Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья на тему: "Литературное краеведение как средство духовно-интеллектуального развития и патриотического воспитания подрастающего поколения"

12.07.2016 77 91
Стежных Малика Сергеевна
Стежных Малика Сергеевна, Преподаватель

Александровск-Сахалинский колледж (филиал)

Духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Литература – искусство слова, а основная задача искусства – гуманистическое воспитание на основе всего прекрасного и возвышенного, что есть в окружающем нас мире.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Юношеский возраст – это период активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов.

Сахалинский  край богат талантливыми творцами прекрасных произведений – преданий, легенд, сказок, рассказов, стихотворений, статей и очерков о самобытности островной области.

С жизнью Сахалина связаны судьбы многих писателей, которые внесли огромный вклад в развитие русской литературы. Среди них и широко известные: В.Санги, Ю.Николаев, Н.Тарасов, В.Богданов, Ю.Репин, М.Золотов, Ю.Кузнецов, и только начинающие свой творческий путь: А.Семичаевский, Д.Борисов, Д.Кротова, О.Баклаков…

Преподавание литературного краеведения – одно из важных направлений в моей работе, без которого не мыслю ведение литературы в современной учебном заведении. Надо ли в сегодня изучать произведения, написанные местными авторами? Уверенно отвечаю: да! Духовность – это не просто качество личности, это способ человеческого существования. Ведь неотъемлемая часть духовности молодого человека – это любовь к родному краю и знание реалий его культуры. Отсюда, поставленные задачи: формировать представления о родном Сахалине как о месте необычайной красоты; пробуждать и всесторонне развивать духовность и интеллектуальные способности студентов; воспитывать высокие гражданские чувства и любовь к родной земле.

На молодое поколение, на ещё формирующиеся души обрушилась массовая культура, не имеющая под собой исторических и национальных корней. Нельзя сводить духовный мир молодого человека только к учению. Необходимо помочь ему познать мир через прикосновение к творческому и духовному наследию, и начинать это лучше через знакомство с тем, что близко и понятно. Поэтому я решила знакомить студентов с литературным наследием Сахалина и творчеством земляков более детально. Это достигается сочетанием когнитивных и аффективных аспектов развития личности, так как только в этом случае осуществляется динамическая связь между эмоциональным настроем, способностью к саморегулированию и познавательной активностью.

Основные принципы работы:

  • принцип самоактуализации;
  • принцип диалогичности;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип мультимодальности;
  • принцип творчества и успеха.

Исходя из этого были определены основные цели литературного краеведения:

  • углубление общеобразовательной подготовки студентов, расширение их культурного кругозора;
  • приобщение к духовно-интеллектуальным ценностям Родины;
  • воспитание любви к малой родине;
  • развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов;
  • формирование у студентов активной жизненной позиции, нацеливание их на общественно полезную работу.

Благодаря литературному краеведению студенты конкретизируют свои знания о литературном процессе, осмысливают отраженные в региональной литературе духовные искания предшествующих поколений, представляют общую картину культурной жизни края.

Одной из эффективных форм работы является внеаудиторная деятельность по литературному краеведению, в частности, клубная работа, где учащаяся молодежь получает дополнительные знания о литературе родного края, повышает уровень общей культуры. Конечная цель этой деятельности – активизация процесса воспитания у молодежи любви к родной земле.

В течение многих лет сложились прочные традиции совместной деятельности по литературному краеведению с Александровск-Сахалинским музеем им. А.П.Чехова и студентами колледжа: встречи с писателями и краеведами, конкурсы и презентации, лекции и конференции, тематические выставки. Традиционными стали уроки, проводимые в музее в день рождения А. П. Чехова. Отсюда, работа по изучению книги А. П. Чехова «Остров Сахалин», ее истории и значимости для современников играет особую роль в литературно-краеведческой работе. В книге «Остров Сахалин» документы и факты соседствуют с сильной лирической стихией авторского самовыражения. Студенты приобщаются к исследованиям, создают рефераты, доклады, эссе, выступают с ними на конференциях. Темы исследований различные: «Разговорная лексика в очерке А.П. Чехова «Остров Сахалин», «А. П. Чехов о нравственном воспитании детей в сахалинских семьях», «Картины природы в книге А.П.Чехова «Остров Сахалин».

Уже несколько лет студенты колледжа в рамках литературного клуба ведут работу по созданию поэтической антологии «Природа Сахалина. Времена года». Данная проектная работа включает в себя сбор фактического материала, создание и выпуск сборника и его презентация в различных формах: музыкально-поэтическая гостиная «Сахалин мой в цвете осени…», концерт-презентация «Вот она, сахалинская зима!», презентация-встреча «Расскажи мне о весне сахалинской…», презентация-диалог «Лету – браво и овация!».

Арсенал форм и методов, применяемых и могущих быть использованными в работе клубов, велик и разнообразен. В канун знаменательного события члены литературного клуба готовят итоговый отчёт, который имеет различные формы: в 2008 году – в Год семьи – издан сборник «Дом. Семья. Отечество», включающий стихотворения сахалинских поэтов, студентов колледжа и преподавателей о семье и родном крае;  в 2010 году – в Год учителя был выпущен сборник «Голоса надежды», куда вошли произведения студентов и преподавателей колледжа; в 2014 – юбилейный год А.П.Чехова – участие студентов в конкурсах, научных чтениях с исследованиями по творчеству писателя.

В 2014 году нашему колледжу исполнилось 80 лет и в честь празднования знаменательной даты членами литературного клуба был создан сборник «Вдохновение», где представлено творчество преподавателей и студентов колледжа. Отличительным свойством лирики авторов является искренность, непосредственность и любовь к родной земле: «Мною любим этот маленький город./Знаю, что здесь меня помнят друзья, /Мой Александровск, светлый и гордый,/Мне без тебя в этой жизни нельзя»! (Голянова О., выпускница колледжа)

2015 год – это Год литературы, начавшийся чеховскими чтениями, где членами клуба были представлены работы по творчеству А.П.Чехова, в настоящее время ведутся исследования по теме «Образ учителя в творчестве А.П.Чехова». В рамках Года литературы изучено  творчество сахалинской поэтессы Н.Капустюк в области детской литературы и готовится к выпуску методическое пособие «Художественный мир детской поэзии Н.Капустюк».

В честь 70-летия Великой Отечественной войны разработан музыкально-поэтический урок «Их судьбы война рифмовала…» (Тема Великой Отечественной войны в творчестве сахалинских поэтов).

В рамках подготовки к областному фестивалю "Сахалинская студенческая весна"-2015 представлен  монолог «О счастье»: «Что для меня Сахалин?…/Ранним утром встречаю зарю/И бегу по росе босиком./Сахалин мой, я очень люблю/ Этот остров - мой маленький дом». (А.Осинкина выпускница колледжа)

«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. Не будет корней в родных местах, в родной стране – будет много людей, похожих на степное перекати-поле». (Д.Лихачёв)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*