Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Актуальные вопросы оказания медицинской помощи пациентам с острой хирургической патологией на догоспитальном этапе

05.09.2016 1092 2050
Борисова Светлана Юрьевна
Борисова Светлана Юрьевна, преподаватель

Ишимский медицинский колледж

Актуальные вопросы оказания медицинской  помощи пациентам с острой хирургической патологией на догоспитальном этапе.

 

Жизнь постоянно убеждает в том, что в понятие « первая медицинская помощь» входит триада: диагностика простейшими методами, адекватная ситуационная медицинская тактика, адекватное ситуационное доступное лечение.

Доврачебная помощь – это комплекс медицинских, медико – тактических мероприятий, имеющих определяющее значение в современной медицине.  Методами доврачебной помощи обязаны в совершенстве владеть средние медицинские работники.

Роль фельдшера  как специалиста по острым, неотложным, критическим состояниям, неоспорима. Именно они первыми контактируют с пациентом, оказывают ему необходимую помощь, когда счет времени идет в лучшем случае на минуты, и от их знаний, опыта, эрудиции, логики диагностического и лечебного мышления, от выбора медицинской тактики, зависит все – жизнь или смерть пациента, инвалидность или возврат к полноценной жизни. Фельдшер должен быть специалистом, эрудированным в патофизиологии, семиотике, особенностях анализа сложных проявлений острых заболеваний. Он должен в совершенстве овладеть методикой  проведения  дифференциальной диагностики  заболеваний и применить свои знания на практике.

Фельдшер всегда должен быть готов к действиям в сложных, экстремальных ситуациях, знать и уметь применить на практике табельные средства. Уметь всегда сохранять спокойствие, выдержку, собранность, уверенность в себе. Обладать наблюдательностью, быстрой реакцией на любые изменения обстановки, обладать решительностью в своих действиях, быть эрудитом в вопросах медицины и постоянно повышать уровень медицинских знаний.

Среди важнейших закономерностей доврачебной  медицинской помощи следует выделить прямую зависимость между недостатками и ошибками, допущенными на догоспитальном этапе при оказании ее и тяжестью течения заболеваний, низкой эффективностью квалифицированной помощи, частыми тяжелыми осложнениями и высокой летальностью на данном этапе.

Задача преподавателей медицинского колледжа, подготовить кадры путем сочетания теоретических знаний и практических навыков студентов.  С этой целью мы предлагаем  Вашему вниманию учебно - методическое пособие  для подготовки студентов «Повреждения и заболевания брюшной стенки и органов брюшной полости».

Основная задача данного пособия,  помочь студентам овладеть  профессиональными компетенциями:

  • проводить диагностику неотложных состояний, применяя основные и дополнительные методы исследования пациента;
  • определять тактику ведения пациента;
  • выполнять лечебные вмешательства;
  • проводить контроль состояния пациента;
  • оформлять медицинскую документацию, согласно стандартам оказания медицинской помощи .  

В данном пособии отдельно выделены вопросы о показании пациента к  госпитализации и часто встречающиеся ошибки, которые допускают средние медицинские работники на догоспитальном этапе. 

Как известно, стандарт оказания медицинской помощи – это перечень минимально достаточных и лечебных мероприятий, осуществляемых своевременно и последовательно при типичных клинических ситуациях. Стандарты ориентированы на медицинский персонал, оказывающий помощь на догоспитальном этапе. В учебно - методическом пособии используются внутриучрежденческие стандарты оказания медицинской помощи, применяемые средним медицинским персоналом ГБУЗ  ТО «Областная больница № 4» г. Ишима.

Задача преподавателей медицинских учреждений, чтобы студенты освоили  региональные  стандарты оказания медицинской помощи, знали механизм действия  медицинских препаратов, входящих в стандарты и могли применить свои знания на практике.  Но при этом не забывали, что в основе диагностики лежит оценка симптомов и синдромов, клинической картины, характерных для того или иного патологического процесса. Фельдшер впервые столкнется не с острым аппендицитом или почечной коликой, а с определенными жалобами пациента, с определенной клинической картиной, основанной на изучении объективных данных.

Для использования в практической деятельности региональных стандартов, студенты на практике  должны:

  1. Применять алгоритм действия фельдшера на догоспитальном этапе в соответствии со стандартами.
  2. Обладать необходимой информацией по применению табельного медико – технического оснащения и лекарственных средств.
  3. В пределах своей компетенции владеть необходимыми диагностическими и лечебными навыками .
  4. В пределах своей компетенции уметь применять рекомендации на практике.

Необходимость выделения основных синдромов заболеваний органов брюшной полости  связана с однотипностью симптомов, схожим течением патологического процесса и осложнений, вызванных различными причинами. Необходимо уметь провести дифференциальную диагностику заболеваний органов брюшной полости, т.к  боль в животе может быть вызвана причинами как хирургического так и терапевтического, гинекологического или акушерского характера.

Учебно - методическое пособие состоит из трех частей:

I часть.   Представлены повреждения и заболевания брюшной полости, клиника, диагностика. Тактика фельдшера на догоспитальном этапе. Представлены основные ошибки, которые допускают средние медицинские работники.

II часть .  Тестовые задания различного уровня сложности, задачи для  проверки усвоения изученного материала студентами.

III часть.   Таблица дифференциальной диагностики повреждений и заболеваний брюшной полости.

На догоспитальном этапе  фельдшеру важны хорошие знания дифференциальной диагностики, умение четко ориентироваться в жалобах пациента и объективных симптомах заболевания.  Именно с этой целью было разработано данное методическое пособие  в соответствии с требованиями ФГОС  III поколения.

Представленное пособие можно использовать на практических занятиях и для самостоятельной подготовки студентов.

Общеизвестно, Хирургия ( от греч. сheir – рука, ergon – работа, действие) – область медицины, изучающая обширную группу заболеваний и травм, для лечения которых применяется оперативное вмешательство, то есть используется механическое и физическое воздействие на пораженные органы и ткани организма.

Средний медицинский работник должен не только осуществлять оказание помощи на догоспитальном этапе, но и иметь представление о ведении пациента в стационаре. Основное лечение пациентов с заболеваниями брюшной полости – оперативное.  

Операция – это запланированный  многокомпонентный стресс, вмешательство в патологический процесс в организме с помощью инструментов или без них с лечебной целью.  Все хирургические инструменты делят на две группы: общие и специальные. Общие применяют при любой операции, специальные – только при определенных ( на органах грудной или брюшной полости, на черепе и т.д).

Для самостоятельного изучения материала и работы на практических занятиях, студентами медицинского колледжа, под руководством преподавателя подготовлены: методическое пособие «Обследование пациентов с хирургической патологией» и  учебно – наглядное пособие  «Оперативная хирургическая техника. Основные группы инструментов». Данные пособия используются при изучении темы «Повреждения и заболевания брюшной стенки и органов брюшной полости» .

Диагностика является основой лечения. Древняя поговорка гласит: "Кто хорошо диагностирует, тот хорошо и лечит”. Это положение приобретает важное значение при внезапных заболеваниях и травмах, причем диагностика острых состояний на догоспитальном этапе является одной из самых актуальных и сложных проблем среднего медицинского работника.

     В связи с этим основная задача фельдшера заключается в получении надежной и полной информации у пациента, а уже на основе выявленных симптомов следует выставить предварительный диагноз, причем в первую очередь надо искать признаки наиболее грозных заболеваний.

     Именно  фельдшер работает в сложных, экстремальных ситуациях. Важно, чтобы средний медицинский персонал умел обследовать пациента именно в данных условиях.

     Данное методическое пособие создано с целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями:

 В учебно – наглядном пособии «Оперативная хирургическая техника. Основные виды инструментов» отражены основные понятия оперативной хирургической техники:

  • операция
  • классификация
  • показания к оперативному вмешательству
  • этапы хирургической операции.

Кроме того, представлены:

  • группы хирургических инструментов
  • положение рук при работе с хирургическими инструментами
  • виды шовного  материала.

Фельдшерский набор (Медицинская сумка) – это комплект различных медицинских предметов, среди которых находятся инструменты, перевязочные материалы, инъекции, приборы для диагностических целей.

С 03.04. 12г. Минздравсоцразвития России утвердил новую укладку  выездным бригадам скорой медпомощи. Основным отличием и преимуществом будет тот факт, что сейчас укладка имеет достаточное количество лекарственных препаратов, которые нужны для лечения острых коронарных синдромов. Более полон стал перечень наркотических и обезболивающих лекарств, которые более эффективны при купировании болей.

В обновленный список добавлены более 30 наименования различных лекарств и почти 60 наименований всевозможных изделий медицинского назначения.

Приказ о пересмотре требований к укладкам назревал уже давно. Потому что перечень действовал с 1999 года и нуждался в пересмотре. За время его действия произошли довольно серьезные изменения, как в подходах к лечению, так и к требованиям к оснащению бригад скорой медпомощи.

Представляем учебное пособие «Комплектация медицинской (фельдшерской) сумки», которое подготовлено согласно Приказа от 7 августа 2013 г. № 549н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи».

Независимо от причины остановки кровообращения (ОК), реанимационные мероприятия должны быть начаты в пределах 5 мин от ОК во избежание развития необратимых изменений в головном мозге.

Реанимация - это система мероприятий, направленных на восстановление или временное замещение утраченных или грубо нарушенных функций организма с помощью специальных реанимационных мероприятий (компрессии грудной клетки, искусственное дыхание и др.).

Нами разработано учебно – методическое пособие «Терминальные состояния. Алгоритм проведения базовой (элементарной) сердечно – легочной реанимации». Данное учебно – наглядное пособие подготовлено с учетом современных требований к проведению базовой (элементарной) сердечно – легочной реанимации с целью закрепления теоретических знаний и практических умений.

Пособие можно применять  на практических занятиях и для самостоятельной подготовки студентов. Приведенные в учебно – методическом пособии данные, помогут и практикующему фельдшеру при обучении на отделении повышения квалификации.

Представленные   пособия разработаны в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 31.02.01. Лечебное дело для освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Данные можно использовать на лекционных, практических занятиях и для самостоятельной подготовки студентов.

Приведенные в учебных пособиях данные, помогут и практикующему фельдшеру при обучении на отделении повышения квалификации.

Мы полагаем, что весь представленный учебный и наглядный материал окажет существенную помощь в образовательном процессе при освоении профессиональных компетенций.

 

Список литературы:

  1. Об утверждении стандарта скорой помощи при травмах живота, нижней части спины. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1123н. Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 марта 2013 г. Регистрационный N 27534 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3932472
  2. Барыкина, Н. В. Сестринское дело в хирургии: учеб.пособие / Н. В. Барыкина, В. Г. Зарянская. - 6-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 447 с. : ил.
  3. Медицинский справочник для фельдшеров/ ред. А. Н. Шабанов. - 13-е изд., испр. и доп. - М.: Медицина, 2012. - 720 с.: ил.
  4. Мороз В.В., Бобринская И.Г., Васильев В.Ю., Кузовлев А.Н., Спиридонова Е.А., Тишков Е.А. Сердечно-легочная и церебральная реанимация. М.: НИИ ОР РАМН, ГОУ ВПО МГМСУ, 2011, 48 с.
  5. Селезнева, Т. Д. Общая хирургия: учеб.пособие / Т. Д. Селезнева. - М.: РИОР, 2011. - 155 с. Справочник по неотложной хирургии: справочное издание / ред. В. Г. Астапенко. - Минск: Беларусь, 2011. - 479 с.

 

Желаю успехов в профессиональной деятельности!

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*