Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Деловые игры на занятиях учебной практики

21.09.2016 97 1 173
Соломатин Виктор Александрович
Соломатин Виктор Александрович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Важным направлением повышения качества профессионального образования в настоящее время выступает развитие образования, ориентированного на практику. Перспективным средством решения данной проблемы является широкое использование в учебном процессе активных методов обучения. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности студентов и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в результатах образовательного процесса, являются ролевые и дидактические игры.

На современном этапе деловые игры рассматриваются как потенциал для формирования общих и профессиональных компетенций; как средство обеспечения профессионально-прикладной направленности образовательного процесса.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности в профессиональном образовании разрабатывали Ю.Л. Котляровский, В.И. Матирко, Г.К. Селевко и др.

Деловые игры, как форма (метод) обучения, относятся к широко применяемым в профессиональных учебных заведениях. Деловые игры представляют имитацию принятия решений, разыгрывания ролей, разрешения конфликтных ситуаций, вынесения оценок результатов деятельности.

Массовое применение этого типа дидактических игр вызвано двумя причинами.

Во-первых, применение деловых игр в значительной степени повышает познавательную активность студентов. Студенты получают и усваивают значительно больше прикладной информации, необходимой для грамотного применения соответствующих профессиональных решений. Игра способствует также формированию у студентов способностей к самооценке, делая ее более объективной.

Вторая причина «увлеченности» деловыми играми определяется спецификой требование к работнику. Необходим опыт делового общения в различных жизненных и производственных ситуациях с разными людьми.

Наиболее характерными ситуациями деловых игр, применяемых в учебной практике являются: анализ заданий производственных ситуаций и принятие оптимальных решений; определение (диагностика) дефектов обработки, сборки, регулировки, соблюдения технологических режимов работы оборудования. Такие уроки, как правило, проводятся, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний студентов, проходят в необычной, нетрадиционной подготовке.

Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.

Оценивая роль деловой игры в профессиональном образовании необходимо выделить ряд ее особенностей:

  • Деловая игра является коллективным методом обучения, в процессе которого формируется коллективное решение;
  • Создание и поддержание эмоционального настроя в процессе проведения деловой игры способствует активному включению слушателей в обсуждение и решение предлагаемой проблемы;
  • Деловая игра позволяет максимально приблизить образовательный процесс к реальной практической деятельности;
  • Участие в деловой игре дает студентам возможность проявить свои индивидуальные творческие способности, показать знания, продемонстрировать приобретенные умения, навыки.

Организация и проведение деловых игр требуют серьезной подготовки. Проспект деловой игры может быть представлен в следующем виде: учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры. Одно из требований деловых игр – максимальное приближенное к реальности, что обусловливает необходимость учета специфики и условий профессиональной деятельности будущего специалиста.

Воссоздание предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста осуществляется, прежде всего, при изучении профессиональных модулей. В содержании профессионального образования профессиональный модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций.

 

Оригинал работы:

Деловые игры на занятиях учебной практики

 




Назад к списку

Комментарии
Здравствуйте Виктор Александрович!
Во-первых. «Опыт делового общения в различных жизненных и производственных ситуациях с разными людьми» приобретается в ходе производственных отношений. Конечно, можно смоделировать производственную ситуацию с приглашением опытных работников, однако к полноценной замене такого опыта это не приведет.
Во-вторых. Деловая игра, как один из методов социально-активного обучения, известен довольно давно, его теоретические основы хорошо известны. Хотелось бы, что бы в статье Вы поделились своими идеями, мыслями, опытом практической деятельности, однако …
С уважением

Исакова Майя Исматовна
заместитель директора по учебной работе,
ГПБОУ "Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*