Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВсе чаще и чаще наше внимание в процессе изучения иностранного языка обращается к такому всеохватывающему виду искусства как музыка. С одной стороны она формирует эстетическое отношение к действительности, несет в себе духовное начало, эмоциональную насыщенность, огромный энергетический потенциал, что позволяет создать одухотворенную обстановку в классе. Нельзя переоценить образовательное, развивающее воздействие музыки на процесс формирования ощущений, представлений, гуманитарных знаний и умений всесторонне образованной личности. С другой стороны, речь и музыка имеют одинаковые параметры и интонацию, ударение, фразовое строение, паузы, высоту тона, темп. Данное сходство объясняется тем, что в первооснове речи и музыки лежит одно и то же физическое явление - звук.
Еще один немаловажный фактор - необходимость использования музыки при изучении иностранного языка. По утверждению как отечественных, так и зарубежных психологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистического материала, поскольку представляет такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует хранению изучаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению.
Важной особенностью развития памяти у детей младшего школьного возраста является более резкое, чем у взрослых, разграничение каналов восприятия и запоминания информации. В классе всегда есть дети - визуалы, аудиалы, кинесгетики и дети с отсутствием четко выраженной склонности к какому-либо определенному типу восприятия или со смешанным типом. Кроме того, практически у всех детей в этом возрасте развита, в отличие от взрослых людей, тактильная память. Работая в таком классе, особенно на начальном этапе, когда непроизвольное внимание у детей явно преобладает над произвольным, учитель просто обязан использовать все возможные способы, в том числе музыку и песню. Использование песенно-музыкального материала позволяет при экономии времени урока вводить новые лексические или грамматические единицы, опираясь сразу на несколько каналов восприятия одновременно. Музыка и песни в музыкальном сопровождении отлично воспринимаются аудиалами, а если песня сопровождается движениями (а детские песни - это практически всегда и танцы одновременно), то она легко запомнится и кинестетиками. Если к песне подобрать картинки по сюжету, то не будет проблем и у визуалов с запоминанием этой песни.
Комплексная подача новой информации, помимо проблемы снятия трудностей восприятия, одновременно развивает у детей те каналы восприятия, которые у них недостаточно развиты. Опираясь на зрительные образы, дети с хорошо развитым визуальным каналом восприятия развивают слух, так как они все время слышат музыку и звуки иностранного языка, сопровождающие эти зрительные образы. Делая разминку, танцуя или играя в определенную игру под музыку и в сопровождении английских фраз, дети-кинестетики привыкают запоминать необходимые для игры или песни слова и предложения.
Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку, и не только иностранному, очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции и США это практикуется и сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику разучивают пением.
Что входит в понятие «музыка» в контексте курсового обучения иностранным языкам? В данном случае методическое понимание этого слова шире его традиционного значения. Под словом «музыка» будет пониматься: просто музыка, т. е. инструментальное исполнение различных музыкальных произведений; пение, т. е. вокальное исполнение произведений, как с инструментальным музыкальным сопровождением, так и без него, т. е. акапельное, сольное и хоровое пение; видеоклипы с записями популярных песен на разных языках мира; вербальная информации из мира музыкальной индустрии, включающая статьи, рецензии, музыкальные рейтинги, интервью, объявления, рекламу, фрагменты теле- и радиопередач о мире музыки; невербальная информация из мира музыкальной индустрии: фотографии музыкальных ансамблей и отдельных исполнителей; музыкантов; композиторов; продюсеров; музыкальных инструментов; интерьеров современных видеостудий и концертных залов и т. д.
Почему следует шире использовать музыку на занятиях иностранного языка? Если рассматривать иностранный язык как учебный предмет, то наряду с решением чисто прагматических задач развития речевых умений в устной и письменной речи, иностранный язык рассматривается как средство расширения гуманитарных знаний, развития эмоционально-чувственного восприятия мира. В основе формирования коммуникативной компетенции в широком понимании этого слова лежат определенные морально-ценностные ориентиры, которые формируются и развиваются не только на уровне формальной логики и когнитивных способностей. Недооценка использования других средств получения информации помимо печатных текстов и их вербального обсуждения приводит к некоторой однобокости, перекосу в развитии человека, к некоторой рахитичности, когда восприятие мира основывается только на формальной логике разума, что неестественно, нарушает внутреннюю гармонию человека, гармонию его отношений с внешним миром. Как известно, в педагогической психологии выделяются разные типы восприятия и, соответственно, типы учащихся, с преобладанием того или иного типа.
Однако формальное, непродуманное, чрезмерное увлечение любым средством обучения, как правило, не приносит положительных результатов. Грамотный преподаватель всегда сумеет определить степень методической и педагогической целесообразности использования музыки для формирования языковых, речевых, социокультурных навыков и умений в каждом конкретном случае и отказаться от ее использования в другом. Для того, чтобы выбрать оптимальные приемы работы с музыкой на занятиях, рассмотрю варианты работы с некоторыми из обозначенных выше видов музыкальной информации.
Использование инструментальной музыки. Прежде всего, уточню, что в данном случае включает в себя понятие «инструментальная музыка». Очевидно, что данная музыка может включать музыкальные произведения, написанные для разных музыкальных инструментов/групп музыкальных инструментов, а именно: фортепиано/органа/аккордеона/ других клавишных инструментов; скрипки/виолончели/альта/арфы/других струнных инструментов; трубы/флейты/саксофона/других духовых инструментов; ударных инструментов; симфонического/камерного/струнного оркестра. Это может быть музыка разных стилей и жанров, а именно: классическая музыка; классическая музыка в современной обработке; джаз; рок; народная музыка; этническая музыка; эстрадная музыка; музыка к кинофильмам (саундтрэки); музыка рекламных роликов и т. д.
С какой целью можно использовать звучащую инструментальную музыку на занятиях иностранного языка? Очевидно, что таких целей может быть несколько. Рассмотрим некоторые из них:
1). Создать определенное настроение и соответствующую атмосферу общения.
2). Задать темп выполнения задания.
3). Снять напряжение.
4). Обеспечить эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой.
5).Способствовать созданию учебной ситуации с помощью невербальных информационных опор.
6). Добавить национальный колорит в ситуацию общения (при развитии рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности).
7).Обеспечить направленную рефлексию на имеющиеся гуманитарно-филологические знания, в том числе и междисциплинарного характера.
8). Задействовать воображение, эмоции, формировать ощущения и способствовать их вербальному выражению.
9). Расширить спектр страноведческих и социокультурных знаний.
Использование песен. Любая песня - это слова, положенные на музыку. Поэтому в условиях обучения иностранному языку система работы с песней во многом будет схожа с системой работы над текстом. При этом следует учитывать то, что текст песни может быть более или менее осмысленным, значимым в смысловом отношении. Препятствием на пути к использованию песен как средству обучения иностранному языку может стать именно текст, который примитивен по содержанию или просто бессмыслен; пропагандирует жестокость, насилие, сексизм и другие нежелательные идеи; содержит жаргонизмы и порой не соответствует языковым нормам. Но есть песни, в которых текст несет большой информационный запас о культуре и истории страны / народа; интересен в плане идей и дает богатую почву для дискуссий, в том числе с точки зрения обсуждения жизненной философии авторов; лиричен, хорошо ложится на музыку и легко запоминается; является самоценным языковым и речевым произведением, насыщенным интересной лексикой, разнообразными или повторяющимися грамматическими структурами, образными выражениями, литературными тропами, стилистическими приемами и т. д.
Очевидно, что в учебных целях желательно использовать песни с выигрышным текстом. Однако текст в песне - это далеко не все. Песня должна иметь определенный ритм, хорошо «пропеваться». Есть песни, которые надо слушать, но есть и песни, которые предназначены, прежде всего, для того, чтобы под них двигались в определенном темпе и ритме, а смысл не так уж и важен. Песня в данном случае просто призвана создать определенную атмосферу, эффект сопричастности к единому действу и т. д.
Используя песни и музыку, мы можем расширить объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным путем для этого возраста. Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо запоминает то, что он пережил эмоционально. Дети любят петь, танцевать, играть - это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная или спетая лексическая единица пережита ими, прошла через их сознание, связана с личными эмоциями ребенка, она становится для него лично-значимой - а поэтому запомнится навсегда.
Использование музыкальных видеоклипов. При использовании видеоклипов особое внимание в данном случае можно обратить на такие приемы, как использование видео без звука, с заданием на одновременное соотнесение видеоряда с текстом ряда предложенных песен или прогнозирование тематики и содержания/характера звучания одной песни, без предоставления ее слов; использование быстрой/обратной перемотки, приема «сканирования»; использование паузы, с прогнозированием последующего текста или предваряющим описанием сюжета/характера видеоряда. Здесь важно правильно выбрать видеоклипы, с нетривиальной трактовкой, дающие неожиданный «параллельный» сюжет для песни. В качестве примера можно привести клипы с фантастическими, порой фантасмагорическими сюжетами к песням М. Джексона, клип к песне Мадонны, написанной против войны в Персидском заливе, к ранним песням Алсу, в которых ведущие драматические актеры - А. Маковецкий, Е. Яковлева создают свою историю, романтический сюжет, практически не имеющий ничего общего с текстом песни, но благодаря которому песня «смотрится» и запоминается.
В нашей стране в последнее время особое значение придается изучению песен и музыкальных фраз в формировании речевой компетенции младших школьников. Рифмованная речь для детей младшею школьного возраста является более привычной и естественной, чем для учеников постарше, именно потому, что им легче запомнить информацию в рифмованном виде. Эта психологическая особенность учеников младшего школьного возраста и должна активно использоваться при обучении их английскому языку. Сейчас издаются и широко применяются пособия, содержащие стихи и рифмы как на английском языке, так и в смешанном русско-английском варианте для разучивания английских букв, слов, грамматических понятий.
Лексическая единица, грамматическая структура, заключенные в ритмически рифмованную форму, способствуют эффективному ее усвоению, развивают четкость и беглость произношения. Работа с рифмами является одним из способов развития звуковых ассоциаций у детей, поэтому желательно не просто заучивать ту или иную песню, рифмовку, а использовать ряд приемов с рифмами, соответствующих данному возрасту. Например, в сборнике Н. Е. Белоножко «Песенки для малышей. Изучай английский с удовольствием» в качестве примера дается рифмовка «I have а lоrrу». В определенном контексте детьми усваивается фраза «Don’t worry». Учитель готовит карточки с изображением транспорта: car, lorry, bicycle, train, bus, показывает карточки детям, четко произнося название изображения, и просит детей выбрать то слово, которое по звучанию похоже на «Don’t worry». Образы песни, которые представлены рисунками для раскрашивания, находят свое отображения в заданиях после выучивания песни. Детям также предлагается написать первые буквы слов. Это задание вызывает необходимость сравнения буквенного состава заданных слов со словами рисунков. В это задание нужно включать рифмующиеся слова, буквенный состав которых бывает одинаков. Это не только развивает, но и усиливает буквенно - звуковые ассоциации у детей. Такие задания соответствуют психофизическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, так как они основаны на наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении, в результате чего происходит формирование умственных действий учащихся.
Музыка позволяет легко проникнуть в эмоциональный мир ребенка, концентрирует его внимание на самых важных языковых явлениях. Чтобы использование песенок стало эффективным инструментом обучения, учитель должен отказаться от привычки петь песенку от начала и конца с одними и теми же эмоциями. Каждое новое исполнение песенки должно сопровождаться переосмыслением ее содержания, новой режиссурой, новым реквизитом.
Стоит упомянуть и о пальчиковых играх. Пальчики могут изобразить все, что пожелаете: мишек, танцующих на кроватке, грибок, бег лошадки, скачущего зайку. Хорошо известно, что активность речевых центров головного мозга, их способность к развитию сильно зависит от вовлеченности в деятельность пальцев рук. Движения пальцев оказывают на речевые центры намного большее влияние, чем любые другие движения ребенка: бег, прыжки и т.д. В ходе обычной деятельности чаще всего задействуются большой, указательный и средний пальцы. Два последних - безымянный и мизинец - обычно остаются без дела, а ведь их роль в активизации речевых центров не меньше остальных. Надо стараться в использованных играх вовлекать в движение все пять пальцев каждой руки. Желательно сбалансировать три вида движения пальцами: сжатие, растяжение и расслабление. Практически в любой песенке - игре можно использовать пальчики, надо только проявить фантазию.
С помощью музыкального материала мы можем легко создать психологически комфортную обстановку на уроках английского языка. Влияние музыки на психические процессы человеческого организма хорошо известно, изучено психологами, медиками, педагогами и широко используется в процессе обучения не только иностранным языкам. Для создания психологически комфортной, творческой атмосферы на уроке привлекается музыкальный и песенный материал.
Например, при проведении больших письменных работ, особенно если урок стоит в конце дня или после уроков, на которых дети много пишут - русский или математика - хорошо использовать фоновую музыку, способствующую снятию психологического напряжения и переключить детей на другой предмет. Музыку лучше подбирать спокойную, мелодичную, без резкой смены темпа
Решая вопросы психологического характера, одновременно можно познакомить учеников и с английской классической музыкой, и с русской классической музыкой. Музыка для переключения учащихся с одного вида работы на другой должна быть более энергичной или с меняющимся ритмом. Особенно для младших школьников, когда их трудно успокоить после какой-нибудь подвижной игры на уроке или после конкурса Можно включить какую-либо веселую знакомую песенку, где куплеты повторяются, слегка меняясь. А иногда можно включить совершенно новую для детей песню, поговорить о ней в течение 1-2 мин., после чего спокойно перейти на запланированный вид работы.
В настоящее время приобретает особое значение использование здоровьесберегающих технологий, поэтому музыкальные паузы-разминки, зарядка под музыку или с песней - это необходимый элемент урока, соответствующий современным образовательным требованиям. Выбор английских песенок для зарядки или паузы - разминки обширен, они связаны с движением, с темой изучаемого материала («Head and Shoulders, Knees and Toes...» или «Put Your Finger on Your Nose...»). Таким образом, использование песен на уроках английского языка не только способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формирует активную личность, но и вносит в урок эмоциональный колорит и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру.
Список используемой литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.