Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроблема безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время. Последнее десятилетие характеризуется такими негативными явлениями как: угрожающее снижение численности населения, террористические акты, рост преступности, рост наркомании и алкоголизма, прежде всего в молодежной среде.
Новое время обуславливает необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы- разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования. Целью системы образования является формирование личности, безопасной, прежде всего, для самого себя, окружающей среды обитания, ориентированной на развитие и способность защищать себя от внешних угроз.
Исходя из требований, предъявляемых к человеку средами обитания (природа, общество, техногенная среда), основными чертами личности безопасного типа можно назвать:
-общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;
-бережное отношение к окружающему миру;
-грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;
-наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя.
Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов (предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности), единство и реальность которых существенно влияют на приобретения комфортного уровня взаимодействия личности и сред обитания человека.
Личность безопасного типа студентов формируется при изучении многих дисциплин в комплексе, но особенно следует выделить дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».
Целью дисциплины является формирование у студентов системы знаний о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, ликвидации их последствий, обеспечение морально-психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, защите жизни и здоровья, бережного отношения к окружающей среде, получение знаний по обороне государства, воинской обязанности и военной службе, приобретение практических навыков по Гражданской обороне, основами военной службы, здорового образа жизни.
Процесс освоения дисциплины направлен на овладение выпускником следующими компетенциями:
ПК 1.1.Оценивать соответствие методики задачам анализа по диапазону измеряемых значений и точности.
ПК 1.2.Выбирать оптимальные методы анализа.
ПК 1.3.Оценивать экономическую целесообразность использования методов и средств анализа и измерений.
ПК 2.1.Обслуживать и эксплуатировать оборудование химико-аналитических лабораторий.
ПК 2.2.Подготавливать реагенты и материалы, необходимые для проведения анализа.
ПК 2.3.Обслуживать и эксплуатировать коммуникации химико-аналитических лабораторий.
ПК 2.4.Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ химическими методами.
ПК 2.5.Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ физико-химическими методами.
ПК 2.6.Проводить обработку результатов анализов с использованием аппаратно-программных комплексов.
ПК 2.7.Работать с химическими веществами и оборудованием с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности.
ПК 3.1.Планировать и организовывать работу персонала производственных подразделений.
ПК 3.2.Организовывать безопасные условия труда и контролировать выполнение правил техники безопасности,производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
ПК 3.3.Анализировать производственную деятельность подразделения.
ПК 3.4.Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенстования профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
уметь:
-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
-применять первичные средства пожаротушения;
-ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
-оказывать первую помощь пострадавшим.
знать:
-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
-основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
-основы военной службы и обороны государства;
-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
-способы защиты населения от оружия массового поражения;
-меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
-организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
-основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
-область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
-порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Формирование данных компетенций, умений и знаний происходит в процессе обучения студентов по специальности СПО 18.02.01 (240138)«Аналитический контроль качества химических соединений».
При изучении данной дисциплины у студента возникает уверенность в том, что он, не сумев уклониться от опасности, все же способен преодолеть ее последствия.
Студент должен уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.):
-знать способы защиты и владеть навыками их применения (укрытие от опасности или во время опасности и применение способов борьбы с последствиями опасностей);
-владеть навыками само - и взаимопомощи (при ранении, при ожогах, при поражении током, при укусах ядовитых змей, в условиях автономного выживания в природе и т. д.).
Исходя из знаний и умений, понятие "личность безопасного типа" обозначает способность человека к безопасной самореализации в окружающем мире. Эта способность базируется на определенных мотивационных установках, волевых качествах личности и затрагивает ее эмоциональную и интеллектуальную сферу. Кроме того, условием безопасного поведения выступает компетентность в вопросах обеспечения политической, правовой, социальной, нравственной, физической и другой защищенности человека.
Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться к выработке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.
Поэтому, возникает современная образовательная идея создания условий для формирования личности безопасного типа, способной самореализоваться в условиях реальной жизни, может и должна стать системообразующей идеей развития образования сегодня.
Существенным в реализации данного направления является направленность на сохранение каждой личности через повышение уровня ее образованности, то есть на формирование личности, способной восходить к высшим человеческим стремлениям, жизненным идеалам и приоритетам, личности, которая способна принести максимально возможную пользу себе самой, своим близким, обществу, в котором живет, человечеству в целом.
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» подготавливает личность к преодолению отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшается влияние негативных факторов на жизнедеятельность личности.
Содержательно аспект формирования безопасной личности включает в себя как безопасность самой личности (личную, производственную, национальную, информационную и пр.), так и безопасность ее поведения (для государства, общества, нации). В рамках реализации названных содержательных приоритетов, каждый факт, любая учебная информация рассматривается как существенный для выживания человека, нации, государства и общества факт, как существенный для реализации жизненных траекторий каждой личности. Связи между фактами рассматриваются как необходимые условия формирования свободного цельного непредвзятого взгляда личности на мир -мировоззрения.
Принцип безопасности должен занять сегодня место ведущего принципа, поскольку он имеет и методологическое, и прикладное значение:
с одной стороны (методологическое) - определяет идею, дающую концептуальную основу модели формируемой личности - личности безопасного типа; с другой - (прикладное) - он отвечает за то, чтобы весь учебный процесс был безопасен и не наносил вреда личности.
Необходимость системного представления студентов о новой ситуации в мире, направленного на выполнение главного условия выживания и дальнейшего устойчивого развития цивилизации, требует значительного развития содержания образования.
Всестороннее рассмотрение вопросов безопасности личности, общества, государства, затрагивающее все направления человеческой жизнедеятельности от принципов здорового образа жизни и стимулов деятельности до развития жизненных стратегий личности и философии бытия, может быть охвачено только новой широкой образовательной областью, имеющей перекрестные связи практически со всеми дисциплинами подготовки специалистов.
Все это способствует формированию знаний и умений, позволяющих обдуманно и правильно строить свое поведение и тем самым снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире. Безусловно, такое формирование личности необходимо современному миру.
Оригинал работы: Формирование личности безопасного типа
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.