Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания студентов в образовательном процессе музыкального училища"

06.10.2016 672 1041
Карпова Татьяна Викторовна
Карпова Татьяна Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, к.п.н.

Борисоглебское музыкальное училище

Музей в представлении многих является залами, где выставлены картины, не всегда интересные и привлекательные. Экскурсоводы обычно сообщают посетителям различную академическую информацию, которая интересна лишь единицам. Это представление может изменить музейная педагогика, которая играет большое значение не только в расширении кругозора, но и в нравственно-патриотическом, духовном, эстетическом воспитании будущих работников культуры.

В Борисоглебском музыкальном училище музейная педагогика прочно вошла в процесс обучения. В первую очередь надо отметить, что студенты практически обучаются в стенах музея. Здание, в котором расположено Борисоглебское музыкальное училище, является памятником архитектуры. Это торговый дом Дерибезова (коммисионерство Волжско-Камского коммерческого банка).

Этот дом одно из самых крупных торговых зданий города. Здание построено в конце 19 века на средства купца Л.В. Дерибезова и принадлежало его торговой фирме. В первом этаже были магазины и лавки. Второй этаж южного объема занимала гостиница Дерибезова, в северном – помещалось коммисионерство Волжско-Камского коммерческого банка, открытое в Борисоглебске в 1910 г. (управляющий И.В. Симбирцев). В этот период о стороны двора был пристроен трехэтажный объем, в котором размещались квартиры банковских служащих [1, с.71].

Здание украшает облик центра города. Обильное внешнее убранство в духе эклектики, простенки рустованы, над проемами – веерный руст и клинчатые замки, декорированные гирляндами. Под эркером угловой части северного объема – двустворчатая дверь с глухой резьбой. Над входом в банк – навес на чугунных фигурных столбах. Декор второго этажа еще сложнее. Венчающий карниз поддерживают фигурные модульоны (с акантовыми листьями и волютами) в частом ритме. Окна, а также балконную дверь южного объема фланкируют полуколонны с базами, каннелюрами и безордерными капителями, на которые опираются модульоны, поддерживающие лучковый фронтон. На междуэтажном поясе под окнами помещены лепные балясины глухой балюстрады.

Музыкальное училище размещено в основном в северном объеме на втором этаже, который имел типичную для банковских зданий планировку. Проход из лестничной клетки вел в обширный операционный зал (в настоящее время разделен перегородками), из которых по центральному коридору можно было попасть в служебные помещения с окнами на восток и запад. Здесь в настоящее время находятся учебные аудитории. Сохранилась отделка в интерьерах второго этажа. Стены лестничных клеток членятся пилястрами, ограждения лестниц – металлические, ажурные, на потолках комнат – лепнина [1, с.80].

Разумеется, само здание перенесло целый ряд изменений. Но это не помешало ему сохранить свое величие и красоту. В этих помещениях сохранился дух той старины, которая вдохновляет и студентов, и преподавателей творить, а также поддерживать и сохранять наследие культуры наших предков.

Кроме того, что студенты занимаются по сути дела внутри памятника архитектуры конца 19 века, само училище тоже имеет многолетнюю историю и тоже имеет свой музей истории.  Музей училища – это особая культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов. Училищный музей организован необычно. В него не надо приглашать посетителей специально. Это огромный стенд, который встречает каждого входящего в училище. Музейные экспозиции представлены в фотографиях, которые отражают всю историю училища, начиная с 1968 года и до сегодняшнего дня.  

Черно-белые и цветные фотографии разных лет сохранили для будущих поколений студентов историю училища, запечатлели людей, отдавших свои силы и педагогический талант воспитанию артистов, педагогов, музыкантов, яркие моменты концертных выступлений, а главное, сохранили для потомков высокий духовный потенциал культуры, которым должны гордиться вновь и вновь приходящие в училище студенты.

Сами студенты являются собирателями музейных экспонатов. Они продолжают  традиции старшего поколения, преумножая славу училища. Это многочисленные дипломы, грамоты, благодарности, похвальные листы, благодарственные письма, заработанные ими на различных конкурсах, фестивалях, конференциях, городских, областных, Всероссийских мероприятиях. Уже сейчас студенты пишут историю училища своими победами и трудом.

Создавать историю, понимать ее, знать свои истоки помогает студентам один из предметов учебного плана  - «Художественное краеведение». Эта дисциплина изучается на третьем куре целый год, и поэтому студенты имеют возможность вплотную заняться изучением художественных богатств родного края. Учебная программа дисциплины построена таким образом, что теоретический материал тесно переплетается с практическим. Студенты вначале знакомятся с литературой по теме, библиографическими источниками, изучают имеющийся в кабинете наглядный материал (фотографии, фильмы, альбомы, слайды), готовят доклады и сообщения. Затем со студентами проводится урок вне стен училища: в историко-художественном музее и других музеях г. Борисоглебска, в памятных местах города, в учебных заведениях, церквях и выставках и т.д.

В нашем городе большое количество мест, где можно получить обилие    информации о художественной культуре края, о знаменитых земляках, героев, увековечивших свое имя в веках, ратные и трудовые подвиги борисоглебцев. В первую очередь это, конечно же, городской историко-художественный музей. Опытные экскурсоводы проводят как обзорные, так и серии тематических экскурсий. Преподаватель дисциплины тесно сотрудничает с руководством музея и те темы, которые возможно изучить в стенах музея,  студенты познают с помощью экскурсоводов, директора музея.

Отдельно студенты посещают картинную галерею имени П.И. Шолохова при знакомстве с темами «Основы образного языка изобразительного искусства», «Изображение человека и предметного мира», «Художественный мир Борисоглебска». Здесь студенты имеют возможность познакомиться с собранием галереи. Всего она насчитывает более 300 живописных и графических работ. Среди них произведения А.Рябушкина, А.Куприна, Н.Чернышева, И.И.Машков, и представителей его семейства, А. и Г.Савиновых, Л.Федорова, А. Рудякова, В.Ватага и других. Часто в картинной галерее проходят выставки борисоглебских художников. Студенты знакомятся с биографией и творческими работами живописцев. При посещении художественной школы имени А. Рябушкина ребята узнают о творчестве династии Бирюковых – Сергея Семеновича и его сыновей Александра Сергеевича и Виктора Сергеевича. Эта экскурсия является продолжением знакомства с творчеством местных художников, а заодно и с местной природой, людьми, видами города и его окрестностей, красотой природы и духовным миром человека.

Ознакомление с темой «Мастера художественных ремесел Борисоглебского  городского округа» происходит для студентов в Доме ремесел, которым руководит А.С. Бирюков. Это увлеченный своим делом человек, всегда обстоятельно рассказывает посетителям о работе мастеров, показывает художественные изделия, объясняет, как происходит их создание. Студенты узнают, что многие работы выполнены детьми, занимающимися в Доме ремесел под руководством  взрослых, и у многих возникает желание также приобщиться к творчеству. Для студентов также организуются встречи с такими местными мастерами, как Вера Ватага, Павел Репин, Елена Акимова, Ольга Ожерельева. Их труд восхищает студентов и вызывает не только уважение к работе, но и активизирует их духовный и творческий потенциал.

Тема «Дом как образ мира» интересно освещается на экскурсии в музей «Истоки», где экскурсовод обстоятельно рассказывает о русской народной избе, об особенностях жилища русских людей Воронежской области, наглядно знакомит с избой борисоглебского жителя 19 века, предлагает студентам практически попробовать поработать ухватом, утюгом, коромыслом, детально рассмотреть плетение лаптей и узнать устройство избы, расположение в ней мебели и вещей.

В храме Бориса и Глеба традиционно проходит урок на тему «Архитектурно-художественная характеристика культовых построек Борисоглебска». Настоятель храма отец Игорь с увлечением рассказывает студентам об истории создания самой старейшей церкви города. Но самым интересным и привлекательным для студентов является беседа отца Игоря о смысле жизни, о добродетелях человека, о долге и обязанностях личности перед собой и обществом, о необходимости выполнять заповеди, о стремлении к самосовершенствованию. Подобные встречи всегда оставляют след в душах студентов, и они с удовольствием идут на подобные экскурсии.

Наш город – это одна из страниц учебника истории России. Поэтому даже простая прогулка по улицам города становится экскурсом в стародавние времена, знакомством с выдающимися личностями города, с памятниками архитектуры и знаковыми событиями в жизни не только города, но и всей страны. Так, например, тема «Памятники монументального искусства» позволяет познакомить студентов не только с расположением и внешним видом памятников, их оформлением, но и теми событиями, которые происходили на разных этапах истории. Это братская могила красноармейцев, погибших в годы гражданской войны, памятник «Борцам за власть Советов», памятник «Скорбящая мать», памятник М.И. Неделину, памятник В.И. Ленину, памятник героям Афганистана, монумент в четь летчиков и бюст В.П. Чкалову, А.Г. Печковскому, А.Н. Похорову и другим героям, погибшим в боях за наш город и Родину. Также студенты посещают музей воинской славы Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков имени В.П. Чкалова, где экскурсовод рассказывает о подвигах героев-борисоглебцах П. Кузнецове, А. Печковском, В. Пешкове, В. Середине, а также о летчиках Героях Советского Союза. Около 300 выпускников училища стали Героями, подобным количеством Героев не может похвалиться ни одно из военных училищ.

Итак, за год обучения студенты узнают свой родной город с разных сторон. Не только для иногородних, но и для местных студентов некоторые моменты истории и культуры города становятся открытием, многое осознается с новой точки зрения, что-то переосмысливается, знания пополняются и конкретизируются. В ходе изучения дисциплины  студенты не только расширяют свой кругозор, но и развивают нравственные качества личности, формируют эстетический вкус, приобщаются к истории города и страны в целом, активизируют свое творческое начало.

Таким образом, привлечение в образовательную практику учебного учреждения музеев позволяет решить многочисленные задачи: развить у студентов способности извлекать информацию из первоисточника, формировать образ малой Родины, проникаться духом патриотизма, прикасаясь к памятникам старины, развивать гражданскую позицию и принадлежность к обществу, народу, интерес к истории и традициям родного края.

 

Литература

  1. Зайцева А.А., Кригер Л.В. Историко-культурное наследие Борисоглебской земли. – М.: Российский институт культурологии, 1994.

 

Оригинал работы:

«Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания студентов в образовательном процессе музыкального училища"

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*