Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока по дисциплине: «География»

09.09.2016 693 1046
Сударушкин Эдуард Владимирович
Сударушкин Эдуард Владимирович, заведующий отделения

Вельский индустриально-экономический колледж

Тема: «Япония»

Учебно-воспитательные цели:

  1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использова­ния территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения, выявить особенности социально-экономического развития экономики; развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источ­ники географической информации.
  2. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.

 

Оборудование: политическая карта  мира, атласы, рабочие тетради, таблицы,  флаг.

Этапы урока

  1. Организационный момент – проверка присутствующих.
  2. Контроль знаний студентов.

Письменные вопросы – 4 человека.

Фронтальный опрос

1.Площадь Азии

2.Перечислите основные черты ЭГП.

3.Какая форма правления преобладает

4.Главное полезное ископаемое

5.Природные ресурсы – назовите 2 проблемы

6 . В чем причина нехватки земель. Какая особенность орошения в Азии.

7.Миграции населения – куда направлены и почему

8.Азиатский тип города

9.Что вы можете сказать об урбанизации Азии.

10 . Перечислите основные сельхоз культуры.

11.Назовите центры экономики Азии.

12.Тип воспроизводства, его характеристика, регулирование демографической ситуации.

Новый материал.

План

  1. Территория, границы, положение.
  2. Природные условия и ресурсы.
  3. Население
  4. Хозяйство
  5. Территориальная структура хозяйства.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Япония - «страна наоборот».
  • Сегодня мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно - «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

Для работы нам понадобятся : атлас (стр ), учебник .

 

  1. Название страны. Состав территории.( атлас стр. 13, 34 )
  • Древнее название страны - Ямато. Японцы называют её Ниппон или Нихон, то есть Страна восходящего солнца.
  • Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом - солнцем в середине.
  • Круглая хризантема - национальный цветок Японии.
  • Япония — страна-архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырёх тысячах мелких островах в Тихом океане. Территория 372 тыс. км. Япония имеет только морские границы.
  • Столица Японии - Токио, что означает «Восточная столица», распо­ложенная на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.

 

Экономико-географическое и политико-географическое поло­жение Японии. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

Япония - древнее государство. Однако длительный период ее изоля­ции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы спрятана от глаз европейцев.

Со времён второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи.

Япония входит в «большую семёрку», что говорит о её высоком •экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объеди­нений, потому что её удалённость от большинства стран затрудняет про­цесс интеграции.

Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокенского ре­гиона открывает ей возможности для участия в международном географи­ческом разделении труда.

 

  1. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

 Природа на Японских островах жестока, часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят тайфуны Природа Японии скупа.

Страна бедна минеральными ресурсами. Кроме этого проблема с земельными ресурсами и непосредственно с нехваткой земли как таковой.

Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей. Леса занимают 2/3 территории страны. Порожистые и короткие реки Японии - источник гидроэнергии и воды для орошения полей. Фауна Японского моря богата и разнообразна. (Зву­чит тихая японская музыка.)

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня — сакура. Плоды её несъедобны. Сакура цветёт один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Её розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.

  1. Особенности населения. Демографическая политика. (форзац учебника)
  • Население Японии - 127 млн человек - это 10-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.
  • Япония - конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире.

До принятия Конституции 1947 года была абсолютной монархией, за­коны которой наделяли императора неограниченной властью и приписываемые ему божественное происхождение. В настоящее время император страны Акихито — символ государства и единства нации. Вся законодательная власть принадлежит – парламенту , а исполнительная  - ка­бинету министров.

Но государственному устройству - Япония -унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.

Дня Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения;  — естественный прирост. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уро­вень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемо­стью, Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договоренности роди­телей.

  • Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем дет­ской смертности в мире - 4 на 1000 (в США - 8 на 1000; в России — 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины -76 лет, женщины - 82 года). Для сравнения: в России женщины - 72 года, мужчины — 62 года.

Вопрос: Почему японцы живут долго?

Ответ:

1) Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.

2) Само отношение к жизни. Японцы, как никакой другой народ в ми­ре, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.

3) В отношениях японцев друг и другу царит доброжелательность,

4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Де­сять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным прави­лом для каждого японца.

5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, при­крывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

  • Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населе­ния.
  • Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых се­мей. Очень сложна и система современной японской письменности, в ко­торой используются как иероглифы, так и слоговая азбука.
  • Японцы очень верующая нация. В Японии 2 основные религии — буддизм и синтоизм. Японская система верования - синтоизм, что означает «божественный путь», обслуживает основные религиозно-бытовые обря­ды и, прежде всего, свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах.

Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные об­ряды. Храмом в Японии является пагода. Это необычное для европейца сооружение, многоярусное, с крышей, причудливо загнутой вверх на уг­лах.

* Средняя плотность населения - 340 человек на квадратный километр. Но фактическая плотность населения выше, поскольку почти всё населе­ние страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.

Подавляющая часть населения живет в городах — 76 %. В стране более 200 больших городов, 12 из них города-миллионеры.

«Большая тройка» агломераций – Токио, Осаки. Нагои.( рис. 68) Самая крупная в мире (28 млн.чел) Токийская ( доп.материал 21). Вместе с Осаки и Нагои они образуют мегалополис  (слияние  соседних агломераций) – Токайдо – протяженность 600-700 км., плотность 800-1000 человек на 1 кв.км. , численность 55 млн. человек.(Италия).

  • Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего дет­ства. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сер­вировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай. (рис. 67) Краткие сообщения учащихся о традициях в Японии.

 

  1. Хозяйство Японии.

 

Япония – постиндустриальная страна. За короткий срок страна сумела проделать огромный путь, продемонстрировав большие достижения в науке, технике, образовании, промышленности и торговле.

 

Японская модель развития экономики.

1.покупка патентов , лицензий и их эффективное использование.

2.Развитие производств с экспортной ориентацией. ( рис.69)

3.новейшие технологии

4.образование и подготовка рабочих кадров

5.поощрение мелкого и среднего бизнеса.

 

Японская модель была использована для развития стран НИС Азии.

 

Японские рабочие – как правило японский рабочий имеет одну из лучших в мире профессиональных подготовок. Оплата труда зависит не только от количества , но и от качества выпускаемой продукции , что способствует постоянному росту производительности. Японский рабочий обычно нанимается в фирму на всю жизнь и очень редко меняет место работы. Это повышает его заинтересованность в рационализации производства, поскольку от стажа работы в фирме зависят размеры зарплаты, отпуска., пенсионного пособия. Перед началом трудового дня рабочие  произносят гимн-клятву своей фирме. Такой корпоративный дух привел к тому, что на японском производстве стали возникать кружки качества, которые вовлекают рабочих в  деятельность по совершенствованию продукции.

 

Держава № 2 БЛОК 15

Промышленность Японии зависит от импорта сырья.

  1. Электроэнергетика-(атлас стр. 16,34)

 

1 место- ТЭС-55% - сырье -уголь, газ, мазут.

2 место – АЭС – 35 % - дополнительный материал- п.22

3 место – ГЭС – 10 %

 Вопрос : бомбардировки Хиросима и Нагасаки, сейсмическая опасность.

 Энергосберегающие технологии и использование нетрадиционных видов энергии – солнечная . гейзеры, волны.

 

  1. Черная металлургия - выплавка стали. Атлас (стр. 17, 34)

2 место после Китая

 Черты –

1. производственная концентрация – из 14 крупнейших в мире предприятий – 8 в Японии. Крупнейший Фукуяме ( 16 млн.тонн в год) – дополнительный материал – п.22

2.территориальная концентрация – Вопрос : посмотрите на карту –закономерность расположения предприятий – вдоль побережья – Почему? – импорт железной руды и каменного угля.

3.Машиностроение. Атлас стр.(19)

4.старые отрасли – судостроение - лидер по производству супертанкеров , сухогрузов . контейнеровозов (автомобили) ?

5.новые –

а)станкостроение – лидер –станки с числовым программным управлением

б) автомобилестроение – 2 место Вопрос ? БЛОК 15  ЛЕКГОВЫХ –1 МЕСТО.

 Постоянное соперничество с США. Концерны – Тоета, Хонда, Ниссан, Мицубиси. – удобные, компактные, надежные, экономичные, чистые. Филиалы по всему миру(20 стран)

2.новейшие – электроника. Бытовая электроника (видео и аудио аппаратура) , персональные компьютеры. СОНИ, ШАРП. ТОШИБА. ХИТАЧИ.

 

ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: электроэнергетика, черная металлургия, автомобилестроение, судостроение, электроника, роботостроение , химическая.

 

  1. Сельское хозяйство.

Обеспечивает свои потребности на 40 %.

 

Главная культура – рис, 50% обрабатываемых земель.  Садоводство. Развивается животноводство –птицеводство, свиноводство, крупный рогатый скот. Рацион питания стал походить на европейский.

Большое  место в рационе занимает рыба и морепродукты. Ловят сельдь, сардину. Тунец, треску. Проводят аукционы рыбные (рис.72) Кроме этого добывают устриц, креветок, крабов, кальмаров, гребешков. Добывают морскую капусту ( йод).Любят употреблять  в сыром виде.

Широко используется искусственное разведение рыб и морепродуктов.(марикультура) Традиционный лов жемчуга.

 

  1. Транспорт – высокий уровень развития .

Дополнительный материал – п.25

А)  Железнодорожный – электрофицированный. Высокоскоростной. Средняя скорость – 200-250 км.час.  Монорельсовый, на магнитной подвеске – до 500 . Магистраль СИНКАНСЕН.  (рис. 72) Расстояние в 515 км. Преодолевает за 2,5 часа.

Б)  Автомобильный – скоростные дороги «хайвэи» проходят параллельно железным дорогам. Через каждые 15-20 км. Кафе. Столовые. Киоски. Через 40-60 станции техобслуживания.

В)  Морской – 9 мировых портов. Плавают под дешевыми флагами. (рис.73)

Г) Воздушный -  крупные аэропорты Токио. Осака.

Природные преграды – туннели.  САЙКАН – длина 54 км., 23 км проходит на глубине 100 метров под водой.(между островом Хонсю и Хоккайдо) дополнительный материал – п.26.

Трубопроводный не развит –Почему?

6 . Международные экономические связи.

А) Внешняя торговля –  по обороту 3 место в мире (США и Германия).  Вопрос ? Какой торговый баланс  - активный.( рис.69) «Торговать или умереть» -говорят японские бизнесмены.

Б) Экспорт капитала – крупнейшие банки мира (иена). Иностранные инвестиции – займы, кредиты.(АТР)

В) Участвует в научно-техническом сотрудничестве.

Россия – товарооборот сырья. - металл,, лес, уголь. Помощь в реконструкции морских портов. Широкая перспектива.

СООБЩЕНИЕ. – о Курильских островах.

Самостоятельная работа с учебником  (пункт 4 стр.222)  Задание 15.

  1. Территориальная структура хозяйства.

«Лицевая часть» - Тихоокеанский пояс. – промышленный пояс (рис. 70) Разгрузка. 

« Тыльная часть»  - добыча полезных ископаемых. Леса, животноводство, особенно развитие  рекреационной зоны и туризма.

 

Закрепление знаний.

Вопросы : учебник блок самоконтроля. ( 1, 2, 4, 3, исключите неправильный ответ) стр. 239-240.

  1. Рабочая тетрадь задания 10, 11, 13 стр 39-40.

- Сегодня на уроке мы побывали в одном из уголков нашей пла­неты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей ими достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономиче­ских высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.

Вывод урока: культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.

 

III. Итог урока.  Оценки за работу на уроке.

 

Задание на дом: с. 216-224. Вопросы стр. 239-240. Рабочая тетрадь задания 10, 11,12, 13 стр.39-40.

 

 

Оригинал работы: Методическая разработка урока по дисциплине: «География»

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*