Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья на тему: "Значение творческой созидательной деятельности педагогов для формирования конкурентоспособности будущего специалиста"

30.06.2016 98 113
Говорова Валентина Владимировна
Говорова Валентина Владимировна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» высшей квалификационной категории, зав. отделением «Экономика и бухгалтерский учёт»

Михайловский экономический колледж-интернат

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы студенты, обстоятельства, личность самого преподавателя  и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.

Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”  (Н. Рерих).

Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

По мнению студентов содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только должны вооружать их знаниями и умениями, но и вызывать искренний интерес, подлинную увлечённость, формировать творческое сознание.

А такой урок можно создать за счёт следующих условий: личности преподавателя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым преподавателем, хорошо усваивается), содержания учебного материала (когда студенту просто нравится содержание данного предмета), методов и приёмов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

От того доброго, что дает педагог студентам, добро рождается в них самих. Он заряжает их энергией, отдавая частицу себя.

Настоящее творчество по сути своей ничто иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации.

Наше учебное заведение Михайловский экономический колледж-интернат предназначено для обучения и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями. В колледже получают базовую и углубленную подготовку по трём разным специальностям инвалиды детства, инвалиды труда, инвалиды Российской Армии. Здесь они проходят социально-психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию с целью интеграции их в общество.

В нашем колледже созданы все условия для преподавателей, чтобы  иметь возможность проявить свои творческие способности и педагогическое мастерство как в учебной, так и в воспитательной деятельности.

Состав педагогического коллектива колледжа  говорит сам за себя:

19 преподавателей – с высшей категорией, 5 – с первой категорией.

Различают 4 уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности преподавателей. (ОТПД)

Первый уровень (теоретический) - знание о сущности и компонентном составе опыта творческой педагогической деятельности, стремление его развить и расширить, овладеть им как составляющей профессиональной культуры.

Второй уровень (теоретико-практический). Педагог не только полностью владеет теорией опыта творческой педагогической деятельности, но и переходит к непосредственному формированию собственного опыта. Это происходит преимущественно на репродуктивном уровне, творческие элементы в опыте педагога выражены еще недостаточно.

Третий уровень (творческо-репродуктивный) характеризуется стремлением выйти за рамки собственного педагогического опыта:

Ведется целенаправленный отбор творческих решений из опыта коллег. Отдельные творческие элементы используются в собственной педагогической практике. Этот уровень можно рассматривать как уровень целенаправленного отбора и применения всего нового, творческого в собственной деятельности.

Четвертые уровень (новаторский) - сформированностъ опыта творческой педагогической деятельности как профессионально - личностного образования. Его отличает стремление преподавателя  не только апробировать, внедрять в свою деятельность творческие, инновационные, оригинальные решения, но и корректировать, расширять и углублять своп педагогический опыт за счет его постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами - самыми эффективными, перспективами; у педагога вырабатывается позиция исследователя по отношению к собственному опыту творческой педагогической деятельности.

В результате   тестирования  педагогического коллектива по специальной программе  определялись эти уровни и выяснилось, что 26% преподавателей имеют  третий  уровень сформированности опыта творческой педагогической деятельности и 74%  имеют четвёртый уровень, т.е новаторско-исследовательский.

Педагоги используют в своей работе такую форму, как проектная деятельность. Она в полной мере способствует реализации творческого потенциала, индивидуальных способностей и педагога, и студента.

Уроки-проекты привели к тому, что студенты учатся самостоятельно добывать знания, сочиняют стихи, рисуют, делают презентации и видеоролики  и т.д. Преподаватели, занимающиеся исследовательской деятельностью, приобщают к этому и своих студентов.

Работа «от творчества преподавателя – к творчеству студента» достигает своей цели в том случае, если студент видит результаты своего труда и чувствует позитивное отношение к себе.

В колледже устраиваются выставки творческих работ, студенты оформляют свои материалы в папки. Результаты своей работы – рисунки, доклады, стихи, грамоты и благодарности – студенты накапливают в портфолио.

Кроме того, одним из факторов, влияющих на результативность деятельности преподавателя, является возможность проявить себя в коллективе, поделиться опытом с коллегами и, конечно же, поощрение со стороны администрации.

Виды инноваций в учебно-воспитательном процессе - это нестандартные методсоветы,  проектная деятельность педагогов и воспитанников; круглые столы, нестандартные технологии, дни науки, интеллектуальный марафон;  здоровьесберегающие технологии. Стало традицией проведение предметных недель.

В образовательных технологиях:

  • дифференциация, индивидуализация обучения и воспитания;
  • использование компьютерных технологий на уроках, занятиях и внеклассных мероприятиях;
  • библиотечные уроки;
  • проведение нестандартных уроков и занятий в группах: урок исследование; урок-конференция; урок-игра; брейн-ринг;
  • урок-путешествие, урок-зачет.

Формы и методы организации творческой деятельности, а также время каждый преподаватель выбирает для себя сам. Здесь нельзя издать указ, четко регламентировать деятельность. Одно можно сказать точно, чтобы творчество не превратилось в продукт производства необходимо поощрение как учителю, так и студентам.

Деятельность коллектива преподавателей  и студентов  в данном направлении привела к тому, что жизнь в колледже  стала намного интересней, повысилось качество проведения воспитательных классных и общеколледжных мероприятий, прослеживается творческий подход к учебной и внеклассной работе.

Лучший способ воспитывать творчество в студентах – это самому быть творческой личностью.

Поэтому можно предложить следующие рекомендации, которые помогут преподавателям в развитии и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе. 

  1. Факторы, способствующие развитию творческой активности:
  • система дидактических умений,
  • аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН,
  • анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование,
  • система стимулирования педагогического труда.
  1. Источники творчества:
  • анализ учебно-воспитательного процесса,
  • изучение опыта коллег,
  • чтение научной литературы,
  • картотека интересных фактов,
  • вопросы студентов, которые анализируются,
  • общение с коллегами, друзьями, студентами.

Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

  1. Условия для творческого развития преподавателя:  
  • нравственно- психологический климат коллектива,
  • стимулирование к нестандартным решениям,
  • материальная база,
  • проведение дискуссий,
  • влияние личности руководителя,
  • наличие свободного времени.
  1. Чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:
  • точность во всем,
  • дисциплина,
  • порядочность,
  • вдохновение,
  • умение слушать критику,
  • внимание,
  • воля,
  • уверенность в собственных силах,
  • способность доводить дело до конца,
  • высокий общий уровень развития,
  • знание своего дела.
  1.  Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал студента: 
  • педагогический такт,
  • способность к сочувствию,
  • сопереживанию,
  • артистизм,
  • умение ставить неожиданные вопросы,
  • создание проблемных ситуаций,
  • поощрение преподавателем студентов.

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности преподавателя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.

В качестве результата творческой работы над собой можно представить следующие модели преподавателя  и студента.

Модель преподавателя, развивающего творческую активность студентов:

  • Доброжелателен и чуток.
  • Разбирается в психологии студентов, в том числе одаренных.
  • Имеет высокий уровень интеллекта.
  • Широкий круг интересов и умений.
  • Имеет живой и активный характер.
  • Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.
  • Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
  • Имеет творческое мировоззрение.
  • Обладает жизнестойкостью.
  • Обладает целеустремленностью и настойчивостью.
  • Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Коммуникабельность.
  • Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

Модель творчески активной личности студента:

  • с высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и навыками;
  • с развитым социальным интеллектом;
  • с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения;
  • обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством юмора;
  • умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью;
  • способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
  • с богатым воображением;
  • с развитой интуицией;
  • с высокими эстетическими ценностями.

 8 заповедей творческой личности:

1.Быть хозяином своей судьбы.     

2.Достигнуть успеха в том, что вы любите     

3.Внести свой вклад в конструктивное дело.   

4.Строить свои отношения с людьми на доверии.    

5.Развивать свои творческие способности.    

6.Культивировать  в себе смелость.     

7.Заботиться о своем здоровье.     

8.Не терять веру в себя.

 

Данный подход к образовательному процессу в колледже  стал для всех наших педагогов  нормой,  а это значит, что наши выпускники, после окончания колледжа  будут строить свою жизнь тоже творчески.

Не секрет, что педагог (учитель или преподаватель)  учится всю жизнь. И чтобы научить чему-то стоящему своих студентов, сначала приходится научиться это делать самим.

Читайте! Перенимайте опыт творчески работающих педагогов! Ищите свои пути в работе! Желаю всем успехов!

 

Литература 

1.Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М., 2000.

2.Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н. и др. Педсовет: идеи, методики, формы. М., 2002.

3.Паринова Г.К., Черняева Т.Н. Уровни опыта творческой деятельности учителя // Школьные технологии 2002, № 5, с.132.

4.Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*