Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рабочая тетрадь как средство организации самостоятельной работы студентов

12.09.2016 4847 9274
Цюренко Ольга Владимировна
Цюренко Ольга Владимировна, преподаватель

Ачинский медицинский техникум

Скажи мне – я забуду.

Покажи мне – я могу запомнить.

Позволь мне сделать самому это

и это станет моим навсегда.

П.П. Блонский

 

Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Специалист, работающий в любой области сегодня - это человек, владеющий современными информационными технологиями, ориентированный в смежных областях деятельности, обладающий коммуникативными способностями, готовый к постоянному профессиональному росту, умеющий трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии и работать в команде, обладающий навыками самообразования.

Согласно  требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования особое значение в учебном процессе, направленном на подготовку средних медицинских работников, приобретает формирование у студентов навыков самостоятельного умственного труда, характеризующегося внедрением в практику более совершенной методики обучения, обеспечивающей повышение качества учебной работы. Студенты должны приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов самостоятельной работы. Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Современная медицина неустанно развивается, совершенствуются новые методы лечения и диагностики. В связи с этим необходимо еще в стенах учебного заведения приучить будущих медиков к самостоятельной работе. Они должны уметь быстро принимать решения, хорошо ориентироваться в справочниках, специальной литературе, медицинских пособиях, регламентирующих документах.

В концепции  Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения самостоятельная работа постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса. Увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала.

Самостоятельная работа определяется как:

-учебная деятельность;

-средство обучения;

-средство формирования познавательных способностей;

-способ организации учебного процесса, направленный на формирование принципов

самоорганизации и саморазвития;

-форма организации самостоятельной познавательной деятельности;

-условие самоорганизации и самодисциплины.

Увеличение доли самостоятельных занятий предполагает предоставление студенту возможности в должной мере работать с литературой и сетевыми ресурсами, ставит студента перед необходимостью самостоятельно «добывать» информацию, осмысливать её, проектировать собственный результат.

В последнее десятилетие особое значение приобретают средства обучения, являющиеся одновременно как средствами преподавания, так и средствами учения. Это – всевозможные интерактивные обучающие программы, нетрадиционные учебники, учебники-хрестоматии, учебники-вопросники и рабочие тетради. 

Одним из методов развития целенаправленной организации самостоятельной работы студентов является внедрение в учебный процесс рабочих тетрадей.

Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента по освоению учебной дисциплины в аудитории и дома, может быть использована студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к промежуточной аттестации по дисциплинам. Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс, так как они быстрее других «откликаются» на потребности образовательного процесса и одновременно формируют эти потребности.

Применение рабочих тетрадей в профессиональном обучении ставит перед собой следующие цели:

-обеспечить качественное усвоение рабочего материала;

-выработать умения и навыки учебной деятельности;

-способствовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов;

-формировать навыки самостоятельной работы.

К функциям рабочей тетради можно отнести:

-обучающую - предполагает формирование у учащихся необходимых знаний и умений;

-развивающую - способствует развитию устойчивого внимания на занятиях;

-воспитывающую - вырабатывает личностные качества такие как самостоятельность;

-формирующую - формирует у обучаемых навыки самообразования;

-рационализирующую - обучает рациональной организации учебного времени и учебной работы обучаемых;

-контролирующую - используется для контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся. 

Технология работы с рабочей тетрадью предполагает изменение организации самостоятельной работы студентов. Своим содержанием, построением, конструированием она направлена на «соавторство» и «сотворчество». На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний. Все эти особенности рабочей тетради учитываются  при ее разработке.

Примером современного дидактического средства для обеспечения самостоятельной работы студентов отделения «Сестринское дело» может служить рабочая тетрадь по профессиональному модулю 01 Проведение профилактических мероприятий междисциплинарного курса 01.01 Здоровый человек и его окружение Часть 3 Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста Часть 4 Здоровье лиц пожилого и старческого возраста. Пособие содержит комплекс заданий для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Материал рабочей тетради структурирован следующим образом: введение, список рекомендуемой литературы, задания по теоретическим разделам междисциплинарного курса.

Предлагаемое нами пособие относится к контролирующему виду и выполняет все функции рабочей тетради.

Введение включает в себя обращение к студенту, дает необходимые рекомендации по работе с тетрадью.

Каждая тема в тетради представлена системой заданий:

-вставить пропущенный термин;

-дописать определение;

-ответить на вопрос;

-заполнить таблицу;

-построить схему;

-отметить последовательность;

-найти соответствие;

-решить терминологический кроссворд;

-сделать вывод;

-написать эссе и т.д.

Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она, по сути, является образовательным опытом развития студента. На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний. Самостоятельность студентов проявляется в умении студентов работать с научными источниками, т.е. студенты не только могут найти самостоятельно источник в библиотеке или Интернете, но и умеют, прочитав текст, выделить ту информацию, которая требуется для решения учебной задачи. Студенты могут выполнять учебные задания от начала до конца без дополнительной консультации преподавателя.

При выполнении заданий студент заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, дополняет, отвечает на вопросы, зарисовывает, выстраивает последовательность и т.д.). Некоторые задания в рабочей тетради сопровождаются рисунками.

Использование тетрадей избавляет студентов от большого объема механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время емкие ответы, помогают найти правильные ответы. Целиком заполненная рабочая тетрадь, в которую своевременно внесены необходимые уточнения и исправления, впоследствии может стать отличным конспектом для повторения пройденного материала – тем более полезным, что он в значительной степени готовится самим обучающимся.

Рабочую тетрадь можно применять на любом этапе учебного занятия. Пособие позволяет преподавателю установить «обратную связь» с обучающимися, проверить эффективность проделанной работы, требует от студентов активных мыслительных действий, помогает более качественно подготовиться к промежуточной аттестации и позволяет развить самостоятельность как профессиональное и личностно-значимое качество.

Таким образом, к преимуществам использования рабочей тетради в учебном процессе можно отнести следующие:

-наличие рабочей тетради исключает необходимость тратить время на запись домашних заданий;

-существует возможность провести определенную подготовку студенту на занятии;

-позволяет студенту осознать теоретический материал;

-с помощью иллюстраций способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний;

-по мере изменений требований сферы труда в рабочую тетрадь могут быть оперативно внесены необходимые изменения;

-рабочие тетради формируют у студентов мыслительные навыки и умения; помогают разрабатывать умение преодолевать трудности для достижения намеченных целей

-способствует более качественному усвоению изучаемого материала, т.к. работая с каждым заданием самостоятельно, у студента появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения;

-преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ студентами.

С внедрением в педагогический процесс рабочих тетрадей контроль может осуществляться как индивидуально, так и одновременно всей группой; учащийся может проходить контроль абсолютно самостоятельно, в любое удобное для него время.

В заключении можно отметить, что разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса.

Таким образом, рабочая тетрадь является средством обеспечения стандартизации и индивидуализации обучения. Включение студентов в работу с тетрадями значительно увеличивает объем самостоятельной деятельности всех студентов. Индивидуальные задания вызывают у каждого студента чувство ответственности, удовлетворения, способствуют формированию познавательных интересов, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.

 

 

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*