Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМастер производственного обучения - как основной педагог в техникуме ответствен за учебную и воспитательную работу в своей группе. Это целая система деятельности. Некоторые ее элементы достаточно отработаны и общеизвестны, другими владеют лишь очень опытные. Техническое творчество как раз та особая форма работы, которую должны практиковать все мастера производственного обучения, а для этого им следует знать все тонкости организации технического творчества. К сожалению, техническим творчеством занимаются далеко не все мастера. В чем же причина?
Часть мастеров просто недооценивает значения технического творчества для общетехнического и профессионального развития будущих рабочих. Они полагают, что хорошо организованного обучения достаточно для высокой профессиональной подготовки, воспитания трудолюбия и интереса к профессии, развития рационализаторских и новаторских наклонностей. А для внеклассной работы достаточно кружков художественной самодеятельности, спортивных секций.
Действительно, добросовестно работающий мастер, к тому же владеющий своим делом, в состоянии в процессе производственного обучения добиться многого как в обучении, так и в воспитании обучающихся. Но не следует пренебрегать и особыми достоинствами технического творчества.
Неофициальная обстановка технического кружка или группы рационализаторов отлична от строго регламентированных как по содержанию, так и по организации занятий производственного обучения. В коллективах технического творчества все строится на интересе и увлечённости. Для обучающихся техническое творчество - романтика труда, и этим оно привлекает ребят.
Иные мастера производственного обучения полагают, что для организации творческой работы обучающихся необходим какой-то особый дар.
Возможно, мастер не в состоянии возглавить спортивную секцию или кружок художественной самодеятельности — нет необходимых данных. С этим можно согласиться. Но коллектив технического творчества в группе он может и должен создать. Это его профессия.
У молодых мастеров производственного обучения нет опыта организации технического творчества, они порой не знают его методики. Все это серьёзные препятствия. Но коль скоро техническое творчество должно стать неотъемлемым звеном в подготовке будущих рабочих и в каждой учебной группе мыслится коллектив технического творчества, умению руководить творческой работой обучающихся необходимо обучиться.
Учёба должна быть фундаментальной, заранее планируемой и действенной. Осуществлять её можно, в частности, путём самообразования (в плане самостоятельной методической работы мастера), используя соответствующую литературу.
Однако искусству организации технического творчества нельзя научиться только по книгам. Многое можно почерпнуть из практического опыта работы лучших организаторов технического творчества обучающихся. Изучать же его можно путём семинарских занятий (в плане работы цикловой комиссии мастеров производственного обучения). Здесь актуальны вопросы организации коллективов технического творчества, планирования их работы, методики конструирования и т. д.
Обмен опытом работы по организации технического творчества обучающихся может проводиться и на заседаниях цикловых комиссий. Доклады о деятельности кабинета технического творчества, о работе технических кружков, бригад рационализаторов,
и др., должны включаться в планы работы цикловых комиссий профессионально-технического цикла.
В масштабе местного управления профобразования подобный обмен опытом может быть организован в рамках той или иной секции мастеров производственного обучения.
Весьма эффективны выездные заседания секций в те учебные заведения, где может быть показан хорошо оборудованный кабинет технического творчества, где есть возможность иллюстрировать доклады и сообщения руководителей кружков внушительными выставками творческих работ обучающихся.
Организация технического творчества в учебной группе, а тем более в масштабе техникума связана с дополнительной тратой времени и энергии. Для какой- то части мастеров это первопричина пассивного отношения к техническому творчеству. Однако опыт показывает, что затраченные усилия в конечном итоге окупаются. Творческая работа положительно влияет на удовлетворение эмоциональных сторон деятельности и жизни ребят. Их знания по общетехническим и специальным предметам более фундаментальны, а профессиональные умения — совершенны. Они опора мастера в группе во всех хороших начинаниях и делах. Ради этого истинному мастеру производственного обучения, не должно быть жаль ни сил, ни времени.
Но вероятно, относить техническое творчество только к внеклассной работе ошибочно. Помимо работы в кружках техническое творчество может найти своё выражение в творческом выполнении производственного задания на уроке производственного обучения и даже в процессе подготовки к нему дома. Там, где мастер уделяет постоянное внимание рациональности технологии, правильности организации рабочего места, рациональному выбору инструмента и приспособлений, культуре производства, эстетичности изделий, там творчество становится неотъемлемой частью производственного обучения.
Техническое творчество обучающихся может быть следствием активных контактов с рационализаторами и новаторами базовых предприятий во время производственной практики. Многие из них к рационализаторству, изобретательству пришли после долгих лет работы, накопив большой практический опыт, достигнув вершин мастерства. Однако в профессиональной школе можно и должно готовить будущих рабочих к новаторской и рационализаторской деятельности с меньшей затратой времени и энергии. Техническое творчество здесь одно из испытанных средств.
Следовательно, каждому мастеру необходимо самому избирать наиболее приемлемые формы организации творческой работы учащихся: после занятий в кружке или на уроке производственного обучения, при подготовке домашнего задания или на базовом предприятии. Элемент творчества должен быть во всей учебно-познавательной деятельности учащихся.
Задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса в техникуме вправе требовать от каждого мастера самой активной работы в области организации технического творчества обучающихся. А потому при оценке результатов работы мастера следует учитывать степень его участия в развитии творческой деятельности своих питомцев.
Техническое творчество — многогранный процесс с элементами умственной творческой работы и практической деятельности, мероприятиями по общетехническому развитию ребят и воспитанию у них качеств передовых рабочих.
Во главе его должны стоять люди, хорошо знающие дело и неравнодушные к нему. Какими же качествами должен обладать мастер — руководитель коллектива технического творчества, что он должен знать и уметь?
Прежде всего он должен уметь вызвать творческое отношение к делу, а без заинтересованности делом это невозможно. Что же касается технического творчества, то здесь даже мало одной заинтересованности, необходима влюблённость в технику, в свою профессию. Если мастер решил создать коллектив технического творчества, начать ему надо с воспитания уважения к избранной профессии. Но для этого мастер сам должен очень любить свою профессию, быть незаурядным специалистом. На обучающихся производит неизгладимое впечатление искусная работа ювелирно сделанная мастером. Окажет своё влияние и встреча с вчерашними обучающимися мастера.
Стремясь вызвать интерес к профессии и убеждённость в её доступности, мастер приводит своих новых обучающихся на предприятие, где они видят не только техническую сторону труда, но и творческое отношение к нему.
Мастер обязательно познакомит ребят с новатором - своим бывшим обучающимся, подведёт к стенду рационализаторских работ и расскажет об оригинальном инструменте выпускника техникума.
У кого-то из обучающихся, возможно, уже здесь зародится интерес к творческой работе. К другому это придёт позже. Ведь в современной профессионально-техническом работе обучающийся подчас не удовлетворяется только знанием секретов мастерства, владением инструментами, приёмами работы, так как жаждет творческой деятельности. Здесь он увидит её, утвердится в правильности своего решения при выборе профессии, а затем приобщится и к творческой работе.
В области технического творчества мастер должен быть предельно целеустремлённым человеком. Рассматривая творческую работу своих питомцев не как увлекательное времяпровождение, не как игру в «изобретателей», мастер наполняет её конкретным и чётко определённым смыслом. Воспитать творчески мыслящего рабочего, непрерывно стремящегося к расширению и углублению своих знаний, способность вносить в свой труд все новое, прогрессивное,— вот его цель. И если в деятельности мастера действительно все подчинено именно этой цели, то она непременно станет главной целью всего коллектива технического творчества, организованного мастером.
Общеизвестно, что отношение обучающихся ко многому, что их окружает в техникуме, зависит от мастера. Если мастер склонен к изобретательству, к рационализаторской деятельности, то под его влиянием эти качества формируются и у его питомцев, т. е. развитое техническое-мышление мастера передаётся его обучающимся.
Члены творческого коллектива должны видеть мастера не только пропагандистом технического творчества, им должны быть известны его личные рационализаторские предложения, они должны быть знакомы с созданными мастером приспособлениями, инструментами. Иными словами мастер сам должен быть активистом технического творчества, убеждённым новатором, рационализатором.
Техническое творчество обучающихся не самоцель. Оно не должно быть абстрактным, оторванным от реальной техники и технологии, но и не должно повторять уже пройденное. Техническое творчество должно обгонять время, ориентируясь на передовую научную и техническую мысль.
Ведь научно-технический прогресс находится в прямой зависимости не только от знания каждым рабочим современного оборудования и умения управлять технологическим процессом, но и от способности все это совершенствовать, двигать вперёд.
Чтобы успешно руководить творческой работой обучающихся, чтобы вести их непрерывно вперёд, мастеру необходимо быть технически грамотным человеком, знать современные научные воззрения. А чтобы творческая работа обучающихся была им по плечу, мастеру необходимо знать, что изучают ребята по физике, химии, специальной технологии, электротехнике, черчению и другим дисциплинам, имеющим отношение к технике; знать, насколько глубоки их знания.
Независимо от принципа добровольности техническое творчество требует чёткой организации. Ребята охотно идут в такие коллективы, где хорошо поставлена работа, и быстро теряют интерес даже к многообещающим вначале, но плохо организованным мероприятиям по технической самодеятельности. Мастер — руководитель коллектива технического творчества должен быть хорошим организатором. Умение интересно спланировать работу, собрать вокруг себя ребят, создать условия для плодотворной деятельности коллектива технического творчества, поддерживать в нем необходимую дисциплину — далеко не полный перечень элементов организаторской работы мастера. Некоторые полагают, что быть хорошим организатором это призвание. Возможно. Но навыкам организаторской работы можно и научиться.
В основе всего лежит личная дисциплинированность, организованность, деловитость. Стоит мастеру не явиться на назначенное им же занятие кружка или опоздать, и его обучающиеся усвоят, что дисциплина необязательна. После этого наладить дисциплину будет уже трудно.
Достаточно мастеру раз-другой не подготовиться к занятиям, не обеспечить кружковцев материалами, инструментами, документацией, и им станет просто неинтересно работать в таком коллективе.
А неинтересные занятия, как известно, тормозят развитие творческих способностей ребят.
Слово мастера никогда не должно расходиться с делом. Иные многое обещают при создании кружков. Но очень плохо, если они начинают убеждаться в снижении потенциальных возможностей руководителя, а когда обнаруживают, что эти возможности вообще иссякли, покидают кружок. Обратно вовлечь их туда практически уже невозможно. И наоборот. Если мастер инициативен, находчив, принимает решения быстро и безошибочно, умеет ориентироваться в сложной обстановке, если требователен прежде всего к себе, то созданный им коллектив будет хорошо организованным и работоспособным.
Знать надо мастеру и некоторые психологические особенности занимающихся техническим творчеством. Для многих ребят успехи в творческой работе — это источник моральных сил для преодоления каких-то своих слабостей. Для других творчество — средство восполнить пробелы в знаниях. Задача мастера-руководителя коллектива технического творчества заметить это и поощрить творческую работу ребят. Мастерство руководителя технического творчества заключается в умении добраться до «творческой жилки» именно тех обучающихся, которые не обладают какими-то особыми способностями, дарованиями.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Мастер производственного обучения - организатор технического творчества обучающихся
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.