Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях биологии"

11.07.2016 67 82
Людмила Михайловна Пирова
Людмила Михайловна Пирова, Преподаватель

Александровск-Сахалинский колледж (филиал)

Что же это такое – здоровьесберегающее занятие. По моему мнению, сущность такого занятия заключается в том, чтобы оно  обеспечивало студенту, и преподавателю  сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока. Как говорится, урок удался, если к его концу здоровья прибавилось, или, хотя бы  не убавилось.

А отсюда, помимо  учебных, перед преподавателем стоят еще и такие задачи:

  • помочь ученику сохранить свое здоровье;
  • через свой предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье, и здоровый образ жизни;
  • вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию

Условно здоровьесберегающие предметные занятия можно разделить на следующие виды:

I вид:

Это запланированный «Урок здоровья» по предмету. Например, «Работа скелетных мышц и их регуляция», «Осанка. Плоскостопие»,  «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет», «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена органов дыхания», «Энергозатраты человека и пищевой рацион»  и другие.

II вид:

Это может быть занятие, в который включены элементы здоровьесбережения:

  • это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений преподавателя, связанные с вредными привычками (например: «Почему нельзя грызть ручку?»); по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.;
  • это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.

III вид:

Это может быть стандартный, типичный хорошо продуманное занятие по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающее занятие, т.к. преподаватель:

  • полноценно выполняет учебную программу, формируя у студентов интерес к своему предмету;
  • устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;
  • предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывает занятие максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;
  • максимально использует индивидуальные особенности студентов для повышения результативности их обучения;
  • это занятие, на котором каждый студент понимает значимость данного занятия для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности.

К такому уроку разработаны требования:

  • гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места);
  • наличие мотивационной деятельности на занятии;
  • количество видов учебной деятельности должно быть 4-7 продолжительностью 7-10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);
  • не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);
  • плотность урока – на новый материал должно тратиться 60-80%;
  • наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);
  • оздоровительные моменты на занятии.

В мой арсенал педагога-предметника, проводящего такое занятие, могут входить следующие здоровьесберегающие технологии:

  • создание оптимальных санитарно-гигиенических условий обучения в группах;
  • разнообразие видов и форм занятий – удивление нестандартностью проведения;
  • формирование целей занятия вместе со студентами, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;
  • гибкость структуры занятия, в соответствии не только с целями и спецификой учебного материала, но и с особенностями группы;
  • использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;
  • разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;
  • при появлении признаков утомления у учащихся – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания студентов, например, неожиданным примером;
  • использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2-4 студента);
  • подведение итогов занятия на последних 4-5 минутах, и лучше всего вместе со студентами;
  • рефлексия;
  • во избежание гиподинамии у студентов обеспечение хотя бы небольшой организованной активности;
  • для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;
  • для речевого аппарата – произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой;
  • для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах;
  • для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;
  • физкультминутки на 4-5 минут в середине занятия на снятие:
  • мышечного утомления с плечевого пояса;
  • мышц спины, кистей рук;
  • зрительного утомления;
  • минуты релаксации;
  • массаж активных точек;
  • чередование поз;
  • дыхательная гимнастика.

На занятиях студент должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная моя задача. Эту задачу реализую через выполнение следующих гигиенических условий:

  • температуру и свежесть воздуха: на занятии можно открывать только фрамугу, время проветривания кабинета зависит от температуры воздуха на улице;
  • рациональность освещения класса и доски: 1 пара с искусственным освещением, на подоконнике не должно быть цветов, не совмещать ламповое и люминесцентное освещение;
  • исключить монотонные звуковые раздражители;
  • правильно размещать ученические столы: расстояние от доски до 1 парты – 2-2,6 м, между рядами – 0,6 м, от стены до ряда – 0,5 м, от доски до последней парты – не более 8 м.

Опыт работы в колледже позволил мне увидеть, что динамика работоспособности студентов бывает различной в течение урока.

Первая фаза работоспособности – это врабатывание, которая связана с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на определённую деятельность (5-7 минут).

Вторая фаза – фаза оптимальной работоспособности (45-50 минут). Все системы организма работают взаимосвязано и согласовано, обеспечивая высокую активность ребёнка при наименьших психофизиологических затратах.

Третья фаза работоспособности – компенсированного, то есть преодолеваемого утомления. Дальнейшее поддержание работоспособности становится возможным только за счёт нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения.

Физиологами и психологами доказано, что студенты не могут в течение целого занятия заниматься только одной деятельностью. Поэтому целесообразно проводить занятия, в которых чередуются разные виды деятельности: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная. Эти методики, построенные на основе сочетания разных знаний или деятельностей, в наибольшей степени являются эффективными и сохраняющими здоровье.

Приоритетным в своей деятельности я считаю создание атмосферы, расковывающей студентов, которая строится на взаимоотношениях студентов с преподавателем, стимулирующих развитие духовного потенциала студентов, их творческую активность, то есть следует ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; на потребности и умения самостоятельно находить решение не встречающихся ранее задач.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*