Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в рамках цикла общепрофессиональных дисциплин (из опыта работы педагогов КГБПОУ АМТ)

26.09.2016 1925 3128
Волкова Марина Александровна
Волкова Марина Александровна, преподаватель

Ачинский медицинский техникум

Подготовка медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением, является одним из основных системообразующих факторов, определяющих эффективное функционирование системы здравоохранения Российской Федерации [1].

Способность специалиста решать поставленные задачи определяется сформированностью широкого спектра общих и профессиональных компетенций, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах. В процессе профессиональной подготовки, необходимые компетенции формируются в ходе освоения всех учебных дисциплин, профессиональных модулей, разных видов практик, а так же внеучебной деятельности студентов. Вместе с тем, дисциплинам общепрофессионального цикла отводится особая роль в достижении результативности и качества подготовки выпускников, обладающих требуемыми компетенциями.

Если содержание циклов дисциплин ОГСЭ и ЕН направлено, в первую очередь, на освоение общих компетенций, а профессиональные компетенции  рассматриваются  в прикладном аспекте, то  при изучении дисциплин общепрофессионального цикла закладывается фундамент для приобретения значимых профессиональных компетенций, формируемых, в дальнейшем, в ходе освоения профессиональных модулей. Кроме того,   дисциплины общепрофессионального цикла реализуют интегративную функцию, связывая между собой  структурные компоненты общих и профессиональных компетенций.

Эффективность решения задачи формирования общих и профессиональных компетенций  студентов в рамках цикла общепрофессиональных дисциплин во многом определяется выбором педагогических технологий, методов, средств и форм организации учебно-профессиональной деятельности. Современная педагогическая практика характеризуется разнообразием инновационных образовательных технологий, выбор которых зависит от целей и задач деятельности, с учетом специфики будущей профессии, образовательных потребностей обучающихся и профессиональных компетенций педагога [2]. ФГОС СПО ориентирует на активное внедрение в учебно-образовательный процесс активных форм организации деятельности студентов.

В этих условиях педагогу важно выбрать такие технологии, методы, приемы  формы организации, которые будут наиболее эффективны. А что значит эффективные?  То есть позволяющие достигать стабильно высоких результатов обучения, воспитания, развития за счет усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации деятельности студентов с точки зрения затрат времени, усилий, средств.

При выборе конкретных технологий необходимо учитывать образовательные потребности самих обучающися, особенности их восприятия и когнитивной обработки информации. Для многих студентов выбор будущей профессиональной деятельности обусловлен внешними ситуативными факторами. Отсутствие устойчивой внутренней мотивации к учебно-профессиональной деятельности в особенности на начальных ее этапах, может вызвать серьезные затруднения, привести к академической задолженности. Систематическое использование рефлексивных технологий, методов, приемов при изучении дисциплин профессионального цикла необходимо для выявления и осознания каждым студентом мотивов собственной образовательной деятельности, соотнесения их с требованиями будущей специальности, позволяющей удовлетворять  различные социальные потребности и мотивы, и в конечном итоге направлено на формирование  ряда общих и профессиональных компетенций. Методы активного обучения: групповая дискуссия, кейс-стади, метод проектов, практико-ориентированных ситуационных задач и др., использующихся на учебных занятиях, включают рефлексивный анализ как необходимый, завершающий этап работы.

Поскольку профессиональная рефлексия развивается на основе личностных рефлексивных способностей,  в содержание самостоятельной работы по дисциплинам «Психология», «Введение в профессиональную деятельность», «Культура речи в профессиональной деятельности» включены задания по самодиагностике профессионально-важных качеств,  «рефлексивные эссе» по темам: «Мое представление об имидже медицинского работника», «Профессиональный старт: я - будущий фельдшер», «Я в общении с другими людьми». Практический опыт самоисследования полученный студентами, соотносится с теоретическим материалом, который осмысливается как личностно значимый,  переставая быть отвлеченным, абстрактным знанием.

Для современных студентов свойственно так называемое «клиповое мышление», заключающееся в необходимости восприятия ярких образов, частой смены сообщений, дозированной подачи информации для ее последовательной логической переработки. При «клиповом мышлении» неизбежно возникают затруднения в работе с большими массивами информации, в том числе с текстом учебника, зачастую информация воспринимается обучающимися в качестве разрозненных фактов, логически не связанных между собой.

В этих условиях практическую значимость приобретают технологии,  методы и формы работы, позволяющие наглядно и максимально доступно  представлять информацию, направленные на стимулирование познавательной активности обучающихся, формирования умений  логической обработки и структурирования учебного материала, навыков критического мышления.

Использование информационно-коммуникационных технологий, в том числе сопровождение лекционного материала мультимедийными презентациями, видеороликами, с постановкой проблемного вопроса, с их последующим обсуждением; разработка опорных конспектов по методу В. Шаталова, ментальных карт, использование   интерактивных форм организации деятельности, таких как  групповое решение практико-ориентированных задач по заданному алгоритму, учебное проектирование, игровое моделирование и др., позволяют преодолеть возможные затруднения в освоении учебных дисциплин, не вызывая отторжения информации у обучающихся, в полной мере, соответствуя их образовательным потребностям, а также формировать необходимые компетенции.

Разработка мультимедийного сопровождения позволяет решать важную задачу обеспечения обучающихся доступными информационными ресурсами, необходимыми для эффективной организации самостоятельной работы. Все электронные образовательные ресурсы, разработанные преподавателями цикла, входят в структуру УМК  учебных дисциплин и размещаются на сервере образовательного учреждения для свободного использования студентами. Использование наглядных средств: фото, видеосюжетов, анимации, а также специального оборудования – электронных микроскопов, муляжей, фантомов для сопровождения теоретического материала обеспечивает доступность его восприятия, способствует  повышению интереса обучающихся к содержанию учебной дисциплины.

Из числа представленных технологий, методов на практических занятиях педагогами техникума наиболее интенсивно используется игровое моделирование, обладающее большими образовательными и развивающими возможностями, не требующее значительных временных и материальных ресурсов. В деловых играх моделируются профессиональные отношения, условия профессиональной деятельности, позволяющие включить студента в имитируемую профессиональную среду, то есть в деловой игре приобретаются необходимые умения и навыки правильного выполнения своих профессиональных функций, что способствует интенсивному профессиональному развитию и позволяет сократить разрыв между теорией и практикой в обучении.

Метод опорного конспекта, помогает студентам обеспечить представление целостной картины изучаемого материала,  выделять существенные логические связи,  способствует обобщению и систематизации. Опорный конспект - построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.

Важным основанием выбора современных образовательных технологий при изучении дисциплин общепрофессионального цикла является интегративность, как возможность их применения одновременно с целью обучения  и для  контроля результатов учебно-профессиональной деятельности, а также  высокая диагностичность, необходимая для оценки уровня сформированности тех или иных компетенций. Таким критериям в полной мере соотвествуют технологии  кейс-стади,  проектной деятельности,  метод портфолио.

Не менее значимым основанием выбора является универсальность метода, как возможность его использования при организации как аудиторной, так  и внеаудиторной работы студентов. Такому критерию соответствуют информационно-коммуникационные технологии, технологии критического мышления, технологии проектной деятельности и метод портфолио. Так, например, при разработке рабочих тетрадей для самостоятельной работы студентов, все преподаватели цикла включают в их содержание разноуровневые задания, задания, предусматривающие логическую обработку информации  (составление логических схем, заполнение таблиц, разработка графиков и пр.), задания творческого характера. Активно используется метод учебного проектирования, предполагающий как индивидуальную, так и групповую формы работы. Так, при изучении учебной дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» студенты выполняют информационно-поисковый проект по теме «Родословная моей семьи»,  при изучении дисциплины «Введение в профессию»  творческий проект – «Я здесь учусь, и мне это нравится!», изучая дисциплину «Основы латинского языка с медицинской терминологией» - учебно-исследовательский проект «Латинские афоризмы и пословицы в современной речи» и т.д.

Проанализировав опыт преподавателей цикла общепрофессиональных  дисциплин мы выявили наиболее активно используемые технологии, методы, формы организации деятельности, а также их возможности и преимущества для решения спектра образовательных задач.

Вместе с тем, в качестве актуальной задачи  остается разработка средств для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся. Для решения этой задачи требуется объединение усилий преподавателей цикла, в первую очередь,  для разработки показателей и критериев формируемых компетенций. Решение этой задачи позволит установить прочные межпредметные связи между дисциплинами общепрофессионального цикла, а также привести различные компетенции, формируемых на нескольких дисциплинах, в единую систему. Отечественные авторы С.В. Тормасин и Н.П. Пучков отмечают: «Схему, предусматривающую подготовку специалиста посредством формирования у него модели компетенций, можно считать идеальной, если в процессе ее практической реализации, когда многие компетенции формируются группой дисциплин, удастся уделить настолько должное внимание связям между компетенциями, что в результате обучения выпускник имеет именно систему компетенций, а не просто их набор» [3]. Из этого следует, что учебные задания, предъявляемые студенту, должны служить организации компетенций в систему. 

Такой подход будет способствовать качественной подготовке специалиста для системы практического здравоохранения.

 

 

Литература.

 

  1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.// http://nrma.ru/Reform/zdr_conception_2020.shtml.
  2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.,2002.
  3. Тормасин C.B., Пучков Н.П. Организационно-методические проблемы интеграции компетенций [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://vernadsky.tstu.ru/ru/vjpusk/2012/vjpusk-01.php.

 

 

Оригинал работы:

 

Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в рамках цикла общепрофессиональных дисциплин  (из опыта работы педагогов КГБПОУ АМТ)

 

 

 

         

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*