Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья на тему: "Формирование самостоятельной и творческой личности студента в условиях игрового имитационного моделирования, системного мышления и эмоциональности обучаемых"

30.06.2016 75 90
Прудникова Татьяна Юрьевна
Прудникова Татьяна Юрьевна, Преподаватель

Паденок Ирина Николаевна
Паденок Ирина Николаевна, Преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Наше учебное заведение Михайловский экономический колледж-интернат принадлежит к системе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которое предназначено для обучения и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями. В колледже получают базовую и углубленную подготовку по трём разным специальностям инвалиды детства, инвалиды труда, инвалиды Российской Армии. Здесь они проходят социально-психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию с целью интеграции их в общество.

В связи с реформирование сферы образования, в том числе среднего профессионального образования, современное общество ставит задачу подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях экономической действительности и гибко реагировать на проблемы, требующие срочного решения. Процесс обучения должен обеспечи­вать каждому будущему специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и широкий спектр практических профессиональных умений и навыков. В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки специалистов но­вого поколения, от компетентности которых во многом зависит развитие эконо­мической ситуации в нашей стране.

Решение указанных задач требует совершенствования подготовки специа­листов экономического профиля (в колледже отделение «Экономика и бухгалтерский учёт») на основе компетентностного подхода и широко­го внедрения современных педагогических технологий. Ведущей тенденцией в этой связи является определение результатов образования через профессиональ­ную компетентность, проблеме формирования которой большое внимание уделя­ют отечественные и зарубежные исследователи.

На качество обучения в  учебных заведениях влияет много факто­ров, особенно важными из которых являются те, что связаны с формами и мето­дами обучения, от выбора которых во многом зависит развитие самостоятельно­сти и творческой активности студентов, формирования их профессионального мышления и компетентности.

Педагогический коллектив Михайловского экономического колледжа-интерната  весь год работал по единой методической теме: “ Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности на основе реализации компетентностного подхода в условиях современного рынка труда ”. И мы можем с уверенностью сказать, что каждый из нас применяет в своей педагогической практике различные “активные” формы и методы обучения и воспитания.

Что же такое метод? И что же такое форма?

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения – это способ взаимосвязной деятельности педагога и обучающегося по достижению целей обучения, развития и воспитания. Признаком метода является деятельность.

Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения обучающихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.

В педагогической литературе методы обучения классифицируются на: пассивные, активные и интерактивные методы.

Пассивный метод обучения– это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога.

Активный метод обучения – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой педагог и студент взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.  

Интерактивный метод обучения («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Место педагога в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока.

Очень точно подмечена суть активного обучения в китайской пословице:  

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня - и я научусь.

Очевидно, что решая задачу по поиску методов и форм обучения и воспитания необходимо давать предпочтение активным формам и методам, способствующим развитию мотивационной сферы обучающихся, их творческой активности.

Наиболее распространенной в современной педагогической теории является классификация активных методов обучения, которая представлена на следующем слайде.

Она включает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным - это все способы активизации познавательной деятельности на занятиях – это лекция, самостоятельная работа с литературой, «мозговой штурм», практические занятия, самостоятельная работа с обучающей программой,  учебная дискуссия и другие.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых, ролевых и дидактических игр, организационно-деятельностные игры, игровое проектирование и др., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, имитационные тренинги и другие.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса, представленные на следующем слайде (читать не надо):

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Согласно данным российских исследователей эффект от применения активных методов обучения следующий:

  • при лекционной подаче материала его освоение составляет- не более 20%-30% информации;
  • при самостоятельной работе с литературой – до 50%;
  • при проговаривании – до 70%;
  • при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%.

Об обучающихся возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека.

Игра всегда предлагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.

Игра направлена на развитие у обучающихся умений анализировать конкретные практические ситуации, развивает творческое мышление и профессиональные умения специалиста.

С целью активизации студентов в учебном процессе, преподаватели отделения 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет  достаточно широко применяют активные методы обучения, а именно проведение нетрадиционных уроков в форме деловых, интерактивных, интеллектуальных игр.

Такие уроки :

- помогают избавиться от ярлыков: каждый студент оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны;

-способствуют повышению интереса студентов к изучаемой дисциплине;

- развивают мышление,  логику, учат рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки;

- помогают найти контакт друг с другом, учат работать в команде и коллективе, являются хорошей профилактикой конфликтов между студентами, учат общаться;

- способствуют организации самостоятельной работы в урочной деятельности;

- расширяют творческий и познавательный потенциал обучающихся.

Огромное значение для преподавателя является мнение высказанное обучающимися о проведенном уроке. Мнения студентов о таких уроках преподаватель узнает из различных видов рефлексии.

Вашему вниманию мы хотим представить оценку деловой игры «Налоговый инспектор» студентами групп 4 курса отделения «Экономика и бухгалтерский учёт», которая  проводилась в этом учебном году. Нами взяты средние показатели по двум группам. Студентам было предложено 5 вопросов, которые они должны были оценить по пятибалльной системе. Вопросы были следующие:

  • Атмосфера была дружеская и доброжелательная – оценка 5 баллов;
  • Коллектив работал сплоченно, игроки поддерживали друг друга – 4,1 балл;
  • Коллектив показал хорошие результаты – 4,2 балла;
  • Дискомфорт в начале игры исчез в процессе работы – 4 балла;
  • Урок – деловая игра понравился – 5 баллов.

Обучающимся нравятся такие нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя студентов, приближая учебу к жизненным ситуациям.

Учитывая специфику нашего учебного заведения и контингент обучающихся, преподаватели колледжа находятся в творческом поиске и разработке новых нетрадиционных форм уроков. Разрабатывая каждую игру, преподаватель обязательно учитывает образовательные, психологические и социальные возможности обучающихся.

Таким образом, используя игровую технологию с разнообразными педагогическими приемами на специальных дисциплинах и профессиональных модулях, преподаватели нашего колледжа создают условия для активной познавательной деятельности студентов, тем самым, повышая мотивацию к обучению, через самостоятельное получение знаний.

 

Список литературы:

 

  1. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования, 2013. – No 3.
  2. Папкова М.Д., Носков В.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов на старших курсах. - Н.Новгород, 2012.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*