Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИзменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у будущих медицинских работников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Внедрение Федерального государственного образования (ФГОС СПО) 3-го поколения определило введение в образовательный процесс специальности 31.02.01. «Лечебное дело» программ профессиональных модулей и в частности профессиональных модулей терапевтического профиля, которые направленны на подготовку квалифицированного специалиста.
В рамках реализации профессиональных модулей терапевтического профиля изменились и требования к результатам обучения студентов, главной целью преподавателя является формирование профессиональных и общих компетенций.
Компетентностый подход в освоении профессиональных модулей изменил структурные элементы теоретических и практических занятий.
Для подготовки конкурентоспособного медицинского работника в колледже при устном изложении учебного материала используются вербальные, технические и наглядные методы обучения. Среди словесных методов обучения важное место занимает лекция. В Ангарском медицинском колледже лекции на профессиональных модулях терапевтического профиля проводятся с использованием мультимедийных презентаций. Это дает возможность использовать широкий диапазон средств визуализации в режиме реального времени посредством рисунков, таблиц, схем, диаграмм, фотографий, видеороликов. Такие лекции дают систематизированные основы научных знаний, концентрирует внимание студентов на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулирует их активную познавательную деятельность и способствует формированию творческого мышления.
При проведении практических занятий по ПМ.01.Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин: Пропедевтика и диагностика в терапии используются экранно-звуковые средства обучения, то есть демонстрируются видеофильмы с методиками обследования терапевтических больных, аудиозаписи с дыхательными и сердечными звуками. Данный метод обучения способствует лучшему усвоению изучаемого материала и формированию профессиональный компетенций.
Для отработки практических навыков на МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин: Пропедевтика и диагностика в терапии используются манекен для аускультации сердечно-легочных звуков и цифровой манекен-стимулятор для пальпации живота. Преимущество обучения на манекенах следующее:
Применение симуляционных технологий позволяет повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков будущих медиков.
Также на практических занятиях используются методы решения ситуационных задач в форме деловой или ролевой игры.
Суть метода ситуационно-ролевой игры состоит в импровизированном разыгрывании ситуации, моделирующей типичную для данной группы деятельность и проблемы, которые возникают в ходе этой деятельности. В игре участвуют несколько человек, которые по ходу игры используют роли отдельных персонажей ситуации. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность участникам игры побывать в разных ролях. Существуют многочисленные модификации ситуационных игр с использованием различных методик. Их выбор определяется конкретными педагогическими задачами. Однако обязательным условием является проигрывание нескольких игр по нарастающей сложности, так как участие в одной игре обычно не дает желаемого эффекта. Моделируемая в игре ситуация должна максимально приближаться к реальной действительности.
Используются следующие возрастающие по сложности клинические игры.
Первый тип игры: "врач — больной". Это основная форма клинической игры, направленная на распознавание болезней и лечение больного.
Второй тип — "Консилиум". Эта игра отличается тем, что кроме лечащего врача в игре участвуют консультанты. Формально эта ролевая игра, где разные играющие выполняют роли врачей разных специальностей и уровня подготовки.
Третий тип клинической игры — это "Палатный врач". Отличие этого варианта в том, что палатный врач ведет несколько больных. При этом для моделирования наиболее реальной ситуации каждый из этих больных находится на разных стадиях обследования и лечения, на разных стадиях своих заболеваний.
Игровая форма позволяет в «психологически безопасной» ситуации приобрести необходимые для профессиональной деятельности практические умения и навыки, снять определенные психологические барьеры, возникающие из-за отсутствия опыта практической профессиональной деятельности, получить необходимую поддержку и помощь со стороны других участников образовательного процесса, обрести уверенность в собственных действиях, профессиональном выборе. Студенты тренируют умения кратко и чётко выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга, быстро находить варианты решений.
Важной составляющей при реализации профессиональных модулей является учебная и производственная практика. Отправляясь на практику, студенты имеют необходимый материал для работы: программу практики, образцы ведения дневника и манипуляционные, аттестационные листы.
Именно в процессе производственной практики закрепляется и расширяется теоретические и практические знания студентов, приобретаются более глубокие практические навыки в диагностике, лечении, оказании скорой и неотложной медицинской помощи. Это, прежде всего, связано не только с возможностью студента самостоятельно провести какую-либо манипуляцию. Важны осознание будущим фельдшером важности выполняемых им действий, необходимости в правильном принятии решения, а также субординация, умение работать и общаться с пациентами, наставниками, окружающим медицинским персоналом.
Создание адекватных условий для производственной практики студентов является залогом успешного формирования в процессе производственной практики специальной компетентности в целом и организаторских, коммуникативных компетенций в частности, что в дальнейшем поможет будущим фельдшерам осуществлять профессиональную деятельность, применять свои знания, умения, опыт.
Практика на базе лечебно-профилактических учреждений является основой профессиональной подготовки будущего специалиста, она направлена на развитие высокого уровня овладения профессиональной деятельности.
Формированию профессиональных компетенций способствует и выполнение самостоятельной работы, которая позволяет побудить научный поиск, активизировать мыслительную деятельность, логическое мышление.
Большое значение в образовательной деятельности отводится внеаудиторной самостоятельной работе.
В Ангарском медицинском колледже уже четвертый год на 3 курсах специальности 31.02.01. «Лечебное дело», после прохождения профессиональных модулей терапевтического профиля, проводится студенческая научно-практическая конференция.
Стать грамотным, высококвалифицированным специалистом, способным анализировать свою профессиональную деятельность и нести ответственность за нее можно только в случае интенсивной и кропотливой работы. Именно эта идея заложена в студенческой исследовательской работе, приобщающей к творческой деятельности, способствующей развитию инициативы.
В колледж за четыре года были проведены конференции по следующим темам:
Необходимость умения вести учебно-исследовательскую работу обусловлена так же еще и тем, что в соответствии с новыми образовательными стандартами студенты специальности 31.02.01. «Лечебное дело» обязаны готовить курсовые и дипломные работы. Хорошая организация учебно-исследовательской работы при подготовке к студенческой научно-практической конференции может гарантировать высокий уровень защиты выпускных квалификационных работ. А выпускная квалификационная работа отражает образовательный уровень выпускника и свидетельствует о сформированности знаний, умений, практического опыта, освоении общих и профессиональных компетенций, присущих специалисту в данной области.
Таким образом, инновационные технологии являются необходимым инструментом современного преподавателя. В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, поставленных Федеральными государственными стандартами III поколения перед системой среднего профессионального образования – подготовить молодых специалистов к будущей профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.