Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа студентов на занятиях по истории

07.10.2016 90 105
Машурова Наталья Владимировна
Машурова Наталья Владимировна, преподаватель

Волгоградский техникум энергетики и связи

В организации учебного процесса самостоятельная работа студентов в связи с принятием новых ФГОС выдвигается на первый план. В действующих на сегодня в России учебных планах и программах соотношение между лекциями и самостоятельной работой редко не превышает соотношение 1:1. В Канаде, Соединенных Штатах, в Европе существует устойчивая тенденция снижения общего времени на чтение лекций и повышения времени самостоятельной работы студентов в примерном соотношении 1:3. Именно такое, трехкратное, превышение времени на самостоятельную работу студентов по сравнению с лекционной формой занятий считается наиболее эффективным для улучшения качества образования и подготовки специалистов. Причем понятно, что простейший путь уменьшения числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не дает гарантии, что повысится качество образовательного процесса.

Задача преподавателя “дать удочку, а не рыбу”, стимулировать студентов на активный самостоятельный поиск решения задач, а не давать информацию в готовом виде, значительно усложнило преподавание как в “чистом” виде, так и подготовку к занятиям. Вместо “пришел –прочитал-спросил-поставил отметку”, теперь нужно мотивировать, разрабатывать задачу исходя из особенностей психологии и подготовки каждого студента, быть сопроводителем работы, контролировать каждый этап и результат. Это трудно и затратно по времени. И, на мой взгляд, главная проблема, это эффективность СРС. 

Для практикующих преподавателей также абсолютно понятно, что значительный объем заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, не выполняется вообще, выполняется формально или просто списывается с различных и доступных источников. Для галочки, вернее, троечки. А что, рассуждает студент: история – не профильный предмет, зачем мне она? Т.е. 50% учебного времени студентов, которые тратятся сегодня ими на самостоятельную работу, не дают ожидаемых результатов по следующим причинам: 1. Содержание самостоятельной работычастоне связано напрямую с формированием компетенций; 2.Недостаточная целенаправленность, слабый контроль, недостаточная дифференциация и вариативность, при которой минимально учитываются индивидуальные возможности студентов, не может обеспечить качество обучения; 3. Несформированность у студентов психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил ее самоорганизации, неумение реализовать предполагаемые ею действия. И если причины 1 и 2 могут быть устранены достаточно быстро самим преподавателем, то с причиной инфантильности студентов, нежелании самостоятельно приобретать знания нужно работать.Н. Г. Дмошинская в работе, посвященной диагностике освоения студентами гуманитарных  дисциплин, выделяет следующие затруднения: мотивационные, коммуникативные, познавательные и информационные.Мотивационные затруднения - низкая мотивацияучебной деятельности в целом (или полное ее отсутствие), нежелание работать самостоятельно. Коммуникативные - затруднения, возникающие в построении отношений с субъектами педагогического процесса, например, неумение задавать вопросы педагогу, выступать перед аудиторией, работать в паре. Познавательные затруднения - затруднения, связанные с несформированностью над-предметных умений (затруднения в мыслительных операциях, например таких, как синтез, анализ, сравнение и т. д.). Информационные затруднения -затруднения, связанные с неумением найти нужную информацию (или обработать ее, тем более, чтообъем информации велик). Но навыков поиска информации и работы с нейчасто студенты не имеют.

Как преодолеть эти затруднения? Их можно решить, насыщая учебно-методические материалы информацией, элементами знаний и умений, отражающих реальные жизненные ситуации, меж предметные связи, а проверочные материалы должны содержать проблемные ситуации, требующие творческого мышления и личностного осмысления. Приобретая опыт в решении проблемных ситуаций, приближенных к реальным условиям, студент чувствует уверенность и начинает ассоциировать свой опыт с предметом изучения. Поэтому очень важна вариативность учебно-методических материалов по степени сложности, начиная с базового уровня и дополненного модулями, содержащими материал с нарастанием степени сложности. Студент вправе выбрать любой уровень сложности заданий, но не может опуститься ниже базового. Выбор уровня сложности задания побуждает студента к самооценке, к оценке уровня своей начальной подготовки и эффективности алгоритма, который он применил в работе с информацией.

Таким образом, основными условиями успешной самостоятельной работы студента являются:

  1. Мотивированность формы аудиторной (внеаудиторной) работы студентов в приобретении самостоятельных знаний, навыков и умений;
  2. Четкостьпознавательной задачи;
  3. Конкретность временных рамок выполнения этапов самостоятельной работы и форм отчетности;
  4. Вариативность заданий по степени сложности;
  5. Доступность консультативной помощи преподавателя, в том числе через Интернет;
  6. Доступность информации о критериях оценки и формах контроля самостоятельной деятельности и выполненной работы;
  7. Доступность информации об академической успеваемости студента через его личный кабинет на сайте учебного заведения (студент должен видеть свой «успех», что является дополнительной мотивацией к выполнению самостоятельной работы).

     Структурно СРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем и самостоятельная работа самого студента, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т.п.) Работа под управлением преподавателя должна составлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу.  В нашем техникуме разработаны “Методические указания по выполнению студентами индивидуального проекта”. Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, рекомендациями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО №06-259 от 17.03.2015г. Оно является универсальным и меж предметным. С этим документом можно ознакомиться на сайте техникума “втэис.рф”.

На своих занятиях по истории я применяю различные виды СРС. Например:

  1. Обучение студентов методам самостоятельной работы (планировать временные рамки выполнения самостоятельной работы, сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки,помочь студентам увидеть личностную значимость в формировании цивилизационного пространства, в котором они живут).
  2. Демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях и методических указаниях.(Учить умению систематизировать материал, вычленяя главные элементы, содействовать формированию критического мышления, а также формированию гражданской позиции)
  3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в современной науке.(Работа с различными СМИ, историческими источниками, часто противостоящими точками зрения)
  4. Установления однозначной связи теории с практикой, актуальности поставленной перед студентами задачи.(Развивать навыки поиска информации в различных знаковых системах, содействовать формированию критического мышления)
  5. Использование методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение, деловые игры, аналитические справки, сравнительные таблицы, схемы, выступления с защитой собственной точки зрения на определенную проблему)
  6. Работа со структурно-логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда.
  7. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.
  8. Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе – четкое ее распределение между членами группы.
  9. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными, иногда и провокационный материал.
  10. Внедрение коллективных методов обучения (групповой, парной работы).

  

Библиографический список

  1. Воротилкина И. М. Самостоятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование в России. - №3. - 2012. - С. 92-97.
  2. Дмошинская, Н. Г. Диагностика освоения студентами педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. — СПб. 2004.
  3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
  4. Терентьева И. Н., Бельчикова Т. Г., Ефимова Е. А., Соловьева Е. В. «Мотивированная самоорганизация»: групповые и индивидуальные задания в работе первокурсников // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №1. - С. 68-72.

 

Оригинал работы:

Самостоятельная работа студентов на занятиях по истории




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*