Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация и методика производственного обучения обучающихся самостоятельным работам

23.09.2016 97 120
Андреев Андрей Иванович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Задача производственного обучения состоит в том, чтобы развивать познавательную самостоятельность обучающихся, творческое мышление, созна­тельное овладение знаниями, умениями и навыками. Как эти сложные вопросы решать? Какие применять формы и методы? Вопрос этот непро­стой. Сложившейся методики пока ещё нет. Поэтому наши рекомендации, по существу, будут первой попыткой оказать помощь мастерам в руко­водстве познавательной самостоятельностью на уроке. Например, при устном инструктировании следует не пересказывать материал теоретических дисциплин, а раскрывать лишь необходимые дан­ные дня того, чтобы яснее ставить перед обучающимися задачи, проблемы, побуждающие их к самостоятельному мышлению и действиям. Все это дол­жно быть направлено на объяснение содержания учебного материала, харак­тера производственного задания, устройства и работы оборудования, свой­ств материалов, инструментов, объяснение причин брака, нахождение непо­ладок в протекании технологических процессов. Очень важно на каждом занятии обеспечить тщательный анализ учебного задания, условий и способов его выполнения с указанием не только отдель­ных учебных приёмов и операций, но и связи между ними. Для этого, показывая выполнение приёмов  работы, надо тщательно объяснить, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и обобщение. Обучающихся необхо­димо учить мыслить. Каким же путём это достигается? Прежде всего про­думанной системой организации работы обучающихся на уроках, постановкой перед ними вопросов, проблем, развитием интереса к учению. Интерес рож­дает любовь к предмету, к познанию нового. Познавательный интерес надо всячески развивать — это стимул к развитию мышления. Интерес как бы "согревает своим участием" все процессы сознания обучающихся, сообщает "особую теплоту" их протеканию, благодаря чему под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится осо­бенно продуктивной и приобретает большую глубину. Задача состоит в том, чтобы познавательный интерес в ходе его форми­рования трансформировался в мотив деятельности обучающихся. Поэтому мастеру производственного обучения надо знать, что есть не только сам  труд обучающегося, но есть ещё другая сторона этого понятия — отношение обучающихся к труду. Она связана с внутренним миром обучающегося, мотивами его деятельности, его интересами, желаниями, надеждами. Она называется мотивационной стороной деятельности обучающегося, определяет его отношение к специальности, к процессу овладения знаниями, умениями и навыками. Поэтому мастер производственного обучения должен всесторонне изу­чать личность каждого обучающегося. Надо проявлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся внимательнее анализировать их интересы вообще, и особенно — интерес к избранной профессии, его отношение к труду, това­рищам, общественной жизни коллектива групп. Эти данные необходимы мастеру для формирования у обучающихся положительного отношения к про­фессии. Это особенно важно в первый период обучения - вводный и подгото­вительный период, когда обучающиеся - "новички" только что определяются в жизни, в избранной профессии, специальности. Поэтому на каждом уроке следует обеспечивать в органическом единстве не только обучение труду, но и формирование отношения обучающихся к труду как первой жизненной потребности человека.  Вот почему так важно на каждом уроке раскрывать перед обучающимися значимость осваиваемых умений и навыков, упражнений, создавать интерес в   овладении одними, раскрывать перспективы путей и средств овладения последующими, с тем чтобы стать рабочим высокой квалификации. Задачи производственного обучения и воспитания в том и состоят, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью, с избранной профессией, чтобы перед ним вставали притягательные, важные, значимые для него задачи, которые он считает своими, в решение которых он активно включается. Таким образом, познавательный интерес характеризуется переходом обучающегося от незнания к знанию, от менее полного и менее глубокого к более полному и более глубокому проникновению в сущность явления. Для познавательного интереса характерно стремление к активным поискам от­вета на проблемные вопросы. Над проблемными вопросами, побуждающи­ми обучающихся к познавательной деятельности, мастеру следует каждый раз тщательно работать, ибо от правильной постановки и чередования вопро­сов зависит познавательный интерес и, следовательно, развитие техническо­го мышления, отношение обучающихся к работе. Мы знаем о существовании двух принципиально различных методов обучения. Первый состоит в том, что обучающимся сообщается необходимый объем знаний в готовом виде, но не раскрываются те приёмы и способы, с помощью которых эти знания могут быть усвоены. Обучающиеся при этом лишь пассивно запоминают те факты, выводы, положения, к кото­рым приходит преподаватель, объясняя новый материал. При таком методе обучения у них не формируются умения самостоятельно "добывать" и ус­ваивать новые знания. Но существует и другой метод обучения, благодаря которому обучающийся ставится в положение самостоятельно добывающего знания. Это достига­ется созданием системы задач, решение которых требует от обучающихся осуще­ствления активных умственных операций по усвоению учебного материала. В использовании этого метода большое значение имеет урок производ­ственного обучения. Как основная форма учебного процесса, он предназна­чен для изучения новых вопросов, получения новых знаний, умений и навы­ков, а также проверки, повторения и закрепления у обучающихся имеющихся знаний, умений и навыков. Совершенно очевидно, что без соблюдения цело­го ряда психологических условий — организации активной мыслительной деятельности на уроке самих обучающихся, привлечения их устойчивого внима­ния к изучаемому предмету, правильной организации запоминания матери­ала, воздействия на эмоционально-волевую сферу обучающихся — мастеру трудно обеспечить эффективность усвоения знаний. Внимание - это такое психическое явление, при котором предметы и явления воспринимаются особенно отчётливо и ясно, мышление протекает активно и изучаемый материал запоминается наиболее легко и просто. Оно характеризуется направленностью и сосредоточенностью сознания на кон­кретной деятельности. Лучшие мастера производственного обучения,  учебных заведений профобразования умело владеют искусством как возбуждать внимание обучающихся в начале урока, так и поддерживать его в течение всего урока. Очень важное значение имеют первые минуты урока. Надо говорить, излагать суть урока только слушающим, обучать только при наличии внима­ния всех обучающихся. Большое значение имеет постановка проблемных воп­росов. Одним из первых условий организации произвольного внимания обучающихся на уроках производственного обучения является объявление темы урока. Важно  раскрыть перед обучающимися основную идею урока, жизненное значение изучаемого материала, осваиваемых навыков. Важно уже в начале урока в яркой и убедительной форме поставить перед обучающимися проблему, вопросы, создать такую ситуацию, при которой каждый обучающийся проявил интерес, стал бы искать ответа на поставленный вопрос, думал и добивался бы разрешения поставленной проблемы. При таком методе обучения обучающиеся сразу ставятся в рабочую обстановку, в которой нельзя не думать.

Составной частью вводного группового инструктажа является опрос обучающихся, выясняющий, насколько усвоено содержание урока. Опрос обучающихся — это не только учёт и контроль знаний, это прежде всего учебный процесс, и он должен носить обучающий характер. Осуществляя опрос, мас­тер повторяет ранее изученный материал, восстанавливает в памяти обучающихся способы выполнения упражнений. Но повторение должно быть не простым воспроизведением старого, уже известного материала, а углубле­нием, расширением и совершенствованием знаний. Обучение идёт, как из­вестно, от незнания к знанию, от недостаточных знаний к более полным и т.д. Это противоречие в учении обучающихся между незнанием и необходи­мостью познавать их и есть движущая сила обучения. Опрос в таком случае является мобилизацией знаний для нового по­знания. Обучающиеся подводятся к тому, что должны осознать, к пониманию  того, что для дальнейшего овладения умениями и навыками знаний, выяв­ленных на опросе, недостаточно. Отсюда должно быть возбуждено стремле­ние их получить, познать, освоить. Именно поэтому формы проверки зна­ний должны быть разнообразными и не обязательно урок должен начинаться с опроса. Опрос может быть по письменным инструкциям, по карточкам- заданиям с разбором нескольких ответов обучающихся. Обучающиеся могут зада­вать друг другу вопросы, предварительно подготовленные в виде домаш­него задания, причём мастер контролирует обучающихся и ставит отметки тут же на уроке. Проверка знаний может осуществляться и постановкой в начале урока фронтальной практической работы по предыдущему матери­алу, а также комментированием обучающимися просмотренного  видеоматериала. И наконец, одной из самых распространённых форм опроса является фронтальная беседа, которая ведётся путём постановки проблем­ных вопросов и может органически перейти к изучению нового материала, подвести обучающихся к новой теме.  Для активизации обучающихся мастерам следует овладеть умением руко­водить слушанием, возбуждением и поддержанием внимания обучающихся на протяжении всего вводного инструктажа.

В этом отношении большое значе­ние имеет поддержание внимания обучающихся для осмысленного восприятия нового материала, связи в изучении нового материала со старым. Мастер должен из старого (изученного) материала выбрать тот, который может служить опорой для более лёгкого усвоения нового, иногда без знания этого старого материала новое просто недоступно, иногда старое облегчает понимание и усвоение нового. Но обязательно новый материал должен логически вытекать из старого. При групповом инструктаже владение вниманием обучающихся достига­ется квалифицированным, грамотным изложением материала. Если изло­жение материала ведётся в объёме знаний учебника, кото­рым пользуются обучающиеся, да ещё монотонно, без эмоций, отдельные обучающиеся могут оправдывать своё невнимание к рассказу мастера пример­но так: "Ну и пусть я не услышу и не пойму его объяснения, приду домой и прочту в учебнике. Ведь он рассказывает только то, что в учебнике". Поэтому при объяснении материала мастеру нужно раскрывать отдель­ные положения глубже, чем это сделано в учебнике, использовать примеры из жизни, из опыта.  Причём лучше, если эти данные всегда будут преподноситься не в готовом виде, а в виде проблем, задач, вопросов, чтобы они будили мысль обучающихся, помогали бы им самим осваивать знания. Такие занятия будут интересными, и внимание обучающихся будет сосредоточено на решении поставленной цели урока.

При изложении материала весьма важно избрать оптимальный темп изложения, чтобы обучающиеся могли правильно и полно все воспринимать. Темп слушания, частота и продолжительность перерывов, количество повторений целиком определяются мастером и не зависят от обучающихся, но прямо влияют на успех восприятия. Обучающийся, может быть, хотел бы, чтобы темп изложения учебного материала был более быстрым или замедленным, но ему нужно приспособиться к тому темпу, который избрал мастер. Обучающийся хотел бы, чтобы мастер некоторые вопросы повторил, сделал перерыв, а нужно слушать без перерыва. Обучающийся ждал повторения главных мыслей и важнейших формулиро­вок, чтобы легче было уловить из смысловое значение и запомнить, но мас­тер излагает, не прибегая к повторению. В этом существенная трудность учебного слушания, которая часто по­рождает невнимательность и недисциплинированность обучающихся. Но есть и одно важное преимущество слушания, облегчающее восприя­тие излагаемого материала. Оно состоит в лёгкости истолкования обучающимися выразительных свойств устной речи — интонация, логических ударений, ритма, образности. Мастеру, применяющему методы устного изложения знаний, нужно руководить процессом слушания, облегчая или устраняя по возможности те трудности, которые встают перед обучающимися, воспринимающими на слух живую речь. В этих целях необходимо прежде всего выбрать правильный темп изло­жения. И если по наблюдениям мастера обнаружится, что темп его изложе­ния- оказался для обучающихся слишком медленным, нужно этот темп ус­корить. Пониженный темп устного изложения (как и темп всей учебной рабо­ты) , недостаточный объем учебного материала, излагаемого мастером на уроке, часто приводит к нарушению элементарной дисциплины. При вялом темпе урока обучающиеся переключают избыток энергии на действия и поступки, нарушающие установленный режим учебной работы. Если наблюдения за обучающимися сигнализируют ему, что принятый им темп изложения оказался излишне быстрым, нужно на ходу этот темп замедлить. Очень важно в ходе устного инструктажа время от времени устраивать небольшие интервалы, облегчающие обучающимся слуховое восприятие. Мас­тер, конечно, не может заняться каким-нибудь другим делом, представив обучающимся возможность отдохнуть после напряжённого слушания. Но он может и должен устроить такой завуалированный интервал, который остал­ся бы не замечен обучающимися. В одном случае это можно сделать путём вопроса, обращённого к груп­пе и незаметно прерывающего сплошную нить изложения; в другом случае это достигается путём использования по ходу рассказа юмора, который, вызвав соответствующую реакцию обучающихся, создаёт для них незаметный интервал, ослабляющий напряжённость слушания; в третьем — ослабления слухового напряжения можно добиться путём переключения обучающихся на другой вид учебной деятельности (записать, зарисовать, рассмотреть наглядное пособие). Использование при вводном инструктаже наглядных пособий, кроме чисто дидактического его значения, важно и тем, что оно переводит обучающегося  от  слухового восприятия к зрительному и тем облегчает сосредоточен­ность внимания при дальнейшем слушании. Очень важно на уроке разнооб­разить методы изложения, менять виды работ обучающихся. Для поддержания внимания группы мастеру необходимо внимательно следить за тем, чтобы ответственные формулировки, основные положения и мысли излагаемого им учебного материала отчётливо выделялись. В этих целях мастер может: привлечь внимание обучающихся путём постановки логического ударения; мобилизовать их внимание путём повторения существенно важного положения; сделать паузу, перед тем как сказать самое важное;

прямо обратить внимание обучающихся на существенное, главное и основ­ное ("Слушайте внимательно — это очень важно!"). Казалось бы, такая незначительная реплика, на первый взгляд, ничего существенного не представляет, но в действительности она активизирует внимание обучающихся, перед тем как мастер должен высказать важную мысль. Это своеобразная установка на внимание. И недооценивать ее нель­зя. Она родственна установке на запоминание. Доказано, что если человек не ставит себе целью запомнить, то он может много раз прочесть какой-либо текст, не удержав в памяти почти ничего. Но как только он узнает, что "надо запомнить", он быстро выучивает этот текст. Можно по-разному уп­равлять группой, поддерживать внимание обучающихся. Многие опытные педа­гоги редко делают замечания обучающимся, внимание которых отвлечено. Но они умеют смотреть на своих учеников и, глядя на них, как бы читают их мысли, как бы разговаривают с ними, отдают им распоряжения. Некоторые опытные педагоги проводят специальные упражнения для воспитания внимательности. Такие упражнения могут быть весьма разно­образными. Здесь может быть и рассматривание образцов наглядных посо­бий ("Назови, какие предметы ты запомнил, чем отличается один  от другого") и воспроизведение на память (после показа рисунка). Однако специальные упражнения - только один из приёмов воспитания внимательности, значение которого не следует переоценивать. Мастер иногда сам порождает невнимательность обучающихся своей сухой, монотонной речью, малосодержательным, неинтересным изложением мате­риала, показом приёмов работы и т.д. Монотонная невыразительная речь очень быстро порождает у обучающихся чувство скуки, ложной утомляемости, вследствие чего их интерес к занятию и внимание быстро рассеиваются. Поэтому эмоциональность изложения учебного материала является важным фактором в арсенале средств, дисцип­линирующих внимание обучающихся на уроке. В тех случаях, когда мастер по характеру материала не может опирать­ся на наглядные образы, он должен особенно много и упорно работать над своей речью. Мастер должен использовать все формы, все методы и приёмы, чтобы воспитать культуру внимания обучающихся — эту "единственную дверь, через которую изученные явления достигают сознания человека". Одна из задач обучения состоит в том, чтобы внимательность перешла в привычку. Особое место в работе мастера имеют беседы, имеющие целью поста­новку проблемных вопросов. Методы активизации обучающихся весьма разно­образны. Беседа с целью активизации внимания обучающихся призвана заставить вспоминать изученное, сравнивать имеющиеся знания с необходимыми для данного; вопроса, отыскать в них новые стороны, прийти к новым выводам. Огромное значение имеет подготовка обучающихся к активному восприя­тию и сознательному усвоению тех или иных вопросов. Мастер должен постоянно вести работу в направлении предварительной ориентации обучающихся относительно важности изучаемого материала. Для этого следует ис­пользовать знания обучающихся, полученные в  школе при изучении других предметов, а также жизненный опыт и наблюдения, равно как и знания, полученные при чтении технических журналов, в кружках техничес­кого творчества и т.д.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Организация и методика производственного обучения обучающихся самостоятельным работам




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*