Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование личности безопасного типа

04.10.2016 6553 12426
Осипова Анна Валентиновна
Осипова Анна Валентиновна, преподаватель

Политехнический колледж (г. Магнитогорск)

Проблема безопасности  чрезвычайно актуальна в настоящее время. Последнее десятилетие характеризуется такими негативными явлениями как: угрожающее снижение численности населения, террористические акты, рост преступности, рост наркомании и алкоголизма, прежде всего в молодежной среде.

Новое время обуславливает необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы- разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования. Целью системы образования является формирование личности, безопасной, прежде всего, для самого себя, окружающей среды обитания, ориентированной на развитие и способность защищать себя от внешних угроз.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средами обитания (природа, общество, техногенная среда), основными чертами личности безопасного типа можно назвать:

-общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

-бережное отношение к окружающему миру;

-грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;

-наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя.

Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов (предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности), единство и реальность которых существенно влияют на приобретения комфортного уровня взаимодействия личности и сред обитания человека.

Личность безопасного типа  студентов формируется при изучении многих дисциплин в комплексе, но особенно следует выделить дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

Целью дисциплины является формирование у студентов системы знаний о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, ликвидации их последствий, обеспечение морально-психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, защите жизни и здоровья, бережного отношения к окружающей среде, получение знаний по обороне государства, воинской обязанности и военной службе, приобретение практических навыков по Гражданской обороне, основами военной службы, здорового образа жизни.

Процесс освоения дисциплины направлен на овладение выпускником следующими компетенциями:

ПК 1.1.Оценивать соответствие методики задачам анализа по диапазону измеряемых значений и точности.

ПК 1.2.Выбирать оптимальные методы анализа.

ПК 1.3.Оценивать экономическую целесообразность использования методов и средств анализа и измерений.

ПК 2.1.Обслуживать и эксплуатировать оборудование химико-аналитических лабораторий.

ПК 2.2.Подготавливать реагенты и материалы, необходимые для проведения анализа.

ПК 2.3.Обслуживать и эксплуатировать коммуникации химико-аналитических лабораторий.

ПК 2.4.Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ химическими методами.

ПК 2.5.Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ физико-химическими методами.

ПК 2.6.Проводить обработку результатов анализов с использованием аппаратно-программных комплексов.

ПК 2.7.Работать с химическими веществами и оборудованием с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности.

ПК 3.1.Планировать и организовывать работу персонала производственных подразделений.

ПК 3.2.Организовывать безопасные условия труда и контролировать выполнение правил техники безопасности,производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

ПК 3.3.Анализировать производственную деятельность подразделения.

ПК 3.4.Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенстования профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.  Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:

уметь:

-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

-применять первичные средства пожаротушения;

-ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

-оказывать первую помощь пострадавшим.

знать: 

-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

-основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

-основы военной службы и обороны государства;

-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

-способы защиты населения от оружия массового поражения;

-меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

-организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

-основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

-область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

-порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Формирование данных компетенций, умений и знаний происходит в процессе обучения студентов по специальности СПО 18.02.01 (240138)«Аналитический контроль качества химических соединений».

При изучении данной дисциплины у студента возникает уверенность в том, что он, не сумев уклониться от опасности, все же способен преодолеть ее последствия.

Студент должен уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.):

-знать способы защиты и владеть навыками их при­менения (укрытие от опасности или во время опасности и применение способов борьбы с последствиями опасностей);

-владеть навыками само - и взаимопомощи (при ранении, при ожогах, при поражении током, при укусах ядовитых змей, в условиях автономного выживания в природе и т. д.).

Исходя из знаний и умений, понятие "личность безопасного типа" обозначает способность человека к безопасной самореализации в окружающем мире. Эта способность базируется на определенных мотивационных установках, волевых качествах личности и затрагивает ее эмоциональную и интеллектуальную сферу. Кроме того, условием безопасного поведения выступает компетентность в вопросах обеспечения политической, правовой, социальной, нравственной, физической и другой защищенности человека.

Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться к выра­ботке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и та­ким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

Поэтому, возникает современная образовательная идея создания условий для формирования личности безопасного типа, способной самореализоваться в условиях реальной жизни, может и должна стать системообразующей идеей развития образования сегодня. 
Существенным в реализации данного направления является направленность на сохранение каждой личности через повышение уровня ее образованности, то есть на формирование личности, способной восходить к высшим человеческим стремлениям, жизненным идеалам и приоритетам, личности, которая способна принести максимально возможную пользу себе самой, своим близким, обществу, в котором живет, человечеству в целом. 

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» подготавливает личность к преодолению отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшается влияние негативных факторов на жизнедеятельность личности.

Содержательно аспект формирования безопасной личности включает в себя как безопасность самой личности (личную, производственную, национальную, информационную и пр.), так и безопасность ее поведения (для государства, общества, нации). В рамках реализации названных содержательных приоритетов, каждый факт, любая учебная информация рассматривается как существенный для выживания человека, нации, государства и общества факт, как существенный для реализации жизненных траекторий каждой личности. Связи между фактами рассматриваются как необходимые условия формирования свободного цельного непредвзятого взгляда личности на мир -мировоззрения. 
Принцип безопасности должен занять сегодня место ведущего принципа, поскольку он имеет и методологическое, и прикладное значение: 

с одной стороны (методологическое) - определяет идею, дающую концептуальную основу модели формируемой личности - личности безопасного типа; с другой - (прикладное) -  он отвечает за то, чтобы весь учебный процесс был безопасен и не наносил вреда личности. 

Необходимость системного представления студентов о новой ситуации в мире, направленного на выполнение главного условия выживания и дальнейшего устойчивого развития цивилизации, требует значительного развития содержания образования.

 Всестороннее рассмотрение вопросов безопасности личности, общества, государства, затрагивающее все направления человеческой жизнедеятельности от принципов здорового образа жизни и стимулов деятельности до развития жизненных стратегий личности и философии бытия, может быть охвачено только новой широкой образовательной областью, имеющей перекрестные связи практически со всеми дисциплинами подготовки специалистов. 

Все это способствует формированию знаний и умений, позволяющих обдуманно и правильно строить свое поведение и тем самым снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире. Безусловно, такое формирование личности необходимо современному миру.

 

Оригинал работы: Формирование личности безопасного типа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*