Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа студентов как средство формирования общих и профессиональных компетенций (на примере специальности 18.02.01 (240138) «Аналитический контроль качества химических соединений»)

29.09.2016 60 74
Самойлова Оксана Петровна
Самойлова Оксана Петровна, Преподаватель

Чумирина Любовь Анатольевна
Чумирина Любовь Анатольевна, Преподаватель

Политехнический колледж (г. Магнитогорск)

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования выдвигается требование подготовить специалиста по специальности Аналитический контроль качества химических соединений, обладающих следующими общими и профессиональными компетенциями: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Оценивать соответствие методики задачам анализа по диапазону измеряемых значений и точности.

ПК 1.2. Выбирать оптимальные методы анализа.

ПК 1.3. Оценивать экономическую целесообразность использования методов и средств анализа и измерений.

ПК 2.1. Обслуживать и эксплуатировать оборудование химико-аналитических лабораторий.

ПК 2.2. Подготавливать реагенты и материалы, необходимые для проведения анализа.

ПК 2.3. Обслуживать и эксплуатировать коммуникации химико-аналитических лабораторий.

ПК 2.4. Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ химическими методами.

ПК 2.5. Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ физико-химическими методами.

ПК 2.6. Проводить обработку результатов анализов с использованием аппаратно-программных комплексов.

ПК 2.7. Работать с химическими веществами и оборудованием с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности.

ПК 3.1. Планировать и организовывать работу персонала производственных подразделений.

ПК 3.2. Организовывать безопасные условия труда и контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

ПК 3.3. Анализировать производственную деятельность подразделения.

ПК 3.4. Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения.

Формирование данных компетенций происходит в процессе обучения студентов по специальности СПО 18.02.01 (240138) «Аналитический контроль качества химических соединений». Согласно учебному плану имеется много профессиональных дисциплин и профессиональных модулей, на которые запланировано большое количество часов и при этом значительная часть (50%) часов отводится на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов включает в себя различные виды деятельности, способствующие формированию профессиональных и общих компетенций.

Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебно-профессиональная, учебно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя.

Цель самостоятельной работы заключается в формировании навыков самообразовательной деятельности, приобретение опыта творческой, исследовательской работы, развитии самостоятельности, ответственности, организованности в решении учебных и профессиональных проблем.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

  • Систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом
  • Формирование умений учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, профессиональных компетенций
  • Формирование культуры умственного труда студентов
  • Развитие общих компетенций, включающих в себя способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебно-профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования учебно-профессиональной деятельности
  • Развитие познавательных способностей и активности студентов, их творческой инициативы, самостоятельность, способности к саморазвитию, совершенствованию и самореализации
  • Развитие проектных, исследовательских умений

Самостоятельная работа студентов является одной из составляющих учебно-воспитательного процесса. Самостоятельная работа позволяет студентам реализовать:

  • Глубокое изучение сущности вопроса, возможность в нем разобраться;
  • Выработку стойких самостоятельных взглядов и убеждений;
  • Формирование таких качеств как: трудолюбие, аккуратность, творческий подход к делу, внимательность, самостоятельность мышления и др.;
  • Развитие умения самостоятельного поиска и углубления знаний;
  • Активизацию интереса к изучению выбранной специальности.

Все это особенно важно, когда специалист после окончания учебного заведения сталкивается с трудностями самообразования – повышения уровня своих знаний путем самостоятельного изучения различных литературных источников.

Объем самостоятельной работы определяется федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и находит отражение в основной профессиональной образовательной программе, рабочем учебном плане, рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Самостоятельная работа является обязательным видом учебно-профессиональной деятельности студентов и включает в себя аудиторную самостоятельную работу, выполняемую на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя, и внеаудиторную самостоятельную работу, осуществляемую без непосредственного участия преподавателя.

Самостоятельная работа студентов может быть организована в индивидуальной, групповой и фронтальной формах. Фронтальная самостоятельная работа предполагает общее для всех задание, общий инструктаж преподавателя по выполнению задания, использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов, целесообразна на этапе изучения новой темы, а также на начальном этапе формирования умений. Групповая самостоятельная работа используется для совместной проверки письменных заданий, организации проектной, исследовательской деятельности. При организации индивидуальной самостоятельной работы возрастает роль студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения, возможность стимулирования активности студентов, появляется возможность сотрудничества студента с преподавателем.
Планирование самостоятельной работы осуществляется с учетом:

  • Общего объема времени, предусмотренного на внеаудиторную самостоятельную работу ФГОС СПО в целом
  • Объема времени, отводимого на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, профессиональному модулю в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого учебного материала
  • Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, профессиональному модулю, осуществляется преподавателем

При разработке рабочей программы по учебной дисциплине, профессиональному модулю преподаватель устанавливает содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, разделу, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяет формы и методы контроля результатов.
Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студентов не регламентируется расписанием.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами занятий:

  • Для систематизации, закрепления, углубления и расширения знаний, самостоятельного овладения учебным материалом и формирования культуры умственного труда: чтение текст; составление плана и тезисов; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; составление таблиц; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; аналитическая обработка текста; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тематических кроссвордов; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета
  • Для развития общих компетенций: поиск информации в сети (использование Web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами)
  • Для формирования умений и профессиональных компетенций: решение задач и упражнений; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видом и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ; опытно-экспериментальная работа
  • Для развития способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации: выполнение творческих заданий, создание портфолио, выполнение выпускных квалификационных работ

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и направленность могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, профессионального модуля, индивидуальные особенности студента.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Самостоятельная работа студентов как средство формирования общих и профессиональных компетенций (на примере специальности 18.02.01 (240138) «Аналитический контроль качества химических соединений»)

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*