Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности подготовки и написания выпускных квалификационных работ в медицинском колледже

19.07.2016 1747 3129
Ремизов Игорь Викторович
Ремизов Игорь Викторович, директор, к.м.н.

Ремизова Светлана Владимировна
Ремизова Светлана Владимировна, преподаватель

Губерт Марина Викторовна
Губерт Марина Викторовна, заместитель директора по учебной работе

Горячеключевской медицинский колледж

Предложенная Федеральным государственным стандартом поколения 3 и 3+ и регламентированная приказом Минобрнауки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» технология проведения государственной итоговой аттестации в виде написания и защиты выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) стала, в определенной мере, шоком для медицинских колледжей, которые с незапамятных времен подводили итоги обучения своих студентов на выпускных государственных экзаменах. Не комментируя целесообразность данной инновации, заметим лишь, что она не коснулась медицинских ВУЗов.

Если для технических ССУЗов защита дипломной работы давным-давно стала рутиной, то понимание технологии подготовки  и написания подобных работ в медицинском колледже пришло не сразу. Самым серьезным стало то, что большинство преподавателей сами никогда не проводили научных исследований и не осуществляли руководство выполнения научно-исследовательских работ, поэтому, соответственно, и испытывали затруднения в осуществлении руководства дипломниками, начиная с предложения названия темы, формулирования цели и задач работы, представления дизайна исследования и кончая правильным оформлением библиографических ссылок. С руководителями ВКР были поведены специальные занятия, на которых рассматривались вопросы, которые должны были встретить наибольшие затруднения, тем не менее представленные дипломные работы были не лишены недостатков и получились весьма различными по уровню исполнения и оформления.

В результате приобретенного опыта качество ВКР следующего года значительно повысилось. Проведенный анализ позволил выявить ряд закономерностей, типичных ошибок и недочетов в подготовке и защите ВКР и сформулировать некоторые рекомендации. Рекомендации, конечно же, не претендуют на роль «истины в последней инстанции», но с учетом отсутствия нормативной базы, регламентирующей содержание дипломной работы, могут быть применены для практического использования.

Название работы. Название работы, во-первых, должно соответствовать профилю специальности (например, «Роль медицинской сестры…», «Роль фельдшера…»), во-вторых, предполагает его соответствие дизайну исследования, поэтому при формулировании темы нужно заранее продумать, что и как будет изучать дипломник. Например, если тема будет посвящена какой-то редкой патологии или информация, которая необходима для написания работы, труднодоступна, то и успешность сбора материала для практической части будет весьма сомнительной.

Объект и предмет исследования. Существуют различные определения этих понятий, которые, в принципе, сводятся к тому, что объект исследовании – это широкое понятие области исследования, а предмет исследования – узкая часть этой области, соответствующая конкретной тематике работы. Применительно к нашим работам можно предложить сформулировать объект исследования близким к названию профессионального модуля или междисциплинарного курса, в соответствии с которым выполняется данная работа, а формулировка предмета исследования может примерно соответствовать наименованию темы работы (например, объект исследования: «Сестринский уход при различных заболеваниях», предмет исследования: «Изучение особенностей сестринского ухода после операций по поводу острого холецистита»).

Цель и задачи. Цель обычно предполагает результат, к которому автор стремится прийти в результате выполнения данной работы (например, улучшить результаты сестринского ухода при каком-то заболевании). Задач обычно несколько (четыре-пять) и они расшифровывают (детализируют) то, что дипломник осуществляет в процессе достижения поставленной цели. Таким образом, задачи, во-первых, должны соответствовать цели и содержанию работы (именно практической ее части; на наш взгляд является, как правило, нецелесообразным ставить задачу «изучить теоретический материал», так как это является необходимым «по умолчанию»), во-вторых, их решение должно отражаться в выводах в конце работы. Не исключено, что после написания работы ее содержание не во всем соответствует поставленным задачам, тогда необходимо внести изменения в формулировки задач.      

Методы исследования. Существуют много вариантов неофициальных классификаций методов исследования, поэтому будет лучше для понимания и оценки всеми участниками итоговой аттестации, если для всех дипломных работ в данной организации номенклатура методов будет использоваться единая.

Теоретическая часть. В ней должны быть использованы библиографические ссылки с  учетом требований локального нормативно-правового акта образовательной организации, регламентирующего оформление выпускной квалификационной работы (обычно это определяется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008), но дипломник должен помнить, что каждый факт и каждое утверждение в теоретической части работы необходимо снабжать ссылкой на соответствующий источник; каждый рисунок, не созданный самостоятельно, так же снабжается указанием на место, откуда он взят; все затекстовые библиографические ссылки должны быть упомянуты в работе. Все это, конечно, бывает затруднительно сделать, если просто скопировать чью-то статью или реферат на сходную тему в Интернете, но что поделать?

Практическая часть. Самая трудная и интересная, требует понимания, выдумки и определенного креатива как от руководителя, так и от дипломника. Именно к ней и относится выражение «дизайн исследования». Необходимо продумать что и как мы будем исследовать. Могут быть предложены достаточно оригинальные и нестандартные темы, предполагающие такой же творческий подход к самому исследованию, но все это штучный товар. Основная масса работ должна соответствовать содержанию профессионального модуля (модулей) и это означает, что для фельдшеров – это, в основном, их деятельность по диагностике, лечению и профилактике заболеваний, а также вопросы организации фельдшерской работы, анализ показателей здоровья и неотложная помощь, а у медицинских сестер – это особенности сестринского ухода, в частности, при различных заболеваниях и реабилитации, а также вопросы профилактики, а также медицинские статистические исследования. Структура практической части, по нашему мнению, должна соответствовать таковой при написании научной статьи: вначале описываются материалы и методы исследования, затем приводятся его результаты и их обсуждение. Таким образом, сначала нужно описать исследуемую группу и методы, которые применялись для получения информации. Для наших дипломников нет большого количества условий для проведения каких-либо измерений (за исключением термометрии, измерения АД, антропометрии; может быть, пикфлоуметрии и глюкометрии, а также данных лабораторных и инструментальных методов диагностики, которые можно почерпнуть из историй болезни), поэтому зачастую методы исследования могут разрабатываться самостоятельно: например, различные опросы и анкеты, шкалы для оценки выраженности какого-либо симптома и т.п. При проведении каких-либо измерений  полученные данные желательно оформить в виде таблиц и диаграмм. Не стоит забывать, что названия их должны быть корректно и грамотно сформулированы! Дизайн диаграмм лучше выбрать простой и соответствующий виду показателя: если демонстрируется динамика, то лучше подходит линейная диаграмма, для представления долей в общей совокупности – секторальная, а сравнение обычно хорошо иллюстрируется столбчатой. При этом необходимо помнить, что подписи по осям абсцисс и ординат обязательны. Диаграмма должна быть правильно ориентирована на листе для ее удобного восприятия: например, если демонстрируется динамика чего-либо, то временные промежутки откладываются на горизонтальной оси. Фактический материал нужно снабдить комментариями (например, «Как видно из представленных результатов, уменьшение боли до терпимой отмечается на третьи сутки после операции, а на пятые они практически полностью проходят»). Эти комментарии и есть то, что в научных статьях называется: «Результаты и обсуждение».

Выводы. Как уже упоминалось ранее, они должны соответствовать задачам, но иметь при этом конкретные формулировки. Например, задача: «Выявить основные причины обострения хронического холецистита», вывод: «Основной причиной обострения хронического холецистита были погрешности в диете, а именно – употребление жирной и жареной пищи» (а не вывод: «Выявлены основные причины обострения хронического холецистита»!).

Заключение. Проще всего в заключении кратко изложить суть работы в виде резюме; можно сформулировать и практические рекомендации.

В завершении можно посоветовать создать (тем, кто еще это не сделал) методические рекомендации с разъяснениями и примерами по всем разделам ВКР для их использования как студентами, так и преподавателями. Это особенно актуально в тех колледжах, в которых в связи с большим количеством выпускников в качестве руководителей дипломных работ приходится использовать внешних совместителей.       

  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Как определяется объект и предмет исследования? // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» [ресурс] URL. http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/object/ (дата обращения 14/07/2016)
  2. Методологический аппарат научного исследования // Официальный сайт НЧОУ ДПО «Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ». URL. http://www.intuit.ru/studies/courses/11980/1160/lecture/18284 (дата обращения 14/07/2016)
  3. Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования: приказ Минобрнауки РФ от 16 августа 2013 г. № 968 // Рос.газ. – 2013 – 13 ноября.
  4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело: Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 502 // Официальный сайт Минобрнауки РФ. URL. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/7321 (дата обращения 14/07/2016)
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело: приказ Минобрнауки РФ от 12 мая 2014 г. № 514 // Официальный сайт Минобрнауки РФ. URL. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/7332 (дата обращения 14/07/2016)
  6. О направлении Методических рекомендаций: письмо Минобрнауки РФ от 20.07.2015 № 06-846 // Официальный сайт Минобрнауки РФ. URL. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/6017 (дата обращения 14/07/2016)

 

Оригинал работы: Особенности подготовки и написания выпускных квалификационных работ в медицинском колледже

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*