Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация практико-ориентированного подхода к обучению студентов по специальности "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий" в КОГПОБУ "Кировский технологический колледж"

05.07.2016 1002 1969
Криницына Тамара Александровна, преподаватель

Артемьева Лариса Васильевна
Артемьева Лариса Васильевна, преподаватель

Кировский технологический колледж

В современных условиях одной из основных проблем образования является обеспечение его качества и формирование выпускников, максимально отвечающих потребностям рынка труда. Проблема качества подготовки специалистов и их дальнейшего трудоустройства приобретает особое значение в связи с ориентацией учебных заведений на практическую реализацию приобретенных компетенций. Следовательно, студенты должны осваивать знания и умения не только соответствующие  Федеральному государственному стандарту среднего профессионального образования третьего поколения (ФГОС-3), но и дополнительные, заявленные работодателями.

Современное производство оценивает выпускников СПО по качественно новым критериям, ставящим во главу угла деятельность выпускника, способность реализовать свои интеллектуальные возможности, активизировать творческий потенциал, развитие пространства своей профессиональной деятельности, генерацию новых знаний, проявление необходимых личностных качеств.

Поэтому в Кировском технологическом колледже на специальности 29.02.04 "Конструирование, моделирование  и технология швейных изделий" в основу практико-ориентированного обучения положен  деятельностный подход. Он позволяет формировать у студентов  умения, востребованные сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, и понимания того, где, как и для чего полученные умения используются на практике.

С целью реализации такого подхода колледжем были заключены договоры сотрудничества (социального партнерства) с Уральской швейной компанией (г. Можга, Удмуртская республика) и с Сарапульской швейной фабрикой.  Руководители фабрик-партнеров предложили колледжу обучить группы портных без отрыва от производства и непосредственно на базе предприятий. В рамках данного  сотрудничества специалисты колледжа познакомились с производственными условиями, спецификой работы и задачами подготовки специалистов, соответственно скорректировали содержание и цели программы обучения, а также пересмотрели согласованность стандарта по подготовке специалистов с профессиональными требованиями сотрудничающих швейных предприятий. Учебные и практические занятия в группах проводились непосредственно на территории производства, что позволило преподавателям спецдисциплин одновременно пройти специальную профессиональную стажировку и глубоко и всесторонне изучить производство.

Для  изучения новых технологий проектирования одежды и изучения требований других производителей преподаватели специальности также практикуют стажировки на ведущих швейных предприятиях г. Кирова. Таким образом, швейные  предприятия, которые вступают в сотрудничество с колледжем, получают возможность воспитать и научить в лице студентов своих будущих специалистов, обладающих теми характеристиками, которые руководители данных предприятий ценят в работниках больше всего.

При организации обучения специалиста технолога-конструктора в современных условиях акцент ставится не только на принципе практико-ориентированности, но и  на мотивированности, ответственности и самостоятельности в действиях. Это позволяет сформировать у будущих специалистов умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

В основу реализации данных принципов положены: 

  • реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
  • специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально или группами.

Непосредственно на специальности  "Конструирование, моделирование  и технология швейных изделий"  практико-ориентированный подход применяется с первых дней обучения студентов, и практические занятия проводятся по всем темам профессионального модуля "Конструирование швейных изделий".

На ряде практических занятий студенты 2-го курса выполняют выбор модели женского костюма на конкретного демонстратора, разрабатывают конструкции изделий этого костюма, выполняют макеты изделий, а затем во время учебной практики отшивают костюм из натуральных материалов и защищают свою работу. 

На 3-м курсе, к основной практической деятельности студентов добавляется учебная практика по разработке конструкторской документации (КД) на женское пальто на конкретного заказчика с использованием компьютерной технологии (САПР "Грация"). В итоге, по выведенным через плоттер лекалам в учебных мастерских студенты раскраивают и отшивают запроектированные изделия. В рамках данной практики перед студентами могут ставиться и другие проблемные задачи. Например:

  • по заявке фирмы "Шейте сами" (г. Киров) проектировались жилеты форменной одежды для сотрудников магазинов данной фирмы;
  • по заявке Вятской текстильной компании разрабатывалась конструкторская документация на форменную одежду для медицинского персонала;
  • по договору с руководством ООО «СПЕЦХИМАГРО» разрабатывалась конструкторская документация на мужские и детские рубашки-косоворотки.

Подобная практика нацелена на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения профессионального модуля, а учится анализировать рекомендации моды, индивидуальные особенности демонстратора, прогнозировать, раскрывать свои мнения и позиции по выбранной модели и способу конструктивного решения формы, приобретать профессиональные умения и навыки и самостоятельно организовывать свою деятельность.  Результатом же практики является разработанный под руководством преподавателя и мастера производственного обучения   продукт, включающий решение задач, выбранных из круга актуальных профессиональных проблем.

На 4-м курсе студенты выполняют более сложные и объемные проектные задания:

  • разработка базовых конструкций и макетов одежды модных силуэтных форм на перспективный период;
  • разработка коллекций моделей одежды по разным образным темам с использованием различных источников творчества.

Студенты в рамках профессиональных модулей  разрабатывают названные проекты в малых группах по 5-6 человек, где в основу работы положен диалог. На этом этапе обучения выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации и презентации проекта. Кроме того, авторы коллекций осуществляют  авторский надзор, начинают проявлять инициативу и самостоятельность, в какой-то мере переходя в режим самообучения.

Прямым подтверждением профессиональной состоятельности и конкурентоспособности студентов специальности являются их участие и победы на различных Всероссийских и Международных конкурсах молодых дизайнеров.

Способствует развитию внутренней мотивации учения также участие студентов 4-го курса во «Всероссийских олимпиадах профессионального мастерства обучающихся в образовательных учреждениях СПО по специальности "Конструирование, моделирование  и технология швейных изделий". В итоге студенты КТК всегда награждались дипломами призеров олимпиады или дипломами победителей в различных номинациях.

Для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества наши студенты выступают с презентацией своих курсовых проектов и исследовательских работ на открытых защитах в стенах колледжа и на научно-исследовательских конференциях Всероссийского, регионального или местного уровня. Ежегодно проводятся отчетные конференции по производственным практикам с привлечением представителей с производства. 

С целью освоения студентами новых технологий и приемов автоматизированного проектирования одежды в соответствии с требованиями стандарта и ведущих производителей одежды в колледже организован кабинет «Информационных технологий в профессиональной деятельности» и приобретены современные системы автоматизированного проектирования одежды.

Т.о. усилия  профессионального образования по специальности в нашем учебном заведении  направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала.

Заключительным этапом обучения по специальности является преддипломная практика на производстве. Ее задачи:

  • закрепление и углубление знаний студентов, полученных в учебном заведении по всему курсу обучения;
  • проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства;
  • сбор и подготовка материалов к написанию дипломного проекта.

Во время практики студенты выполняют конкретные задания, предусмотренные должностными обязанностями квалификационной характеристики единого квалификационного справочника должностей, служащих по соответствующей должности. В период  практик студенты могут приниматься на работу на вакантные должности в соответствии со штатными квалификационными требованиями.

Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением. Диалог является средством выявления проблемы и путей ее решения в форме дипломного проекта студента на тему, заданную предприятием. А результатом диалога и плодотворного сотрудничества с предприятиями г. Кирова, кировской области, соседних регионов, Москвы, Санкт-Петербурга и др. и подтверждением компетентности выпускников являются благодарственные письма руководителей предприятий за подготовку хороших специалистов, внедрение разработанных дипломных изделий в производство и предложения со стороны руководителей на продолжение сотрудничества. 

Реализация практико-ориентированного подхода в обучении студентов на специальности "Конструирование, моделирование  и технология швейных изделий"  позволяет студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными, востребованными на рынке труда. Доказательством этому подтверждению служит высокий рейтинг выпускников колледжа и положительная статистика их трудоустройства.

 

Оригинал работы: Реализация практико-ориентированного подхода к обучению студентов по специальности "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий" в КОГПОБУ "Кировский технологический колледж"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*