Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование учебно-познавательных компетенций

29.02.2012 348 1922
Кряжева Наталья Викторовна
Кряжева Наталья Викторовна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

В процессе обучения студентов по специальности «Сестринское дело» общепринятым является классический вариант проведения практических и теоретических занятий. Действительно, большую часть из них предпочтительнее проводить общепринятым методом. Для проведения даже одного занятия с использованием какой-либо активной формы требуется большая подготовительная работа: изучение возможности проведения именно с этой группой студентов (выявление активных и пассивных, степень познавательности и способности к усвоению нового материала и принятию именно этой активной формы обучения); подготовка оборудования, оснащения, методических и учебных материалов.


Но, несмотря на определенную трудность и затратность по времени подготовки занятия, итог его всегда очевиден. Даже посредственно успевающие студенты проявляют определенную заинтересованность не только на отдельных этапах занятия, но и в целом способны усвоить и полноценно закрепить свои знания, предварительно полученные на других предметах или при изучении предыдущих тем той дисциплины, по которой используется активная форма обучения.


МАО использовались всегда, и не только педагогами-новаторами. И поэтому, естественно, в свете новой концепции по модернизации российского образования – значимость, ценность и частота применения МАО при любых формах обучения только повышается.


Обучаясь выбранной профессии, студенты, в большинстве своем приобретают набор теоретических знаний, практические же умения и выбор единственно верного решения в соответствии с жизненной ситуацией или профессиональной задачей вызывают у них определенные трудности. Следовательно, на современном этапе развития российского образования все чаще возникает необходимость в широком использовании методов активного обучения.


Однако невозможно использовать на всех занятиях полный набор МАО. Любой преподаватель за годы своей деятельности нарабатывает определенный стиль обучения для изучения той или иной темы по его дисциплине.


Например, для проведения лекции можно использовать «пресс-конференцию». Интересующиеся, любознательные, активные студенты очень любят задавать вопросы и, особенно «каверзные», с тайной надеждой «запутать» преподавателя, выяснить в итоге – так ли хорошо он разбирается в различных жизненных ситуациях и сможет ли он подсказать правильное решение в каком-то конкретном случае. Такая обстановка и создает предпосылки к формированию учебно-познавательных компетенций.


Чтобы задать преподавателю определенный вопрос студент для начала должен был не только внимательно прослушать лекцию, но и суметь законспектировать ее важные моменты, а это уже элемент функциональной грамотности, которую он приобретает и продолжает закреплять в процессе обучения. Кроме того, переходя на более высокую ступень обучения от курса к курсу, студент овладевает и другими креативными навыками, в частности, умение использовать самостоятельно полученные знания из окружающего мира для решения учебных проблем на конкретном занятии и выполнения каких-либо задач в нестандартных ситуациях. Сделать это ему и поможет преподаватель, отвечая на «неудобные», запутанные вопросы.


Пресс-конференцию лучше запланировать в конце теоретического занятия, а не после оглашения темы, целей или мотивации. Именно такой прием необходим для полноценного восприятия темы занятия.


И конечно, у студентов, как сказано выше, наделенных начальным жизненным опытом в своем социуме и общеобразовательными знаниями должны возникать разнообразные вопросы по ходу лекции, и не только касающиеся излагаемой темы[*].


Пресс-конференция мотивирует студенческую аудиторию к проявлению познавательного интереса и способствует формированию эмоциональной сферы, например, удовлетворение любопытства. Эти моменты, в совокупности с другими способностями и умениями помогают современным молодым людям в формировании учебно-познавательных компетенций.


Другой пример использования методов активного обучения: конкретные ситуации (КС). В учебном пособии «Нетрадиционные педагогические технологии в обучении» С.А. Мухина и А.А. Соловьева дают несколько вариантов классификации конкретных ситуаций. Для создания условий формирования компетенций, требуемых новой концепцией образования, наиболее оптимальными являются следующие КС:

  • Ситуация-проблема, она требует оперативного решения и является прототипом реальной проблемы.
  • Классическая ситуация, т.е. взята из литературы, практики или искусственно сконструирована, без итогового вопроса. Студенты должны самостоятельно выделить вопрос из предложенной ситуации и принять свое собственное решение.
  • «Живая» ситуация – лучше ее взять из жизни самих студентов (учеба, практика, бытовые отношения). Суть ее в том, что принятое решение не должно быть известно. При последовательном разборе ситуации нужно найти выход из нее и даже в нескольких вариантах.

Использовать метод конкретных ситуаций лучше всего на практических занятиях. Студенты уже наделены определенными знаниями по предстоящему уроку и владеют информацией по предыдущим темам дисциплины. А также преподаватель, применяемый в своей педагогической практике МАО, естественно, планируя проводить практическое занятие с использованием активных методов, не мог не применить элементы инновационных технологий при изложении предшествующего практике лекционного материала. Поэтому предполагается, что практическое занятие должно пройти плодотворно и цели, которые преследуют КС будут выполнены если не полностью, то частично (это зависит от познавательного потенциала студенческой аудитории). Но использование и на последующих уроках метода Конкретных Ситуаций, все же позволит и преподавателю и студентам достичь поставленных целей.


Проведение занятий в этом ключе помогает:

  • выработать умение анализировать ситуацию, используя элементы рефлексии и самооценки;
  • научиться расшифровывать причинно-следственные связи, используя элементы логической и общеучебной деятельности;
  • выработать самостоятельность в принятии решений, используя вероятные, статистические и стандартные методы познания;
  • создать условия для овладения творческим мышлением, с использованием приемов самостоятельного добывания знаний из окружающей среды, проявляя при этом умение отличать факты от домыслов.

Использование метода КС помогает преподавателю создать предпосылку к формированию учебно-познавательных компетенций. При неоднократном использовании данного метода обучения у студентов постепенно возникает потребность к самореализации, самоуправлению и самодисциплине. Ведь несмотря на определенные условности, на практических занятиях отрабатываются те умения, которые будущий специалист применит в своей профессиональной деятельности.


Таким образом, любая из технологий активного обучения имеет свою специфику и отличительные особенности по их применению в учебном процессе. Но, в конечном итоге все они призваны развивать творческое мышление, добывать знания и владеть навыками использования различных источников этих знаний: книга, интернет, СМИ, жизненный опыт старших, что и позволит будущему профессионалу целенаправленно проводить поиск оптимальных решений.


Учебные занятия с использованием МАО позволяют максимально приблизить обучение к реальной жизни и связать воедино знания, умения, навыки в сфере самостоятельной познавательной деятельности и иных направлениях в овладении студентами другими значимыми компетенциями. В комплексе все это приводит к подготовке компетентностного профессионала, способного сознательно принимать верные решения в производственных и жизненных ситуациях.   

_________________________________________________________________

[*] Для удобства проведения такого занятия преподаватель предлагает возникшие по ходу лекции вопросы задавать в письменном виде, а по окончании ее уже будет давать ответы, в том числе и на устные.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*