Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья на тему: "Особенности использования музыки на уроках английского языка"

28.06.2016 121 150
Спицына Ольга Сергеевна
Спицына Ольга Сергеевна, Преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Все чаще и чаще наше внимание в процессе изучения иностранного языка об­ращается к такому всеохватывающему виду искусства как музыка. С одной стороны она формирует эстетическое отношение к действительности, несет в себе духовное начало, эмоциональную насыщенность, огромный энергетический потенциал, что позволяет создать одухотворенную обстановку в классе. Нельзя переоценить образова­тельное, развивающее воздействие музыки на процесс формирования ощущений, представлений, гуманитарных знаний и умений всесторонне образованной личности. С другой стороны, речь и музыка имеют одинаковые параметры и интонацию, ударе­ние, фразовое строение, паузы, высоту тона, темп. Данное сходство объясняется тем, что в первооснове речи и музыки лежит одно и то же физическое явление - звук.

Еще один немаловажный фактор - необходимость использования музыки при изу­чении иностранного языка. По утверждению как отечественных, так и зарубежных пси­хологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистиче­ского материала, поскольку представляет такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует хранению изу­чаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению.

Важной особенностью развития памяти у детей младшего школьного возраста яв­ляется более резкое, чем у взрослых, разграничение каналов восприятия и запоминания информации. В классе всегда есть дети - визуалы, аудиалы, кинесгетики и дети с отсут­ствием четко выраженной склонности к какому-либо определенному типу восприятия или со смешанным типом. Кроме того, практически у всех детей в этом возрасте развита, в отличие от взрослых людей, тактильная память. Работая в таком классе, осо­бенно на начальном этапе, когда непроизвольное внимание у детей явно преобладает над произвольным, учитель просто обязан использовать все возможные способы, в том числе музыку и песню. Использование песенно-музыкального материала позволяет при экономии времени урока вводить новые лексические или грамматические едини­цы, опираясь сразу на несколько каналов восприятия одновременно. Музыка и песни в музыкальном сопровождении отлично воспринимаются аудиалами, а если песня со­провождается движениями (а детские песни - это практически всегда и танцы одновременно), то она легко запомнится и кинестетиками. Если к песне подобрать картинки по сюжету, то не будет проблем и у визуалов с запоминанием этой песни.

Комплексная подача новой информации, помимо проблемы снятия трудностей восприятия, одновременно развивает у детей те каналы восприятия, которые у них недостаточно развиты. Опираясь на зрительные образы, дети с хорошо развитым визуальным каналом восприятия развивают слух, так как они все время слышат му­зыку и звуки иностранного языка, сопровождающие эти зрительные образы. Делая разминку, танцуя или играя в определенную игру под музыку и в сопровождении английских фраз, дети-кинестетики привыкают запоминать необходимые для игры или песни слова и предложения.

Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку, и не только иностранному, очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции и США это практикуется и сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику разучивают пением.

Что входит в понятие «музыка» в контексте курсового обучения иностранным языкам? В данном случае методическое понимание этого слова шире его традицион­ного значения. Под словом «музыка» будет пониматься: просто музыка, т. е. инструментальное исполнение различных музыкальных произведений; пение, т. е. вокальное исполнение произведений, как с инструментальным музыкальным сопро­вождением, так и без него, т. е. акапельное, сольное и хоровое пение; видеоклипы с записями популярных песен на разных языках мира; вербальная информации из мира музыкальной индустрии, включающая статьи, рецензии, музыкальные рейтинги, интер­вью, объявления, рекламу, фрагменты теле- и радиопередач о мире музыки; невербаль­ная информация из мира музыкальной индустрии: фотографии музыкальных ансамблей и отдельных исполнителей; музыкантов; композиторов; продюсеров; музыкальных инструментов; интерьеров современных видеостудий и концертных залов и т. д.

Почему следует шире использовать музыку на занятиях иностранного языка? Если рассматривать иностранный язык как учебный предмет, то наряду с решением чисто прагматических задач развития речевых умений в устной и письменной речи, иностранный язык рассматривается как средство расширения гуманитарных знаний, развития эмоционально-чувственного восприятия мира. В основе формирования коммуникативной компетенции в широком понимании этого слова лежат опреде­ленные морально-ценностные ориентиры, которые формируются и развиваются не только на уровне формальной логики и когнитивных способностей. Недооценка использования других средств получения информации помимо печатных текстов и их вербального обсуждения приводит к некоторой однобокости, перекосу в развитии человека, к некоторой рахитичности, когда восприятие мира основывается только на формальной логике разума, что неестественно, нарушает внутреннюю гармонию человека, гармонию его отношений с внешним миром. Как известно, в педагогиче­ской психологии выделяются разные типы восприятия и, соответственно, типы уча­щихся, с преобладанием того или иного типа.

Однако формальное, непродуманное, чрезмерное увлечение любым средством обучения, как правило, не приносит положительных результатов. Грамотный препо­даватель всегда сумеет определить степень методической и педагогической целесо­образности использования музыки для формирования языковых, речевых, социо­культурных навыков и умений в каждом конкретном случае и отказаться от ее ис­пользования в другом. Для того, чтобы выбрать оптимальные приемы работы с му­зыкой на занятиях, рассмотрю варианты работы с некоторыми из обозначенных выше видов музыкальной информации.

Использование инструментальной музыки. Прежде всего, уточню, что в дан­ном случае включает в себя понятие «инструментальная музыка». Очевидно, что данная музыка может включать музыкальные произведения, написанные для разных музыкальных инструментов/групп музыкальных инструментов, а именно: форте­пиано/органа/аккордеона/  других клавишных инструментов; скрипки/виолонче­ли/альта/арфы/других струнных инструментов; трубы/флейты/саксофона/других духовых инструментов; ударных инструментов; симфонического/камерно­го/струнного оркестра. Это может быть музыка разных стилей и жанров, а именно: классическая музыка; классическая музыка в современной обработке; джаз; рок; народная музыка; этническая музыка; эстрадная музыка; музыка к кинофильмам (саундтрэки); музыка рекламных роликов и т. д.

С какой целью можно использовать звучащую инструментальную музыку на занятиях иностранного языка? Очевидно, что таких целей может быть несколько. Рассмотрим некоторые из них:

1). Создать определенное настроение и соответствующую атмосферу общения.

2). Задать темп выполнения задания.

3). Снять напряжение.

4). Обеспечить эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой.

5).Способствовать созданию учебной ситуации с помощью невербальных информационных опор.

6). Добавить национальный колорит в ситуацию общения (при развитии рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности).

7).Обеспечить направленную рефлексию на имеющиеся гуманитарно-филологические знания, в том числе и междисциплинарного характера.

8). Задействовать воображение, эмоции, формировать ощущения и способствовать их вербальному выражению.

9). Расширить спектр страноведческих и социокультурных знаний.

Использование песен. Любая песня - это слова, положенные на музыку. Поэтому в условиях обучения иностранному языку система работы с песней во многом будет схожа с системой работы над текстом. При этом следует учитывать то, что текст песни может быть более или менее осмысленным, значимым в смысловом отношении. Препятствием на пути к использованию песен как средству обучения иностранному языку может стать именно текст, который примитивен по содержа­нию или просто бессмыслен; пропагандирует жестокость, насилие, сексизм и другие нежелательные идеи; содержит жаргонизмы и порой не соответствует языковым нормам. Но есть песни, в которых текст несет большой информационный запас о культуре и истории страны / народа; интересен в плане идей и дает богатую почву для дискуссий, в том числе с точки зрения обсуждения жизненной философии авто­ров; лиричен, хорошо ложится на музыку и легко запоминается; является самоцен­ным языковым и речевым произведением, насыщенным интересной лексикой, раз­нообразными или повторяющимися грамматическими структурами, образными выражениями, литературными тропами, стилистическими приемами и т. д.

Очевидно, что в учебных целях желательно использовать песни с выигрышным текстом. Однако текст в песне - это далеко не все. Песня должна иметь определенный ритм, хорошо «пропеваться». Есть песни, которые надо слушать, но есть и песни, ко­торые предназначены, прежде всего, для того, чтобы под них двигались в определенном темпе и ритме, а смысл не так уж и важен. Песня в данном случае просто призвана создать определенную атмосферу, эффект сопричастности к единому действу и т. д.

Используя песни и музыку, мы можем расширить объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным путем для этого возраста. Что касается разви­тия и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо запоминает то, что он пережил эмоционально. Дети любят петь, танцевать, играть - это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проиг­ранная или спетая лексическая единица пережита ими, прошла через их сознание, связана с личными эмоциями ребенка, она становится для него лично-значимой - а поэтому запомнится навсегда.

Использование музыкальных видеоклипов. При использовании видеоклипов особое внимание в данном случае можно обратить на такие приемы, как использо­вание видео без звука, с заданием на одновременное соотнесение видеоряда с тек­стом ряда предложенных песен или прогнозирование тематики и содержания/ха­рактера звучания одной песни, без предоставления ее слов; использование быстрой/обратной перемотки, приема «сканирования»; использование паузы, с прогнозиро­ванием последующего текста или предваряющим описанием сюжета/характера видеоряда. Здесь важно правильно выбрать видеоклипы, с нетривиальной трактов­кой, дающие неожиданный «параллельный» сюжет для песни. В качестве примера можно привести клипы с фантастическими, порой фантасмагорическими сюжетами к песням М. Джексона, клип к песне Мадонны, написанной против войны в Персид­ском заливе, к ранним песням Алсу, в которых ведущие драматические актеры - А. Маковецкий, Е. Яковлева создают свою историю, романтический сюжет, практиче­ски не имеющий ничего общего с текстом песни, но благодаря которому песня «смотрится» и запоминается.

В нашей стране в последнее время особое значение придается изучению песен и музыкальных фраз в формировании речевой компетенции младших школьников. Рифмованная речь для детей младшею школьного возраста является более привыч­ной и естественной, чем для учеников постарше, именно потому, что им легче запом­нить информацию в рифмованном виде. Эта психологическая особенность учеников младшего школьного возраста и должна активно использоваться при обучении их английскому языку. Сейчас издаются и широко применяются пособия, содержащие стихи и рифмы как на английском языке, так и в смешанном русско-английском вари­анте для разучивания английских букв, слов, грамматических понятий.

Лексическая единица, грамматическая структура, заключенные в ритмически рифмованную форму, способствуют эффективному ее усвоению, развивают чет­кость и беглость произношения. Работа с рифмами является одним из способов раз­вития звуковых ассоциаций у детей, поэтому желательно не просто заучивать ту или иную песню, рифмовку, а использовать ряд приемов с рифмами, соответствующих данному возрасту. Например, в сборнике Н. Е. Белоножко «Песенки для малышей. Изучай английский с удовольствием» в качестве примера дается рифмовка «I have а lоrrу». В определенном контексте детьми усваивается фраза «Don’t worry». Учитель готовит карточки с изображением транспорта: car, lorry, bicycle, train, bus, показывает карточки детям, четко произнося название изображения, и просит детей выбрать то слово, которое по звучанию похоже на «Don’t worry». Образы песни, которые пред­ставлены рисунками для раскрашивания, находят свое отображения в заданиях по­сле выучивания песни. Детям также предлагается написать первые буквы слов. Это задание вызывает необходимость сравнения буквенного состава заданных слов со словами рисунков. В это задание нужно включать рифмующиеся слова, буквенный состав которых бывает одинаков. Это не только развивает, но и усиливает буквенно - ­звуковые ассоциации у детей. Такие задания соответствуют психофизическим осо­бенностям учащихся младшего школьного возраста, так как они основаны на на­глядно-действенном и наглядно-образном мышлении, в результате чего происходит формирование умственных действий учащихся.

Музыка позволяет легко проникнуть в эмоциональный мир ребенка, концен­трирует его внимание на самых важных языковых явлениях. Чтобы использование песенок стало эффективным инструментом обучения, учитель должен отказаться от привычки петь песенку от начала и конца с одними и теми же эмоциями. Каждое новое исполнение песенки должно сопровождаться переосмыслением ее содержа­ния, новой режиссурой, новым реквизитом.

Стоит упомянуть и о пальчиковых играх. Пальчики могут изобразить все, что пожелаете: мишек, танцующих на кроватке, грибок, бег лошадки, скачущего зайку. Хорошо известно, что активность речевых центров головного мозга, их способность к развитию сильно зависит от вовлеченности в деятельность пальцев рук. Движения пальцев оказывают на речевые центры намного большее влияние, чем любые другие движения ребенка: бег, прыжки и т.д. В ходе обычной деятельности чаще всего задействуются большой, указательный и средний пальцы. Два последних - безымянный и мизинец - обычно остаются без дела, а ведь их роль в активизации речевых центров не меньше остальных. Надо стараться в использованных играх вовлекать в движение все пять пальцев каждой руки. Желательно сбалансировать три вида движения пальцами: сжатие, растяжение и расслабление. Практически в любой песенке - игре можно использовать пальчики, надо только проявить фантазию.

С помощью музыкального материала мы можем легко создать психологически комфортную обстановку на уроках английского языка. Влияние музыки на психические процессы человеческого организма хорошо известно, изучено психологами, медиками, педагогами и широко используется в процессе обучения не только ино­странным языкам. Для создания психологически комфортной, творческой атмосферы на уроке привлекается музыкальный и песенный материал.

Например, при проведении больших письменных работ, особенно если урок стоит в конце дня или после уроков, на которых дети много пишут - русский или математика - хорошо использовать фоновую музыку, способствующую снятию психологического напряжения и переключить детей на другой предмет. Музыку лучше подбирать спокойную, мелодичную, без резкой смены темпа

Решая вопросы психологического характера, одновременно можно познакомить учеников и с английской классической музыкой, и с русской классической музыкой. Му­зыка для переключения учащихся с одного вида работы на другой должна быть более энергичной или с меняющимся ритмом. Особенно для младших школьников, когда их трудно успокоить после какой-нибудь подвижной игры на уроке или после конкурса Можно включить какую-либо веселую знакомую песенку, где куплеты повторяются, слег­ка меняясь. А иногда можно включить совершенно новую для детей песню, поговорить о ней в течение 1-2 мин., после чего спокойно перейти на запланированный вид работы.

В настоящее время приобретает особое значение использование здоровьесбере­гающих технологий, поэтому музыкальные паузы-разминки, зарядка под музыку или с песней - это необходимый элемент урока, соответствующий современным образовательным требованиям. Выбор английских песенок для зарядки или паузы - разминки обширен, они связаны с движением, с темой изучаемого материала («Head and Shoulders, Knees and Toes...» или «Put Your Finger on Your Nose...»). Таким об­разом, использование песен на уроках английского языка не только способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формирует ак­тивную личность, но и вносит в урок эмоциональный колорит и помогает погруже­нию учащихся в иноязычную культуру.

 

Список используемой литературы

 

  1. Белоножко Н. Е. Песенки для малышей. Изучай английский с удовольстви­ем. - М.: Бао - Пресс, 2006.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.
  3. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность и талант учителя. - М., 1985.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*