Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья «Социально-педагогические аспекты процесса духовно-нравственного воспитания»

15.09.2016 76 105
Евстропова Ирина Александровна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Современная система образования содержит в себе определенные  противоречия. Одной из причин этого является отсутствие педагогической рефлексии генезиса духовно-нравственного становления личности как непрерывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности процесса. По словам известного ученого проитерея Евгения Шестуна, главными сферами жизни человека являются семья, церковь и система образования. В этих сферах сложно переплетены государственные, национальные и религиозные ценности. В педагогике рассматриваются проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности.

Светское и духовное  воспитание - неразрывные части единой национальной образовательной системы. Человек как объект воздействия духовного и светского образования является неделимой духовной сущностью, ему принадлежит право выбора своего образовательного пути. Религиозная культура является фундаментом светского образования. Сложившееся в России и в других странах мира разделение  образования на светское и духовное имеет непродолжительную историю. Призывы к гуманизации в начале 80-х годов как новой парадигмы образования представляют собой попытку вернуть в образовательную среду, утраченную ею духовность. Если дать характеристику  состоянии взаимосвязи светского и духовного образования, сложившейся в России в последнее время, то наблюдается процесс вхождения религиозной культуры в светское образование, и все большее число ученых мирового уровня, в том числе занятых в сфере естественных наук, ищет объяснения сущностной природы жизни и смерти человека, явлений и процессов окружающего нас мира, в Божественной Воле.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. 
На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четыре группы факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.
В ГБПОУ «Урюпинский агропромышленный техникум» одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание обучающихся на казачьих традициях, а задача духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных в техникуме. Педагогический коллектив стремится к формированию у обучающихся следующих качеств:


-нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности); 
-нравственного облика (милосердия, толерантности); 
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви); 
-нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Преподаватели в тесном союзе с церковью работают над приобщением обучающихся к православно-христианским принципам любви и  гармонии.
Духовно-нравственное воспитание в техникуме осуществляется через уроки литературы, истории, внеклассные мероприятия. Большой популярностью в техникуме пользуются экскурсии и велопробеги, которые организовывает Отдел молодежной политики, благодаря которым обучающиеся побывали в пещерных монастырях Воронежской области, в церквях Белгородской области.  Обучающиеся техникума являются постоянными участниками крестных ходов. Но особый воспитательный эффект дают факультативные занятия по истории русской православной церкви, которые ведет отец Алексей, на этих занятиях обучающиеся не только узнают об истории русской церкви, но и ведут беседы с отцом Алексеем на различные житейские темы. Это общение обучающихся с церковнослужителем, имеет большой воспитательный эффект.

В основе духовно-нравственного воспитания в нашем техникуме лежит удовлетворение потребности каждого обучающегося в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту казачьей культуры. Это занятия на факультативах по «Казачьей подготовке», которая включает в себя занятия строевой подготовкой, основам военной службы, изучение устава Вооруженных сил РФ, «Возрождению казачества», где ребята изучают историю Донского казачества, а так же развитие казачьего движения на современном этапе. Эти занятия помогают нашим выпускникам легче адаптироваться к военной службе, расширяют их кругозор, а также воспитывают патриотические и духовно-нравственные качества.

 

Источник: Статья  «Социально-педагогические аспекты процесса духовно-нравственного воспитания»
        

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*