Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение активных методов обучения в практике преподавателей

28.02.2012 9239 25010
Глебова Любовь Ивановна
Глебова Любовь Ивановна , методист

Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.  Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль обучаемого  не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Начиная любое дело,  каждый из нас ставит перед собой одни и те же вопросы: что это? Зачем я это делаю? Как я делаю? С помощью чего? Каков результат?


Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают работать в традиционной парадигме.

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.


На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.


Опора на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.


Казалось бы, всё так. Однако жаль «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).


Специальные исследования показали, что от 20% до 50% подростков либо вообще не имеют учебных познавательных интересов, либо эти интересы расплывчаты, аморфны, случайны.  Однако есть целый ряд т. н. «побочных» склонностей и интересов – к успеху, к деньгам, красивой жизни. Но есть ещё врождённая любознательность, природные склонности …


Я говорю сейчас прописные истины, но выход должен быть и он есть.   

Основные задачи ФГОС-3.


Научить учиться - Организовать деятельность - Организовать продуктивную деятельность.


Очень важным правилом стимулирования является умение педагога сделать работу на уроке привлекательной.


Идея проведения занятий, используя активные методы обучения не нова. Она возникла в результате необходимости реализации практического овладения студентами определенных общественно-полезных знаний. Их преимущество состоит в том, что личный интерес студентов в успешном выполнении стоящих перед ними задач, повышает уровень познавательной активности. Задача преподавателя - самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т.д.


Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.


Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности студентов, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека остаётся до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.


Заглянем в психологический словарь, то увидим:

Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.


Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. (Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 11).


Слово «метод»в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к  достижению цели».


«Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре.


Учебный процесс обучения с использованием активных методов (от лат. aktivus - деятельный) опирается на совокупность общедидактических принципов обучения, каждый метод активным делает тот, кто его применяет и включает свои специфические принципы:

1. Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности студентов и темой занятия.

2. Принцип моделирования. Модель - учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения,  формулируются вопросы и задания, которые решают студенты в ходе обучения. Но преподавателю необходимо смоделировать конечный результат. А именно: какими знаниями и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен, в какой конкретно форме должна проявляться его образованность, т.е.  студент  +  среда, в которой ему придется жить.

3. Принцип входного контроля. Он предусматривает подготовку учебного процесса в соответствии с  реальным  уровнем подготовленности студентов,  их интересов, потребности в повышении знаний, дает возможность  эффективно определить содержание учебного курса,  методы обучения,  характер и объем индивидуальной работы студентов.

4. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения,  т.е. выбирать такие виды учебной деятельности студентов, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи.

5. Принцип проблемности.  Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа)  ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле.

6. Принцип «негативного опыта». Каждый человек имеет право на ошибки, и надо учить человека избегать ошибок.  В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся:

- изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях;

- предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении студент неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Анализ последовательности действий студента помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно студент убеждается в необходимости знаний по данной проблеме.

7. Принцип «от простого к сложному» - учет нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении ( индивидуальная работа над первоисточниками, коллективная выработка выводов и обобщений и т.д.).

8. Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной активности студентов является  новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия. Информативность учебного процесса привлекает и обостряет внимание студентов, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и приемами учебной деятельности. Но по мере усвоения знаний обостренность их восприятия постепенно начинает снижаться. Студенты привыкают к тем или иным методам, теряют к ним интерес. И вот здесь  преподавателю необходимо постоянно обновлять  методику обучения. Это не даст погаснуть интересу и активности студентов.

9. Принцип организации коллективной деятельности. В реальной жизни студенту придётся  сталкиваться с необходимостью принятия решений в группе, коллективно. И наша задача научить его это делать. На первом этапе преподаватель выявляет с помощью групповой задачи наличие расхождений и сходства в подходах студентов к самой задаче и ее решению. На втором формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата. На третьем этапе в условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п. При этом  преподаватель должен формулировать задания таким образом, чтобы для каждого студента было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия.

10.  Принцип опережающего обучения. Этот принцип подразумевает овладение в условиях обучения практическими знаниями и умение воплотить их в практику, сформировать у студента уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень результатов в будущей деятельности.

11. Принцип  мотивации, роль которой в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся  выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося. Мотивом  могут быть:

- профессиональный интерес,
- творческий характер учебно-познавательной деятельности,
- состязательность, игровой характер проведения занятий.

12. Принцип диагностирования. Он предполагает проверку эффективности занятий. Например, анализ самостоятельной работы студентов покажет, удачно ли тема вписывается в контекст курса, правильно ли выбран метод проведения занятий, хорошо ли студенты ориентируются в изучаемых проблемах, можно ли что–либо изменить к следующему занятию и т.д.

13. Принцип экономии учебного времени. Усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры. Тогда как обычно эти две задачи решаются последовательно, вначале студенты усваивают знания, а затем на практических занятиях вырабатывают умения и навыки.

14. Принцип выходного контроля. Это экзамен, зачет, собеседование, выполнение контрольных работ или рефератов с последующей их защитой. Но не в каждом случае  они могут установить количество, а, главное, качество приобретенных умений и навыков. При активных методах обучения - серия контрольных практических заданий, проблемных задач и ситуаций. Они могут быть индивидуальными и групповыми.


К активным методам обучения относятся:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.


Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.


«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.


Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных методов организации активной познавательной деятельности. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нестандартных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Этот опыт незаменим в последующей производственной деятельности.


Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и студента. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить студента  к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают, расширяют свои познания отдельной науки.


Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Это обучение через опыт и сотрудничество; учет различий в стилях познания; поисковые и исследовательские методы; игровые методы. В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности: решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.); оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.


Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

  • задействовать на уроке всех (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);
  • в полной мере учесть возрастные особенности (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);
  • учитывала бы личностные особенности самого преподавателя: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.


Разумеется, не сразу и не все студенты становятся активными участниками мыслительной деятельности на занятии. Необходимо время, чтобы они осознавали и принимали этот метод и его преимущества. Наиболее значимые этапы урока с использованием интерактивных форм:

  • разминка;
  • объединение в группы;
  • организация учебной деятельности в группе;
  • подведение итогов; презентация групповых решений;
  • рефлексия.


Активные  и интерактивные методы  обучения  отличаются нетрадиционной  технологией   учебного процесса:

  • активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
  • развивают партнерские отношения в процессе совместной деятельности;
  • повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
  • дают возможность приобретения опыта решения ситуативных и производственных задач.

Новые государственные образовательные стандарты  РФ могут быть реализованы, и их содержание подчёркивает это, используя инновационные методы. Такие, как: 

- индивидуализация обучения, когда время диктует необходимость  создания системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования;

- элективность — предоставление студентам максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам. Этот принцип частично получил своё воплощение в современных государственных образовательных стандартах РФ;

- контекстный подход — подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности;

- креативное обучение, базирующееся на следующих принципах:

·  принцип соответствия внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям (непрерывная диагностика личного образовательного приращения);

·  принцип индивидуальной образовательной траектории студента в образовательном пространстве;

- принцип интерактивности занятий, осуществляемых при помощи телекоммуникаций;

- обучение в сотрудничестве -  это модель использования малых групп студентов. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Преподаватель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным студентам или группе. Вместе с тем, в нужный момент он может объединить всех студентов группы, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д. Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по методу Cooperative Learning становится как бы исходной частицей самостоятельной коллективной работы. Результат работы этой группы , с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива. Это связано с тем, что каждый студент пользуется результатами, как самостоятельной групповой работы, так и коллективной. На следующем этапе, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, или уже при работе над следующим, новым проектом, задачей или проблемой, студенты используют знания, полученные и обработанные усилиями всей команды или группы, членом которой они являлись.

 

Источники и литература:

  1. Жук, А. И., Кашель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Минск, 2004.
  2. Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск,  2003.
  3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. Москва,  2003.
  4. Смолкин А.М. Методы активного обучения. Москва, 1991
  5. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - Москва, 2003.
  6. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Москва, 2004.
  7. Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход. Образование и наука. 2002, №3.


Применение активных методов обучения в практике преподавателей.pptx




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*