Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие профессиональной компетенции у учителя истории и обществознания: опыт использования кейс-метода.

03.04.2011 863 5162
Диденко Григорий Павлович, учитель истории и обществознания

Лицей № 92 МОУ, г. Омск

Социокультурная ситуация XXI в. находится на стадии «нервного срыва»: старая система образования и воспитания школьников уже не выполняет предъявляемых к ней требований исходящих от современного постиндустриального общества, а новое – не может «прийти в движении» в силу разных принципов организации коммуникативного пространства основных участников образовательного процесса в школах, гимназиях, лицеях. В современном мире инновационных технологий происходит постепенное взламывание культурных кодов, что непосредственно затрудняет процесс адаптации личности школьника в образовательной среде (то есть на уроках истории и обществознания – именно этот вид образовательной активности мы рассмотрим в нашей статье). Идёт резкое ускорение темпов научного и технического развития, как следствие – обесценивание эмпирического опыта старшего педагогического поколения. Избежать этот «образовательный тупик» возможно только повышением уровня образовательных компетенций учителя истории. Это является необходимым условием при переходе к новой системе организации школьного образования и новым образовательным стандартам.

 

Управление развитием профессиональной компетенции учителя истории и обществознания слагается из двух основных частей: во-первых: стратегического управления (то есть выбранного направления развития и аккумуляции полученных знаний, последующей их реализации на уроках, освоение, апробация и использование новых методов); во-вторых: собственно системы управления, обеспечивающей выработку долгосрочных стратегий (на месяц, на четверть или на весь учебный год), превращения их в индивидуальные планы работы учителя, подлежащие реализации в тот или иной временной отрезок.

 

На этапе рефлексии мы рассматриваем элементы стратегического планирования деятельности учителя истории применительно к планированию нового образовательного состояния школы без пояснения процедур синтеза всех его компетенций. Отметим, что стратегическое управление деятельностью учителя истории и обществознания, структурирования, редуцирования и преобразования его компетенций нацелено на достижение успеха в конкурентной борьбе рыночно-ориентированных структур по чётко определенным конечным результатам их деятельности.

 

Ни школы, ни зачастую даже сами педагоги не имеют чётких категорий, поэтому в системном подходе стратегического управления деятельностью учителя истории и обществознания мы предлагаем известные и достаточно устоявшиеся в педагогике: понятие качества образования; количественная мера качества образования; модель учащегося/выпускника; модель учебно-воспитательного процесса; качество учебно-воспитательного процесса [1: 15].

 

В настоящей статье рассмотрим лишь одну из форм по расширению образовательных полей компетенций, а именно – понятие качество образования учителя путём внедрения кейсового обучения на уроках истории и обществознания.

 

Под качеством образования понимаем степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса (преподавателей, обучающихся, родителей) от предоставляемых учебным заведением образовательных услуг. При этом важно помнить, что качество образования должно оцениваться комплексно, во всех направлениях деятельности учреждения начального профессионального образования. Качество образования определяется совокупностью показателей: собственно содержанием образования, формами и методами обучения, уровнем материально-технической базы, кадровым составом. Важно помнить, что сам процесс образования должен иметь качественную характеристику.

 

Для коррекции качества образования, формирования компетенций учителя истории возможно использование кейсового обучения, которое предполагает применение метода анализа конкретных ситуаций профессионального характера. Под кейсовым обучением заведомо понимаем «изучение дисциплины путём рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определённых комбинациях» [2: 15]. Такое обучение развивает понимание и способность мыслить на языке основные проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.

 

Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX в. изначально в области общественных наук. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Впоследствии, и особенно в последнее время, кейсовый метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга [3: 131]. Например, упомянутая выше Гарвардская Школа Бизнеса так определяет метод кейсов: «Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач, кейсы обычно составлены исходя из опыта реальных людей, они составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе»[5].

 

На современном этапе образовательной активности задача учителя истории и обществознания, как следует из данного определения, состоит в подборе соответствующего реального материала, а школьники должны разрешить поставленную задачу-проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому учитель должен помочь школьникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Школьники должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.

 

Роль учителя здесь состоит в направлении беседы или дискуссии, например, с помощью проблемных вопросов в контроле времени работы, в побуждении школьников отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всего класса в процесс анализа кейса. Учитель создает ситуацию и помогает найти пути её комплексного конструктивного решения. Периодически учитель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу по разбираемой проблеме.

 

Отметим, что в кейсе «рассматривается конкретная ситуация, отражающая положение вещей за какой-либо промежуток времени. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение этого времени. Причем, ситуация может отражать как комплексную проблему (например, изложенную в данном учебном пособии) так и какую-либо частную реальную задачу» [4]. Как правило, информация не представляет полное описание (биография) деятельности, а скорее носит ориентирующий характер. Поэтому, для построения логичной модели, необходимой при принятии обоснованного решения, допускается дополнять кейс данными, которые, по мнению участников, могли иметь место в действительности. Таким образом, школьник не только фиксирует рассматриваемый случай, но и вникает в него до такой степени, что может прогнозировать и демонстрировать то, что пропущено в кейсе (слияние в данном моменте с методом погружения).

 

Учитель на уроке является субъектом самостоятельной психологической (образовательной и воспитательной) деятельности, что, как правило, в массовой педагогической практике не осознается как существенно значимое, а в педагогической теории не рассматривается в качестве самостоятельного объекта исследования. Учитель работает с развивающей личностью обучающегося, выступает в роли «создателя элементов личности другого человека» (с помощью использования новых методов обучения, в том числе – и кейсового), вносит свой «вклад» в личность ученика, создает и перестраивает его индивидуальный смысловой опыт. Метод кейсов позволяет анализировать как обще классную ситуацию, так  и работоспособность каждого ученика в отдельности.

 

Использование новых подходов и методов обучения в условиях растущего внешнего вызова позволяет учителям развиваться в профессиональном отношении и оставаться на высоком уровне компетенции в изменяющихся условиях образовательной среды, основным актором которой он является. 

 

Список литературы:

 

[1].Карнаухов И.Н. Методологические основы инновационного проекта развития школы. – М.: Новая школа, 1997. – 32 с.

[2].Гундырева Н.Л. Способы развития ключевых компетентностей современного педагога // Формирование ключевых компетентностей участников образовательного процесса: Материалы Областной научно-практической конференции. 30 марта 2006 г. – Омск, 2006. – С. 14-16.

[3].Technigs with cases. James A. Errskine, Michiel R. Leenders, Louise A. Mauffette Leenders School of Business Administration, The University of Western Ontario London, Canada, 1981. - 305 c.

[4].Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. Электронный адрес: http://www.marketing.spb.ru/read/m21/

[5].Кайзер Ф.- Й.,  Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин . Электронный адрес: http://www.ssu-onomika.net/bibliothek/pdf/IV_B_6_Fallstudie.pdf



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*