Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование современных технологий в обучении профессионального модуля терапевтического профиля в ОГБОУ СПО «Ангарский медицинский колледж»

21.09.2016 39 65
Туробова Светлана Викторовна
Туробова Светлана Викторовна, преподаватель профессионального модуля «Лечебная деятельность» первой категории

Ангарский медицинский колледж

Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у будущих медицинских работников способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.  Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Внедрение Федерального государственного образования (ФГОС СПО)  3-го поколения определило введение в образовательный процесс специальности 31.02.01. «Лечебное дело» программ профессиональных модулей и в частности профессиональных модулей терапевтического профиля, которые направленны на подготовку квалифицированного специалиста.

В рамках реализации профессиональных модулей терапевтического профиля изменились и требования к результатам обучения студентов, главной целью преподавателя является формирование профессиональных и общих компетенций.

Компетентностый подход в освоении профессиональных модулей изменил структурные элементы теоретических и практических занятий.

Для подготовки конкурентоспособного медицинского работника в колледже при устном изложении учебного материала используются вербальные, технические и наглядные методы обучения. Среди словесных методов обучения важное место занимает лекция. В Ангарском медицинском колледже лекции на профессиональных модулях терапевтического профиля проводятся с использованием мультимедийных презентаций. Это дает возможность использовать широкий диапазон средств визуализации в режиме реального времени посредством рисунков, таблиц, схем, диаграмм, фотографий, видеороликов. Такие лекции дают систематизированные основы научных знаний, концентрирует внимание студентов на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулирует их активную познавательную деятельность и способствует формированию творческого мышления.

При проведении практических занятий по ПМ.01.Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин: Пропедевтика и диагностика в терапии используются экранно-звуковые средства обучения,  то есть демонстрируются видеофильмы с методиками обследования терапевтических больных, аудиозаписи с дыхательными и сердечными звуками. Данный метод обучения способствует лучшему усвоению изучаемого материала и формированию профессиональный компетенций.

Для отработки практических навыков на МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин: Пропедевтика и диагностика в терапии используются манекен для аускультации сердечно-легочных звуков и цифровой манекен-стимулятор для пальпации живота. Преимущество обучения на манекенах следующее:

  • реалистическое обучение без риска для пациента;
  • количество повторов не ограничено;
  • осуществляется без первичного стресса для обучающегося;
  • объективно оцениваются действия обучающегося.

Применение симуляционных технологий позволяет повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков будущих медиков.

Также на практических занятиях используются методы решения ситуационных задач в форме деловой или ролевой игры.

Суть метода ситуационно-ролевой игры состоит в импровизированном разыгрывании ситуации, моделирующей типичную для данной группы деятельность и проблемы, которые возникают в ходе этой деятельности. В игре участвуют несколько человек, которые по ходу игры используют роли отдельных персонажей ситуации. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность участникам игры побывать в разных ролях. Существуют многочисленные модификации ситуационных игр с использованием различных методик. Их выбор определяется конкретными педагогическими задачами. Однако обязательным условием является проигрывание нескольких игр по нарастающей сложности, так как участие в одной игре обычно не дает желаемого эффекта. Моделируемая в игре ситуация должна максимально приближаться к реальной действительности.

Используются следующие возрастающие по сложности клинические  игры.

Первый тип игры: "врач — больной". Это основная форма клинической игры, направленная на распознавание болезней и лечение больного.

Второй тип — "Консилиум". Эта игра отличается тем, что кроме лечащего врача в игре участвуют консультанты. Формально эта ролевая игра, где разные играющие выполняют роли врачей разных специальностей и уровня подготовки.

Третий тип клинической игры — это "Палатный врач". Отличие этого варианта в том, что палатный врач ведет несколько больных. При этом для моделирования наиболее реальной ситуации каждый из этих больных находится на разных стадиях обследования и лечения, на разных стадиях своих заболеваний.

Игровая форма позволяет в «психологически безопасной» ситуации приобрести необходимые для профессиональной деятельности практические умения и навыки, снять определенные психологические барьеры, возникающие из-за отсутствия опыта практической профессиональной деятельности, получить необходимую поддержку и помощь со стороны других участников образовательного процесса, обрести уверенность в собственных действиях, профессиональном выборе. Студенты тренируют умения кратко и чётко выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга, быстро находить варианты решений.

Важной составляющей при реализации профессиональных модулей является учебная и производственная практика. Отправляясь на практику, студенты имеют необходимый материал для работы: программу практики, образцы ведения дневника и манипуляционные, аттестационные листы.

Именно в процессе производственной практики закрепляется и расширяется теоретические и практические знания студентов, приобретаются более глубокие практические навыки в диагностике, лечении, оказании скорой и неотложной медицинской помощи. Это, прежде всего, связано не только с возможностью студента самостоятельно провести какую-либо манипуляцию. Важны осознание будущим фельдшером важности выполняемых им действий, необходимости в правильном принятии решения, а также субординация, умение работать и общаться с пациентами, наставниками, окружающим медицинским персоналом.

Создание адекватных условий для производственной практики студентов является залогом успешного формирования в процессе производственной практики специальной компетентности в целом и организаторских, коммуникативных компетенций в частности, что в дальнейшем  поможет будущим фельдшерам осуществлять профессиональную деятельность, применять свои знания, умения, опыт.

Практика на базе лечебно-профилактических учреждений является основой профессиональной подготовки будущего специалиста, она направлена на развитие высокого уровня овладения профессиональной деятельности.

Формированию профессиональных компетенций способствует и выполнение самостоятельной работы, которая позволяет побудить научный поиск, активизировать мыслительную деятельность, логическое мышление.

Большое значение в образовательной деятельности отводится внеаудиторной самостоятельной работе.

В Ангарском медицинском колледже уже четвертый год на 3 курсах специальности 31.02.01. «Лечебное дело», после прохождения профессиональных модулей терапевтического профиля, проводится студенческая научно-практическая конференция.

Стать грамотным, высококвалифицированным специалистом, способным анализировать свою профессиональную деятельность и нести ответственность за нее можно только в случае интенсивной и кропотливой работы. Именно эта идея заложена в студенческой исследовательской работе, приобщающей к творческой деятельности, способствующей развитию инициативы.

         В колледж за четыре года были проведены конференции по следующим темам:

  • «Туберкулёз – медико-социальная проблема общества»
  • «Несладкая жизнь больных сахарным диабетом»
  • Сердечно - сосудистые заболевания – злободневная проблема общества»
  • «Метаболический синдром: заболевание или нездоровый образ жизни»

Необходимость умения вести учебно-исследовательскую работу обусловлена так же еще и тем, что в соответствии с новыми образовательными стандартами студенты специальности 31.02.01. «Лечебное дело» обязаны готовить курсовые и дипломные работы. Хорошая организация учебно-исследовательской работы при подготовке к студенческой научно-практической конференции может гарантировать высокий уровень защиты выпускных квалификационных работ. А выпускная  квалификационная работа отражает образовательный уровень выпускника и свидетельствует  о сформированности знаний, умений, практического опыта, освоении общих и профессиональных компетенций, присущих специалисту в данной области.

Таким образом, инновационные технологии являются необходимым инструментом современного преподавателя. В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, поставленных Федеральными государственными стандартами III поколения перед системой среднего профессионального образования – подготовить молодых специалистов к будущей профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*