Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья на тему: "Использование кейс-технологий в преподавании дисциплины "Экологические основы природопользования""

13.07.2016 116 159
Крюкова Ирина Анатольевна
Крюкова Ирина Анатольевна, Преподаватель

Александровск-Сахалинский колледж (филиал)

В век информационных технологий, появления Интернета, традиционное обучение, направленное на запоминание и воспроизведение информации, становится не основным в процессе образования. В современном мире человек должен уметь решать сложные задачи, критически анализировать и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации, проявлять любознательность и использовать исследовательские методы, формирующиеся в определенной учебной среде. Одной из образовательных технологий, позволяющей решать возникающие проблемы, является метод разбора конкретной ситуации – case-study, т.е. разбор обучающего практического случая, содержащего проблему.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе, где студенты должны разрешить поставленную проблему, а преподаватель должен помочь студентам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Кейс-методы в комплексе образуют более сложную систему: кейс-технологии, в которую интегрированы такие методы познания: моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы, ТРИЗ и другие формы и методы преподавания. Изучив методы кейс-технологий, я взяла их за основу в своей педагогической деятельности, так как они позволяют развивать творческую активность студентов.

Цель – обосновать влияние кейс-методов в обучении на формирование общих компетенций студентов.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.
  2. Изучить опыт работы преподавателей СПО по применению кейс-методов в обучении.
  3. Выявить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций студентов АСК(ф)СахГУ специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
  4. Разработать рабочую тетрадь для организации работы студентов по дисциплине «Экологические основы природопользования».
  5. Разработать пособие по организации работы студентов в процессе обучения с использованием кейс-методов.

Наиболее успешно кейс-технологии можно использовать на занятиях по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

На занятиях по экологическим основам природопользования я использую следующие методы: метод инцидента, метод разбора документации, метод ситуационного анализа.

Особенность метода инцидента в том, что студент сам находит информацию в виде краткого сообщения о каком-то конкретном случае для принятия решения.

На первом этапе студенты получают сообщение в виде статьи из периодической печати и вопросы к нему; на втором этапе студенты индивидуально или группами самостоятельно находят пути выхода из сложившейся ситуации, а на третьем  этапе проводится представление полученных результатов и обмен мнениями. Данный метод я использую при изучении такой темы как «Глобальные проблемы экологии».

Используя метод разбора документации, например, при изучении темы «Роль человеческого фактора в решении проблем экологии» я предлагаю папки с описанием ситуации, пакет документов или перечень документов, если есть возможность воспользоваться Интернетом, а также вопросы, которые позволяют найти решение. Можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию.

Самый распространенный метод – метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студентам предлагаю текст с подробным описанием ситуации и задачи, требующей решения, а также описанные уже осуществленные действия и принятые решения, для анализа их целесообразности. Целесообразно использовать этот метод при изучении тем, связанных с охраной природных ресурсов (атмосферы, вод, почв, недр и др.). Студенты представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими, таким образом можно выйти на проект.

Мною разработано пособие с кейсовыми заданиями для студентов, где определены формы организации и контроля заданий по всем разделам и темам дисциплины для организации работы в системе, а по темам дисциплины для каждого студента разработана рабочая тетрадь с заданиями в целях контроля знаний по изучаемым темам. Кейс-технологии используются в ходе текущего контроля. Формы: тестирование, презентации, защита творческих работ, контрольные работы, сообщения, решение ситуационных задач, конспект, статья, тезисы выступления на конференции, взаимопроверка и др.

Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, эта разница и проявляется именно в процессе обсуждения, общей дискуссии. Использование кейс-технологий позволяют развивать уважительное отношение к мнениям других и способности отбросить собственные убеждения.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*