Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мастер производственного обучения - организатор технического творчества обучающихся

23.09.2016 930 1427
Абрамов Сергей Николаевич
Абрамов Сергей Николаевич, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Мастер производственного обучения - как основной педагог в техникуме ответствен за учебную и воспитательную работу в своей группе. Это целая система деятельности. Некоторые ее элемен­ты достаточно отработаны и общеизвестны, другими владеют лишь очень опытные. Техническое творчество как раз та особая форма работы, которую должны практиковать все мастера производственного обучения, а для этого им следует знать все тонкости организации технического творчества. К сожалению, техническим творчеством занимаются далеко не все мастера. В чем же причина?

Часть мастеров просто недооценивает значения тех­нического творчества для общетехнического и профес­сионального развития будущих рабочих. Они полагают, что хорошо организованного обучения достаточно для высокой профессиональной подготовки, воспитания тру­долюбия и интереса к  профессии, развития рациона­лизаторских и новаторских наклонностей. А для вне­классной работы достаточно кружков художественной самодеятельности, спортивных секций.

Действительно, добросовестно работающий мастер, к тому же владеющий своим делом, в состоянии в про­цессе производственного обучения добиться многого как в обучении, так и в воспитании обучающихся. Но не следует пренебрегать и особыми достоинствами технического творчества.

Неофициальная обстановка технического кружка или группы рационализаторов отлична от строго рег­ламентированных как по содержанию, так и по органи­зации занятий производственного обучения. В коллекти­вах технического творчества все строится на интересе и увлечённости. Для обучающихся техническое творчест­во - романтика труда, и этим оно привлекает ребят.

Иные мастера производственного обучения полага­ют, что для организации творческой работы обучающихся  необходим какой-то особый дар.

Возможно, мастер не в состоянии возглавить спор­тивную секцию или кружок художественной самодея­тельности — нет необходимых данных. С этим можно согласиться. Но коллектив технического творчества в группе он может и должен создать. Это его профессия.

У молодых мастеров производственного обучения нет опыта организации технического творчества, они порой не знают его методики. Все это серьёзные  пре­пятствия. Но коль скоро техническое творчество должно стать неотъемлемым звеном в подготовке будущих  ра­бочих и в каждой учебной группе мыслится коллектив технического творчества, умению руководить творческой работой обучающихся необходимо обучиться.

Учёба должна быть фундаментальной, заранее планируемой и действенной. Осуществлять её можно, в частности, путём самообразования (в плане самостоя­тельной методической работы мастера), используя со­ответствующую литературу.

Однако искусству организации технического твор­чества нельзя научиться только по книгам. Многое можно почерпнуть из практического опыта работы луч­ших организаторов технического творчества обучающихся. Изучать же его можно путём семинарских занятий (в плане работы  цикловой комиссии мастеров производственного обучения). Здесь ак­туальны вопросы организации коллективов технического творчества, планирования их работы, методики конст­руирования и т. д.

Обмен опытом работы по организации технического творчества  обучающихся может проводиться и на заседа­ниях цикловых  комиссий. Доклады о деятельности кабинета технического творчества, о работе техниче­ских кружков, бригад   рационализаторов,

и  др., должны  включаться в планы работы цикловых  комиссий профессиональ­но-технического цикла.

В масштабе местного  управления профобразования подобный обмен опытом может быть организован в рамках той    или иной  секции мастеров производствен­ного обучения.

Весьма эффективны выездные заседания секций в те учебные заведения, где может быть показан хорошо оборудо­ванный кабинет технического творчества, где есть возможность иллюстрировать доклады и сообщения руко­водителей кружков внушительными выставками твор­ческих работ обучающихся.

Организация технического творчества в учебной группе, а тем более в масштабе техникума  связана с дополнительной тратой времени и энергии. Для какой- то части мастеров это первопричина пассивного отно­шения к техническому творчеству. Однако опыт показы­вает, что затраченные усилия в конечном итоге оку­паются. Творческая работа положительно влияет на удовлетворение эмоциональных сторон деятельности и жизни ребят. Их знания по общетехническим и спе­циальным предметам более фундаментальны, а про­фессиональные умения — совершенны. Они опора масте­ра в группе во всех хороших начинаниях и делах. Ради этого истинному мастеру производственного обучения, не должно быть жаль ни сил, ни времени.

 Но  вероятно, относить техническое твор­чество только к внеклассной работе ошибочно. Помимо работы в кружках техническое творчество может найти своё выражение в творческом выполнении производст­венного задания на уроке производственного обучения и даже в процессе подготовки к нему дома. Там, где мастер уделяет постоянное внимание рациональности технологии, правильности организации рабочего места, рациональному выбору инструмента и приспособлений, культуре производства, эстетичности изделий, там твор­чество становится неотъемлемой частью производствен­ного обучения.

Техническое творчество обучающихся может быть след­ствием активных контактов с рационализаторами и но­ваторами базовых предприятий во время производствен­ной практики. Многие из них к рационализаторству, изобретательству пришли после долгих лет работы, накопив большой практический опыт, достигнув вершин мастерства. Однако в профессиональной школе можно и должно готовить будущих рабочих к новаторской и рационализаторской деятельности с меньшей затратой времени и энергии. Техническое творчество здесь одно из испытанных средств.

Следовательно, каждому мастеру необходимо само­му избирать наиболее приемлемые формы организации творческой работы учащихся: после занятий в кружке или на уроке производственного обучения, при подго­товке домашнего задания или на базовом предприятии. Элемент творчества должен быть во всей учебно-позна­вательной деятельности учащихся.

Задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса в техникуме вправе требовать от каждого мастера самой активной работы в области организации технического творчества обучающихся. А потому при оценке результатов работы мастера следует учитывать степень его участия в раз­витии творческой деятельности своих питомцев.

Техническое творчество — многогранный процесс с элементами умственной творческой работы и практиче­ской деятельности, мероприятиями по общетехническо­му развитию ребят и воспитанию у них качеств пере­довых рабочих.

Во главе его должны стоять люди, хо­рошо знающие дело и неравнодушные к нему. Какими же качествами должен обладать мастер — руководитель коллектива технического творчества, что он должен знать и уметь?

Прежде всего он должен уметь вызвать творческое отношение к делу, а без заинтересованности делом это невозможно. Что же касается технического творчества, то здесь даже мало одной заинтересованности, необхо­дима влюблённость в технику, в свою профессию. Если мастер решил создать коллектив технического твор­чества, начать ему надо с воспитания уважения к избранной  профессии. Но для этого мастер сам должен очень любить свою профессию, быть незаурядным спе­циалистом. На обучающихся производит неизгладимое впечатление искусная работа ювелирно сделанная мастером. Окажет своё влияние и встреча с вчерашними обучающимися мастера.

Стремясь вызвать интерес к профессии и убеждённость в её доступности, мастер приводит своих новых обучающихся  на предприятие, где они видят не только техни­ческую сторону труда, но и творческое  отношение к нему.

 Мастер обязательно познакомит ребят с новато­ром - своим бывшим обучающимся, подведёт к  стенду рационализаторских работ и расскажет об ори­гинальном инструменте выпускника техникума.

У кого-то из обучающихся, возможно, уже здесь заро­дится интерес к творческой работе. К другому это придёт позже. Ведь в современной профессионально-тех­ническом работе  обучающийся подчас не удовлетворяется только знанием секретов мастерства, владением инст­рументами, приёмами  работы, так как жаждет творче­ской деятельности. Здесь он увидит её, утвердится в правильности своего решения при выборе профессии, а затем приобщится и к творческой работе.

В области технического творчества мастер должен быть предельно целеустремлённым человеком. Рассмат­ривая творческую работу своих питомцев не как увле­кательное времяпровождение, не как игру в «изобрета­телей», мастер наполняет её конкретным и чётко определённым  смыслом. Воспитать творчески мыслящего рабочего, непрерывно стремящегося к расширению и углублению своих знаний, способность вносить в свой труд все новое, прогрессивное,— вот его цель. И если в деятельности мастера действительно все подчинено именно этой цели, то она непременно станет главной целью всего коллектива технического творчества, орга­низованного мастером.

Общеизвестно, что отношение обучающихся ко многому, что их окружает в техникуме, зависит от мастера. Если мастер склонен к изобретательству, к рационализатор­ской деятельности, то под его влиянием эти качества формируются и у его питомцев, т. е. развитое техни­ческое-мышление мастера передаётся его обучающимся.

Члены творческого коллектива должны видеть масте­ра не только пропагандистом технического творчества, им должны быть известны его личные рационализатор­ские предложения, они должны быть знакомы с создан­ными мастером приспособлениями, инструментами. Иными словами мастер сам должен быть активистом технического творчества, убеждённым новатором, ра­ционализатором.

Техническое творчество обучающихся не самоцель. Оно не должно быть абстрактным, оторванным от реальной техники и технологии, но и не должно повторять уже пройденное. Техническое творчество должно обгонять время, ориентируясь на передовую научную и техни­ческую мысль.

Ведь научно-технический прогресс нахо­дится в прямой зависимости не только от знания каж­дым рабочим современного оборудования и умения управлять технологическим процессом, но и от способ­ности все это совершенствовать, двигать вперёд.

Чтобы успешно руководить творческой работой обуча­ющихся, чтобы вести их непрерывно вперёд, мастеру не­обходимо быть технически грамотным человеком, знать современные научные воззрения. А чтобы творческая работа обучающихся была им по плечу, мастеру необходи­мо знать, что изучают ребята по физике, химии, специ­альной технологии, электротехнике, черчению и другим дисциплинам, имеющим отношение к технике; знать, насколько глубоки их знания.

Независимо от принципа добровольности техническое творчество требует чёткой организации. Ребята охотно идут в такие коллективы, где хорошо поставлена рабо­та, и быстро теряют интерес даже к многообещающим вначале, но плохо организованным мероприятиям по технической самодеятельности. Мастер — руководитель коллектива технического творчества должен быть хо­рошим организатором. Умение интересно спланировать работу, собрать вокруг себя ребят, создать условия для плодотворной деятельности коллектива техническо­го творчества, поддерживать в нем необходимую дис­циплину — далеко не полный перечень элементов орга­низаторской работы мастера. Некоторые полагают, что быть хорошим организа­тором это призвание. Возможно. Но навыкам органи­заторской работы можно и научиться.

В основе всего лежит личная дисциплинированность, организованность, деловитость. Стоит мастеру не явиться на назначенное им же занятие кружка или опоздать, и его обучающиеся усвоят, что дисциплина  необязательна. После этого наладить дисциплину будет уже трудно.

Доста­точно мастеру раз-другой не подготовиться к занятиям, не обеспечить кружковцев материалами, инструмента­ми, документацией, и им станет просто неинтересно работать в таком коллективе.

 А неинтересные занятия, как известно, тормозят  развитие творческих способ­ностей ребят.

Слово мастера никогда не должно расходиться с де­лом. Иные многое обещают при создании кружков. Но очень плохо, если они на­чинают убеждаться в снижении потенциальных воз­можностей руководителя, а когда обнаруживают, что эти возможности вообще иссякли, покидают кружок. Обратно вовлечь их туда практически уже невозможно. И наоборот. Если мастер инициати­вен, находчив, принимает решения быстро и безошибоч­но, умеет ориентироваться в сложной обстановке, если требователен прежде всего к себе, то созданный им коллектив будет хорошо организованным и работоспо­собным.

Знать надо мастеру и некоторые психологические особенности занимающихся техническим творчеством. Для многих ребят успехи в творческой работе — это источник моральных сил для преодоления каких-то своих слабостей. Для других творчество — средство восполнить пробелы в знаниях. Задача мастера-руководителя коллектива технического творчества заметить это и поощрить творческую работу ребят. Мастерство руководителя технического творчества заключается в умении добраться до «творческой жилки» именно тех обучающихся, которые не обладают какими-то особыми способностями, дарованиями.

 

 

Читать работу полностью (оригинал работы): 

 

Мастер производственного обучения - организатор технического творчества обучающихся

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*