  Одновременно  студенты  сравнивают пути решения одной и той же проблемы и  могут, дискутируя, выбирать наилучший из них. В кабинете имеется все необходимое для проведения таких уроков: упаковки препаратов, бланки требований, рецептурные бланки, листы назначений, справочники, аннотации к новым препаратам. Для развития клинического мышления у студентов часто использую рецептурные диктанты, кроссворды, задачи по определению вещества, тесты различных уровней, задания на тему «найди ошибку».

Так как в формировании учебной мотивации, особенно у незрячих студентов, существенную роль играет уровень взаимоотношений в коллективе, насколько комфортно ощущает себя студент в среде однокурсников, преподавателю необходимо помочь каждому студенту поверить в себя, в свои возможности. С этой целью использую словесные поощрения, которые подбадривают студентов, воодушевляют, вызывают у них уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке преподавателя, т.к. для студентов взаимоотношения с преподавателем имеют большое значение. Особенно это касается студентов с ограниченными возможностями здоровья. При организации занятия у этих студентов, часто обращаюсь к их жизненному опыту, что позволяет значительно повысить уверенность в себе,

Мы понимаем, что для наших студентов профессиональное обучение - важнейший фактор реабилитации.  Именно профессиональная деятельность, в процессе которой студенты  приобретают необходимый минимум умений, навыков по многим дисциплинам, способствует их самоутверждению, саморазвитию, самореализации как личности. Конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция. И с этой  задачей наш колледж, на мой взгляд, успешно справляется.

 

Оригинал работы:

Психолого-педагогические аспекты работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья по зрению

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*